Торговцев смертью карают штрафом

Вторник, 31 октября 2006 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Наш спецкор Николай Варсегов передает из Пскова, где алкогольные отравления достигли масштабов национального бедствия
В Псковской области уже несколько дней режим чрезвычайной ситуации. Бэтээров и танков на улицах областного центра пока не замечено, не объявлен и комендантский час, зато по всему городу идут круглосуточные облавы. Отряды милиции обыскивают квартиры, хижины, гаражи, бани, сараи неблагонадежных граждан, на коих падает подозрение в продаже ядовитого пойла. Европейские интуристы озадаченно изучают наклеенные на заборах плакаты с надписью "ТЫ ХОЧЕШЬ ЖИТЬ?". На плакате какой-то гад, прикрывший лицо воротником, отворотил полу плаща и показывает, подобно эксгибиционисту, аж девять бутылок ядовитого спирта!
Милиционеры качаются от усталости, но вновь и вновь выезжают в рейды. Ваш автор отправился в вечерний дозор с одним из милицейских нарядов. Надо сказать, к чести здешних правоохранителей - журналистов пускают всюду.
Если в мирное время милиция не имеет права без санкции прокурора обыскивать людские жилища, то режим чрезвычайной ситуации это позволяет. Милиция через СМИ обратилась к сознательным гражданам с просьбой назвать по телефонам доверия адреса, где продают втихаря спиртовые жидкости. Граждане - и не только сознательные - живо откликнулись, указали около семидесяти точек. Иные воспользовались моментом, чтобы досадить нелюбимым соседям. Так, например, по ложному доносу опера едва не устроили шмон в доме большого прокурорского работника, полагая, что здесь проживает барыга.
На неприметной "Газели" с затемненными стеклами мы с пятью сотрудниками милиции выехали на босяцкие деревянные окраины Пскова опять же по наводке с телефонов доверия.
Травят спиртом и травят собаками
Вот первый адрес, где согласно источникам продают отраву. За забором жуткая грязь, свалка металлолома и вагончик-бомжатник. На заборе... видеокамера наружного наблюдения!
- Последняя дорогая версия! - замечают милиционеры.
Тут же несколько неряшливых мужичков - приемщиков, сортировщиков металла. Их лица и белки глаз желты, как осенний лист. То явный признак токсического гепатита от ядовитого спирта. Сейчас таких лиц много на улицах Пскова, но далеко не все обращаются к медикам. А потому число - "около пятисот зарегистрированных отравлений по Псковской области" - лишь малая часть от числа отравленных. Большинство отлеживаются где-то или умирают от почечной недостаточности. В больницы же поступают люди очень даже приличные (с ними познакомимся позже).
- Что пили? - спрашивают милиционеры.
- Непьюшшые мы! - отвечает хворый желтый мужик, не подымаясь с грязного лежака.
Обыск вагончика ничего не дал. Хозяева этого пункта металла живут рядом в доме. Дверь открыл опять же желтолицый малый лет двадцати. Проводил к хозяйке - молодой и опрятной женщине без признаков отравления на лице. Та презрительно хмыкнула, поглаживая черную кошку:
- Ищите! Шмонайте! Все равно ничего не найдете!
Милиционеры и сами понимают, что не найдут. Во-первых, на тщательный обыск дома, строений, металлосвалки надобен целый день. Во-вторых, какой идиот сейчас будет хранить на дому отраву, когда в городе чрезвычайная ситуация и обыски? Порылись чуток для порядку, поехали дальше. По второму адресу все внешне указывало на резвую торговлю в этом доме суррогатами. За забором во дворе дома всюду валяются канистры из-под жидкости для мытья стекол. Но тут же на привязи разъяренные псы-людоеды, того и гляди, порвут цепи, бросаясь на оперов. Во двор из-за псов не пройти, а хозяева не отличились гостеприимством и на наши призывы даже выйти не пожелали. Тогда опера применили милицейскую смекалку: два милиционера принялись лаяться с псами через забор, отвлекая их на себя, а один незаметной тенью хотел проскользнуть в дом за хвостами зубастых. Но собаки разгадали маневр и едва не достали клыками смельчака. Из-за шторки в окне показалась смеющаяся рожа, а мы, выражаясь, поехали дальше.
В тот вечер выезжали на обыски еще с десяток милицейских бригад. Перезваниваемся. У коллег результаты такие же - нулевые.
"Класс он тоже выпить не дурак!"
