Инвестиции в искусство - ужасная идея
На этой неделе Ларри Финк CEO BlackRock рассказал Bloomberg: «Сегодня есть два основных способа сохранить благосостояния в любой точке мира – это, во-первых, современное искусство... я не шучу, я всерьез считаю это разновидностью активов. А во-вторых, это апартаменты на Манхэттене, в Ванкувере и Лондоне».
Если вы Ларри Финк или Стив Коэн, или один из пары дюжин мировых сверхбогатых коллекционеров, способных на вечернем аукционе современного искусства оставить миллионы, или находитесь в своем четвертом доме для отдыха в Хэмптоне, либо на секретном хранилище в свободном порту Женевы или Сингапура, тогда да.
Во что бы то ни стало, если у Вас есть $50 миллионов или где-то около того, которые вы можете позволить себе потерять, я могу предложить Марка Ротко, проданного аукционе Sotheby's в этом месяце.
Но если у вас нет сотен миллионов долларов...
Для всех остальных: покупка произведений искусства – это азартная игра в неликвидной теневой сфере, контролируемой горсткой игроков, которые определенно всегда будут знать больше вашего. Если вы богаты, как Ларри Финк или крупнейшие клиенты BlackRock, вы купите впечатляющую важную историческую работу, которую сможете годами хранить у себя, а когда решите продать, то она вряд ли потеряет свою ценность. Если же все это не про вас, - удачи в возврате денег.
Вот зарисовка в общих чертах процесса покупки произведения искусства:
Можно нанять консультанта по изобразительному искусству, и он расскажет вам обо всех горячих предложениях (и/или скорее для определения их стоимости). И, вероятнее всего, его гонорар будет процентом от цены покупки, что бы вы ни приобрели.
При участии в аукционе, вам нужно заплатить аукционному дому так называемый страховой взнос покупателя. Он обычно рассчитывается по скользящей скале в зависимости от того, сколько вы потратили, и составляет приблизительно от 10 % до 25 % вашей окончательно предложенной цены. Если вы - крупный клиент, вам может, удастся выторговать себе меньшую комиссию, но если вы сейчас читаете эту статью, то, скорее всего, статус постоянного клиента основных аукционных домов к вам неприменим. При покупке у дилера вы заплатите ему комиссию, прибавленную к возможной аукционной цене.
Необходимо организовать поставку, страховку, установку и, возможно, обрамление. Также налоги. Не забывайте про налоги.
Если вы не первый владелец картины, следует удостовериться, что у нее есть название, и вам известно об ее происхождении. В случае ее перепродажи, у вас должна быть четкая легенда, где эта картина находилась с момента своего создания, чтобы убедить следующего владельца в том, что вы ее не украли. Хорошее происхождение добавляет ценности картине (подсказка: распознаваемые имена = $$$).
Вероятнее, после нескольких владельцев, вы захотите экспертной оценки, чтобы убедиться, в принадлежности перу именно того художника, о котором вы думаете. Это также стоит денег. А затем ждете. Деньги буквально зависают на стене, ничего не приносят вам, кроме затрат на страховку (и возможно вызывают в вас чувство наслаждения!).
Вы надеетесь, что не прогадали с картиной. Через несколько лет с момента покупки вы считаете, что выбранный художник все еще популярен - достаточно популярен, чтобы цена картины оказалась не только выше той, за какую ее приобретали, но также достаточно высокой, чтобы покрыть все возникшие с момента покупки расходы, плюс еще немного. За исключением, если вы не купили картину художника, уже ставшим частью истории, попытки определить, будут ли и через несколько его работы столь же тенденциозными, сродни игре в орел-решка.
Нет никакого способа узнать текущую стоимость в любой данный момент
В действительности, пока картина находится у вас, вы не сможете узнать ее реальную рыночную стоимость. Другими словами, неизвестно, как ее оценить на основе фактической сделки между покупателем и продавцом.
Чтобы получить представление, можно понаблюдать (с помощью дилера или аукционного дома, что тоже будет стоить денег) за результатами аукционов с другими работами того же художника. Но обладает ли ваша картина такими же качествами? Такое же происхождение? Может, она представляет собой именно тот период работы художника, который вышел из моды? Сколько картин этого художника уже продано в этом сезоне.
Если выставленная на аукционе работа не получает достаточного для удовлетворения минимальных требований аукционного дома предложений о покупке, лот считается «сгоревшим», и возможно, в течение последующей пары лет картина вообще не сможет быть продана. Либо вы отдадите ее дилеру с большими скидками.
Это не обязательно судьба всех работ, покупаемых и продаваемых в качестве "инвестиций", но рисков в этом занятии значительно больше, чем хотелось бы.
Рубрика: Статьи / Деньги
Просмотров: 3731 Метки: Инвестиции , искусство
Оставьте комментарий!