Война аукционных домов Christie’s и Sotheby’s: конкуренция усиливается

Среда, 24 июня 2015 г.Просмотров: 3863Обсудить

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Война  аукционных домов Christie’s и Sotheby’s: конкуренция усиливаетсяЗа прошедшие четыре дня продажи Christie’s составили рекордные за всю историю $1.7 миллиардов. На одних их феерических торгов в здании Центра Рокфеллера за какие-то два часа было продано предметов искусства XX в. на сумму $706 миллионов. Картина Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» была приобретена анонимным покупателем за $179,4 миллионов, став самой дорогой работой в истории аукционов. «Мы в Диснейленде», - заявил коллекционер Майкл Овиц, бывший президент Walt Disney Co., по окончании торгов.

Объем торгов Sotheby’s за две недели составил всего $890 миллионов, показав, таким образом, насколько аукционный дом отстает от своего извечного конкурента.

Конкурентная борьба

Sotheby’s и Christie’s вдвоем контролируют 42% мирового рынка торговли предметами искусства. В отношениях между двумя легендарными домами, чье руководство относительно недавно поменялось, прослеживается, пожалуй, самая продолжительная конкурентная борьба в истории бизнеса, уводящая нас к временам их становления в 18-м веке в Лондоне.

Не обошлось и без скандалов. В 1990 году Департамент юстиции США обвинил оба дома в сговоре при назначении комиссионного вознаграждения. В конечном счете, им пришлось заплатить в общей сложности $512 миллионов для урегулирования претензий обманутых покупателей и продавцов, а возглавлявший тогда Sotheby’s Альфред Таубман провел 10 месяцев за решеткой.

На кону были баснословные суммы денег, и конкуренция ужесточалась. По данным Европейского фонда изобразительных искусств (TEFAF), в прошлом году продажи произведений искусства достигли максимальной за все время отметки в €51миллиард ($57 миллиардов). Оба аукционных дома также продемонстрировали свои рекордные показатели - $7.9 миллиардов обеспечил Christie’s, принадлежащий французскому миллионеру Франсуа Пино, и $6.7 миллиардов - Sotheby’s. Поскольку Sotheby’s является публичной компанией, его оплошности труднее скрыть. На фоне увеличения расходов прибыль Sotheby’s упала на 9% и составила $117.8 миллионов.

В 2013 году Дэниел Лёб, генеральный директор хедж-фонда Third Point LLC, являющегося одним из крупнейших акционеров аукционного дома Sotheby’s, в открытом письме призвал к отставке президента и генерального директора аукционного дома Уильяма Рупрехта. Главной претензией к Рупрехту является «продолжающееся ухудшение конкурентной позиции относительно Christie’s», вечерние торги которого постоянного проходят лучше, чем торги Sotheby’s, что является результатом «отсутствия лидерства и стратегического видения на самом высоком уровне».

Причиной нападок Лёба стала одна из острейших проблем, стоящая перед нью-йоркским домом Sotheby’s и лондонским Christie’s. В погоне за долей рынка аукционные дома нередко играют со своей комиссией. «В Sotheby’s полагают, что если они этого не сделают, это сделает Christie’s, и наоборот», - считает бывший топ-менеджер Christie’s Филип Хоффман, ныне глава лондонской инвестиционной группы Fine Art Fund.

Рынок продавца

Не помогает и то, что это рынок продавца, где коллекционеры платят аукционным домам за обеспечение ими лучших условий сделки. В 2013 году, когда медиа-магнат Питер Брант решил продать работу Джеффа Кунса «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)», он обратился в оба аукционных дома, по сведениям источников, знакомых с ситуацией, надеясь получить за нее не менее $75 миллионов. Christie’s предложил лучшие условия, уменьшив свою комиссию. Однако ожидаемых тогда заявок из Катара не поступило, и шедевр ушел за $58.4 миллиона. И хотя это была самая высокая в истории цена, предложенная за работу современного художника, по мнению экспертов, маркетинговые и организационные расходы Christie’s «съели» всю прибыль. (Christie’s от комментариев отказался).