На одном из центральных каналов прозвучало, что 90 процентов отравившихся - безработные. Но на совещании в областной администрации было сказано, что среди полтысячи обратившихся в больницы нет ни одного бомжа и большинство работающих от 19 до 50 лет. Примерно треть - женщины. Мое знакомство с больными подтвердило слова администрации.
В городской больнице все этажи забиты отравленными.
- Класть их уже просто некуда, - поясняет дежурный врач Армида Якимовская, - люди лежат прямо в коридорах, а пострадавшие все прибывают. Сегодня с утра пришлось пятерым отказать в госпитализации...
Я прошу пояснить, что будет с теми, кто выживет.
- Ничего хорошего, - отвечает Армида Григорьевна, - скорее всего, они станут инвалидами. - И далее поясняет, что при таком отравлении разрушается печень. Говоря упрощенно - печень мертвеет и перестает выводить шлаки из организма. Тогда кровь насыщается ядами, разрушая, в свою очередь, головной мозг. Человек быстро глупеет, теряет всякий интерес к жизни, деградирует настолько, что даже на в состоянии себя обслужить. Собственно, все то же происходит и от нормальной водки, от коньяка, от вина и пива, только медленнее.
Я иду в женское отделение, но барышни, узнав о появлении журналиста, забаррикадировались, приперли изнутри двери палат своими койками. Дежурная медсестра ругает их через дверь и грозится досрочной выпиской. Они открывают двери и прячутся с головами под одеяла. Я долго убеждаю девушек, что они должны поведать свои истории, дабы уберечь других от подобного. Ведь кто-то должен остаться здоровым, чтобы трудиться и обеспечивать их инвалидность. Одна соглашается.
- Я работаю продавцом и всякую гадость не пью. Решили вечером посидеть с подружкой после смены у меня дома. Купили на автовокзале в киосках из-под прилавка две бутылки водки "Славянские ключи" и "Белый доктор" по 75 рублей. Там три пивных киоска и всегда из-под прилавка продают. А что бы нам и не посидеть, двум незамужним бабам? Выпили-то всего по бутылке, да пива малость. Закусывали хорошо. Правда, почуяли, что водка какая-то с привкусом, вроде паленая... А через четыре дня началось - слабость, вялость, ничего делать не хочется. Все тело, смотрю, желтое-желтое, а моча черная. Подружке звоню, говорит, у нее то же самое. Она теперь в другой больнице лежит.
Большинство отравившихся в больницы не попадают - гибнут по лачугам да подворотням.
- А я вообще пила только "Боярышник"! - высунула голову из-под одеяла бабка лет за шестьдесят. - Я пенсионерка, кроме "Боярышника", ничего не пью. Обычно гуляю по городу, зайду в одну аптечку, куплю фуфырик, выпью. В другую зайду, фуфырик куплю... и вот на тебе! Они, что, уже и "Боярышник" стали подделывать?!
Думаю, органы обратят внимание на эти бабушкины слова.
- А вы не милиционер? - высунулась еще одна симпатичная дама.
Показал журналистское удостоверение.
- Милиции я боюсь, затаскают! А вам скажу: у нас продают спирт на улице Советской. Там рядом с маленькой церковкой двухэтажный белый дом. Первый этаж, вторая квартира. В квартире молодой человек и две женщины всю округу снабжают. Мой друг там и купил, отравились оба!
- Вот вы с виду приличная, симпатичная, зачем покупаете у барыг что попало?! - спрашиваю женщину.
- У меня зарплата в ЖКХ - 2940 рублей в месяц, - отвечает она, - а у друга чуть больше, не на что нам вина, коньяки покупать... Скажите, больничные нам оплатят?
- Обязаны оплатить, - утешаю я.
Девушка лет двадцати пяти - мастер по глиняным игрушкам, зарплата - 5000 рублей:
- А чего там рассказывать? Мы, молодежь, собрались вечером у Люськи, сначала пили хорошее, не хватило. Пацаны сходили к барыгам за спиртом. А через пять дней все пожелтели...
К слову сказать, лечение пострадавших только в Псковской области, по прикидкам областной медицины, обойдется государству в 200 миллионов рублей.
Чекисты обеспокоены
Источник, близкий к ФСБ, рассказал, что спецслужбы очень даже озадачены всем случившимся. Ведь сама спиртовая мафия, зная прекрасно, что стеклоочистители народ берет не для чистки стекол, а для питья, не могла сознательно выбросить на рынок отравленное пойло. Посему прорабатывается даже версия умышленного вредительства со стороны конкурентов - винно-водочных производителей. Лично мне в это слабо верится. Народ этим поганым спиртом травится то и дело по всей стране. В Кировской области, например, к таким случаям привыкли уже, как к неизбежным заходам солнца, и не пишут, не говорят в связи со скучностью предмета. На прошлой неделе автор работал в Тверской области в городке Кувшиново, когда объявили на Псковщине чрезвычайную ситуацию.
