Греф и Гордеев станут интервентами.

Пятница, 5 августа 2005 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Помните хохму советских времен про сельское хозяйство? Про беду и катастрофу? Напомню: когда на селе неурожай – это беда. А вот когда урожай высок – это уже катастрофа. Времена вроде бы изменились, хохма все равно актуальна. Три года назад, в 2002 году страна вырастила 86 млн т зерна и… цены на хлеб так скакнули вверх, что вызвали серьезную озабоченность правительства. В 2003 – случился почти что неурожай, всего 67 млн т – и опять ценовой скачок. Куда ни кинь…
В начале этой недели проблемами зернового рынка страны озаботился президент Путин. Он обязал Минэкономразвития и Минсельхозпрод обеспечить стабильность цен на зерно. Министры пообещали, что стабильность обеспечат, и даже объяснили, как это сделать: с помощью зерновых интервенций.
Суть идеи проста – государство выступает полноценным игроком на зерновом рынке. Если цены ползут вверх, на рынок выбрасывается зерно из госрезерва, и цены стабилизируются. Если цены ползут вниз, государство закупает зерно на рынке в госрезерв, предотвращая катастрофический обвал. Изобретение отнюдь не новое, именно так Центробанк обеспечивает стабильность национальной валюты. Правда, институт зерновых интервенций существует уже четыре года, но никакой стабильности цен обеспечить пока не смог.
Министры объясняют этот феномен просто – оказывается, все дело в том, что до сего дня интервенции проводились несвоевременно. К примеру, излишки катастрофически высокого урожая 2002 года государство начало скупать только в декабре, когда влиять на рынок уже было поздно. Теперь такого уже не повторится, первые интервенции в этом году будут проведены в августе, на эти цели уже выделено 6 млрд рублей. В общем, стабильность будет обеспечена, заверили президента, а заодно и всех российских граждан, министры Греф и Гордеев.
Стройно. Убедительно. Красиво даже. Но, как говаривал герой фильма "Тени исчезают в полдень": "сомневаюсь я, однако". Дело тут вот в чем – господа министры не расшифровывают понятие "сельхозпроизводитель". А если расшифровать – картина сразу же теряет убедительность. Попробуем?
Итак, в каждом зернопроизводящем регионе существует множество (десятки, а то и сотни) разрозненных производителей зерна: колхозы, совхозы, отпочковавшиеся от них АО, фермеры. И всего несколько (а то и в единственном числе) элеваторов и зернохранилищ. Огромных. Это следствие советской плановой системы, когда зерно (и не только) выгоднее было хранить и перерабатывать в одном-двух-трех центрах. На несколько соседних областей.
Сегодня эти монстры, как правило, принадлежат одному хозяину. Скуплены поголовно на стыке веков предприимчивыми инвестиционными компаниями и просто крупным бизнесом, когда доходность вложений на зерновом рынке зашкаливала за 35% годовых. В валюте. В результате на сегодняшний день на зерновом рынке процветает такой региональный монополизм, по сравнению с которым ситуация в секторе нефтепереработки кажется разгулом рыночной стихии. Закупочные цены сельхозпроизводителям диктуют эти оптовики, заставляя балансировать на грани рентабельности, а то и опускаться ниже этой грани – себе в убыток. Так было в сверхурожайном 2002, когда многие руководители хозяйств волками выли – чем выше урожай, тем больше убытки. И никакой возможности у производителя "придержать" зерно до лучших времен (цен) попросту нет. Во-первых, отсутствуют необходимые мощности, во-вторых, производство живет в долг – весной берут кредит на топливо, семена, удобрения, запчасти и т. д., осенью отдают по продаже урожая. Каждый день просрочки – лишний процент.
Расшифровали? Тогда вернемся к нашим баранам. Главный вопрос, от которого всячески увиливают наши "стабилизаторы" - КАК? Как будет осуществляться закупка зерна "у сельхозпроизводителей"? С каждым хозяйством договор заключать? Напрямую? В каждое приезжает представитель Минэкономразвития и Минсельхозпрода… "к нам приехал, к нам приехал Герман Оскарыч дорогой", за ним пара грузовичков, потом куда? В своем кабинете в мешках хранить – так условия не те. Значит, придется арендовать площади у тех самых элеваторщиков-монополистов. Небесплатно.
Обратная ситуация – цены слишком высоки, надо бы опустить. И государство вбрасывает на рынок несколько миллионов тонн зерна. Кто его скупит, по дешевке-то? Правильно, тот самый региональный монополист-хранитель, хозяйствам оно и даром не нужно, ему б свое продать. Цены – да, цены опустятся. Закупочные для хозяйств. Но не на внутреннем рынке. Поскольку есть еще и внешний, где цена выше при любой, даже самой неблагоприятной конъюнктуре. А наш оптовик имеет и средства, и возможности вывозить зерно на экспорт. Фантазия, скажете? Если бы. Именно так и было в худородном 2003 году, когда при урожае в 67 млн т – минимальный уровень потребления страны, за границу было продано 7 млн т.
Так что нынешняя стабилизация все из той же серии, типичное "гладко было на бумаге". Нет, в то, что она обеспечит стабильно высокие доходы региональным монополистам, я лично не сомневаюсь. А вот для непосредственных зернопроизводителей… Остается прежний "стабилизец".

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 572
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003