Чтобы покупатели не разбежались, Sotheby’s тоже предложил гарантированно высокие цены. Возьмем, к примеру, бронзовую «Колесницу» работы Альберто Джакометти 1950 года. В ноябре в Нью-Йорке она побила рекорды торгов Sotheby’s произведениями импрессионистов и современных художников. Торги начались после заявки на покупку за $90 миллионов от миллиардера Стивена Коэна. В тот вечер «Колесница» составила четверть общего объема продаж и стала самой дорогой работой, проданной с аукциона в 2014 году. Но аукционный дом гарантировал продавцу, греческому судовладельцу и миллиардеру Константину Александру-Гуландрису, что работа уйдет минимум за $103 миллиона, и согласился компенсировать любую недостающую разницу в цене. Даже после того, как окончательная цена выросла до $101 миллиона, Sotheby’s все равно умудрился потерять в результате этой сделки около $2 миллионов, и даже больше, как уверяют источники, знакомые с деталями сделки.

В конце концов, Лёбу удалось осуществить намеченное после отставки Рупрехта в ноябре. Его преемником стал Тед Смит, бывший президент «Madison Square Garden». Признав, что он плохо разбирается в искусстве, 50-летний Смит сфокусировался на развитии брэнда Sotheby’s, экспансии в азиатский регион и запуске онлайн проектов. Он очень внимательно отнесся к вопросам гарантий. «Мы не будем рисковать деньгами акционеров», сообщил Смит. Он приступил к своим обязанностям в марте, и уже совершил много рабочих встреч по вопросам дальнейшего развития аукционного дома с его крупнейшими клиентами, среди которых Овиц; президент Lighteyear Capital Дон Маррон; миллиардер и музыкальный продюсер Дэвид Геффен.

С назначением Смита дом Sotheby’s, похоже, повторяет сценарий Christie’s. В 2010 году пост главы аукционного дома занял такой же далекий от мира искусства Стивен Мёрфи, руководившей до этого издательской компанией Rodale. Мёрфи вложил $50 миллионов в развитие онлайн бизнеса и экспансию в страны Азии. Затем, в декабре 2014 года, буквально через две недели после отставки Рупрехта, Christie’s заявил, в свою очередь, что Мёрфи покинет свой пост, не называя причин ухода. Президентом стала 60-летняя француженка Патриция Барбизет, возглавляющая совет директоров Christie’s и являвшаяся долгое время советником владельца этого аукционного дома, французского миллиардера Франсуа Пино.

Сверхагрессивный и чрезвычайно конкурентный бизнес

Дилеры антиквариата и предметов коллекционирования, а также топ-менеджеры аукционных домов объяснили отставку Мёрфи тем, что он жертвовал прибылью ради завоевания рыночной доли, допуская злоупотребления с гарантиями. Экс-глава Christie’s отказался давать комментарии на эту тему. Г-жа Барбизет, в свою очередь, не выражает обеспокоенности по поводу гарантий. «У нас хорошие показатели чистой прибыли», - сообщила она в электронном письме. «Гарантии это риск-менеджмент, страхующий продавца».

Накануне майских торгов в Нью-Йорке г-жа Барбизет в сопровождении г-на Пино обходила выставочные залы Christie’s. Она подчеркнула свою принадлежность дому Пино, надев ожерелье Bottega Veneta (торговая марка принадлежит Пино) и черно-белый пиджак в полоску нью-йоркского дизайнера Джозефа Альтузарра (Пино владеет долей в компании ALTUZARRA). Патриция Барбизет является ключевой фигурой в империи Пино с 1989 года, когда она заняла должность финансового директора в его холдинговой компании. Хотя формально дом Christie’s входит в группу Groupe Artemis, которую возглавляет сын Пино Франсуа-Анри, по словам г-жи Барбизет, она ежедневно общается лично с 78-летним Пино-старшим. Парочка надолго остановилась перед скульптурой Джакометти «Указующий человек» 1947 года. Позже эта работа будет продана за $141 миллион, став самой дорогой скульптурой в мире и наказав Sotheby’s за его неудачу с Джакометти в ноябре.

«Это сверхагрессивный и чрезвычайно конкурентный бизнес», считает создатель Томас Сейд, основатель частного арт-дилера Connery Pissarro Seydoux SA, проработавший 15 лет в Christie’s. В этом отношении, похоже, у дома Christie’s есть все преимущества.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Рубрика: Статьи / Изнутри
Просмотров: 3863 Метки: ,
Автор: Казакина Катя @bloomberg.com">Bloomberg

Еще записи по теме



Оставьте комментарий!

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003