- Тю-у? - удивился депутат райсовета Виктор Коннов и высказал, - я имею отношение к ритуальным делам, так могу точно вам заявить: только в нашем городе, где одиннадцать тысяч населения, каждую неделю хоронят двух-трех человек с алкогольным отравлением! А уж скольких на инвалидность выводят...
Псковские химики не смогли точно определить, каким ядом заряжена последняя партия спирта - "некие вещества неясного происхождения" - и отправили образцы в Москву. У автора есть на сей счет свое подозрение - полиэтиленовая тара. Неизвестно, из какого дерьма сделаны емкости для спирта. Возможно, эта самая тара и выделяет в спирт ядовитые вещества?
Что грозит торговцам смертью?
Да, в сущности, ничего! Они ж не наркотики продают, а "безобидную" бытовую химию. Их оштрафуют максимум на 2500 рублей за мелкую спекуляцию на дому без лицензии, да и всего "делов-то". Еще пожурят немного: вон скольких людей вы умертвили да инвалидами сделали! На Вятке - я как-то писал - одна барыжница шестерых на тот свет отправила и ничего! Надо думать, и по сей день продает отраву.
- По закону мы не можем наказывать отравителей более чем мелким штрафом, - разводят руками чины милицейские.
- Какие еще законы?! - не понимаю я. - Мы что, в Америке живем? Здесь надо работать по российским понятиям - увозить отравителей в лес и немного воспитывать. Я это вполне серьезно. А если милиция будет действовать по законам, то эти мазурики потравят весь наш рабочий класс...
Но псковские правоохранители не разделяют моей точки зрения и, ухмыляясь о чем-то своем, говорят мне, что никогда не отступят от принципов демократического гуманизма. Что делать? Может быть, предложить людям какую-то дешевую - рублей этак за тридцать - "народную" водку? Понятно, что жулики будут ее переливать и продавать за дорогую. Но это куда безопаснее для страны и дешевле, чем хоронить ежегодно до сорока тысяч отравленных алкогольными суррогатами, как сейчас согласно статистике, и еще сотни тысяч выводить на инвалидность от алкогольного отравления.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Во всем виноваты чиновники?
Суррогатами на Руси травились всегда. Стеклоочиститель, средство для принятия ванн "Троярд", тормозная жидкость - классика застольного жанра у безработных, бомжей и других небогатых россиян. Но если раньше от алкогольных суррогатов травились единицы, то сейчас - сотни.
Причин у эпидемии отравлений суррогатами несколько. Главная - правительство провело реформу производства и продажи спиртного. В результате цены на водку выросли на 20 - 30 рублей за пол-литра. Маленьким магазинчикам, которые до сих пор круглосуточно торговали спиртным, запрещено этим заниматься. А в некоторых регионах алкоголя ночью вообще не купить - продажа "горячительного" с 10 вечера запрещена.
Чиновники этими мерами пытались ограничить потребление алкоголя. Но когда "трубы горят", русского человека не остановить. Народ обратился к опыту перестроечных лет. Кроме перечисленных напитков, в ход пошли средства для розжига костров и другая спиртосодержащая дрянь. На дефиците дешевого алкоголя люди уже зарабатывают: закупают спиртосодержащую бытовую химию десятками тонн и распродают в мелкой таре. Но опробованные десятилетиями напитки вдруг начали косить народ пачками. Оказывается, один из законов алкогольной реформы обязывает производителей бытовой химии добавлять денатурирующие добавки в продукцию - для улучшения ее качества.
Правительство, которое затеяло реформу, в замешательстве. Что делать, чтобы остановить эпидемию отравлений, пока не знает никто. И уже пошли разговоры, что пора выпускать специальную дешевую водку - для бедных. Но выход ли это? Фрадков пообещал сегодня назвать виновных в нерадивом проведении алкогольной реформы. Но этим вряд ли остановить эпидемию.
Александр ЗЮЗЯЕВ
ВОПРОС ДНЯ
Как нам бороться с суррогатом?
Вагиф ГУСЕЙНОВ, гендиректор Института стратегических оценок и анализа:
- Нужна твердая воля руководства страны. Возможно, стоит вернуться к госмонополии, когда была недорогая и качественная водка. Но допустить на это поле нескольких честных игроков - при тщательнейшем их отборе!
Сергей ЦЫРО, президент Ассоциации барменов России:
- Людям надо покупать алкоголь там, где они точно знают, что он качественный. А если нет денег - в крайнем случае гнать свой самогон. А государству хватит гнаться за акцизами, хорошее спиртное должно быть доступно народу.
Василий ТИМОФЕЕВ, самогонщик, деревня Щипнево, Ярославская область:
- Нужно цены на алкоголь нормальными сделать. Вот у меня бутылка "тимофеевки" 35 рублей стоит. Нашим мужикам и в голову не приходит покупать технический спирт, все ко мне идут.
Виктор ТЮЛЬКИН, депутат Госдумы, первый секретарь Российской рабочей компартии:
- Не только как депутат, но и как человек пьющий считаю, что государству надо брать всю ответственность на себя - ввести водочную госмонополию.
Елена ИЩЕЕВА, телеведущая канала "Домашний":
- Надо беречься самому и перейти с крепких напитков на легкие.
Татьяна МАРГОЛИНА, уполномоченный по правам человека, Пермский край:
- Просто надо дать работу народу, особенно на селе.
Олег МАЛЫШКИН, депутат Госдумы, экс-кандидат в Президенты РФ:
- Чиновник должен контролировать, какое количество спирта выпускают заводы, сколько заливается в бутылки, сколько идет в продажу. Тогда он будет знать, сколько спирта уходит налево, где из него штампуют отраву.
Иван КРАСКО, народный артист России, отец актера Андрея Краско:
- Человек - кузнец своего счастья, потому должен следить, что употребляет. Нормальный мужик всегда должен иметь возможность купить качественную водку, а не отраву.
Алекс, читатель сайта WWW.KP.RU:
- На кол всех, кто производит и продает "паленку"!
А вот другие конструктивные предложения наших читателей.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Виктория СЕМЕНОВА, ведущий научный сотрудник ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения: В Москве алкоголем травятся редко
- В Москве смертность от алкогольных отравлений очень низкая. Потому что в столице налажен контроль за качеством спиртных напитков да и уровень благосостояния у населения повыше, чем в провинции, - есть возможность покупать нормальный алкоголь. Для столицы отравления суррогатами - не проблема. Наш бич - это чрезмерные дозы. Москвичи злоупотребляют и поэтому преждевременно умирают от болезней сердца и циррозов.
В Подмосковье уровень смертности мужчин от отравлений выше, чем в среднем по России. С одной стороны, это говорит о недостатках работы тех организаций, которые должны следить за качеством спиртного. С другой стороны, можно предположить, что среди мужчин, умерших от отравлений, высока доля гастарбайтеров, которых немало в Подмосковье. Среди них поддельный алкоголь в основном и пользуется популярностью.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Онищенко раскрыл заговор
Это заговор! Примерно так вчера откомментировал эпидемию алкогольных отравлений Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.
Причем, по мнению Онищенко, "заговорщики" вполне сознательно пьют отраву, дабы насолить государству.
- Это спланированная акция в 12 субъектах России против усилий государства вытеснить с рынка производителей алкоголя, которые не хотят платить налоги и производят фальсифицированную продукцию, - заявил Онищенко в свойственной ему манере. И уточнил: - Отравившиеся - люди, находящиеся ниже среднего уровня жизни. Это в основном алкоголики, те, кто пил и будет пить.
И, видимо, чтобы народ не пил "мимо кассы", глава Роспотребнадзора предложил срочно обложить акцизами всю спиртосодержащую продукцию.
- Весь спирт должен быть акцизный, в том числе и медицинский, - заявил Онищенко. - Тогда отпадет экономическая необходимость производить эти растворы и травить население.
Специалисты же убеждены, что главная причина массовых отравлений - это следствие бездарных действий чиновников, которые спровоцировали алкогольный кризис.
От правительства, в том числе от того же Онищенко, сейчас ждут не поиска мифических заговорщиков, а взвешенных решений - дров уже наломали с лихвой.
Из-за подорожания водки, из-за ограничений в торговле народ припомнил опыт перестроечных лет, когда на стол шло все, что горит. Эксперты советуют быстрее искоренить производство суррогатов и заняться производством дешевой водки - для бедных. Есть проект закона о введении монополии на производство спирта. Можно увеличить штрафы за подпольное изготовление суррогатов. Наверное, эти меры остановят эпидемию отравлений. Но избавят ли они страну от пьянства?

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1007
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003