Почему слабый рубль не поможет фермерам

Вторник, 11 ноября 2014 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Надо было брать кредиты за границей Е. Арсюхин



Горожане страшно переживают, глядя на коллизии с рублем. Ситуация для них даже хуже, чем в пресловутом 1998 году. Ведь тогда зарплаты многих были в у.е. – то есть в долларах. И пока работодатели не поняли, что лучше платить в рублях, многие – еще с полгода – получали долларовую зарплату, и вместо кризиса были у них радость и счастье. А сейчас горожане боятся роста цен, опасаются, что их сбережения уйдут в песок, а те, кто хранят в наличном долларе, еще и напуганы, не решит ли государство еще и наличный доллар запретить. Ведь разговоры такие есть.



На фоне метущегося города деревня, кажется, предстает островком стабильности. Все свое. Вырастил – съел, и зачем тебе валютная биржа. Так во всяком случае рассуждают городские экономисты, озабоченные нуждами села. Озабочены они так себе, по касательной, тем не менее, спасибо и на том. Хотя эти выводы, конечно, наивны, и к реальности никакого отношения не имеют.



Классическая схема, которая могла бы сделать крестьянина счастливее. Импорт дорожает. Его покупают неохотно. А тут приходит фермер с российским товаром, и на вале, на обороте делает колоссальные деньги. Так вот, этого нет и понятно, что уже не будет.



Ответные санкции России оказались весьма странными. Во-первых, импортный товар не исчез. Переклеили этикетки. Во-вторых, он стал даже дешевле. И неважно, что евро с долларом выросли. Вот только что купил в московском сетевом магазине пресловутый хамон (!) за сущие копейки. Почему? Да потому, что в Европе тоже кризис. Закрытие такого рынка, как Россия, для Европы – острый нож. Барьер преодолели, я не понимаю, как, во всяком случае, это тема для отдельной статьи. А когда преодолели, принялись демпинговать. Лишь бы купили. По любой цене. Ведь на самом деле товар из ЕС щедро подпитан субсидиями. Когда тебе субсидируют едва ли не 80% цены товара просто за то, что ты есть, такой красивый польский или немецкий аграрий, ты можешь выставлять какую угодно цену. Вот они и уронили ее до ниже плинтуса. Таким образом, главный фактор импортозамещения – удорожание импортного товара – отсутствует.



С другой стороны, мы видим, что российский производитель поднял цену довольно заметно. Это вызвало нервную реакцию в министерстве сельского хозяйства, там собирались чуть ли не уголовную ответственность вводить за завышение цены, да одумались. Потому что у этого явления есть вполне себе разумное обоснование.



Во-первых, многое из того, что продается в магазинах российского, производится на импортном оборудовании. Которое куплено в кредит или в лизинг, причем тело долга с процентами еще не погашено. Валютные кредиты стали резко дороже, конечно, могут быть разные схемы, в том числе рублевые, рублевые ставки и были заоблачными, и заоблачными остались, так или иначе, платить по кредиту стало сложнее. Есть соблазн переложить издержки в цену. А куда еще?



Во-вторых, в этом году господдержка села, и так-то мизерная в России, поступала ну очень неаккуратно. Причем от Минсельхоза невозможно добиться, почему. Сначала говорили, что преодолевают тяжелое наследие Елены Скрынник. Потом – что разрабатывается новая программа. Под конец стали просто закидывать публику миллиардами рублей, игнорировать возражение, что реально мало кто эти миллиарды видит, и рассказывать, что в будущем появятся еще и новые миллиарды. Такие же мифические, как прежние? А мы не знаем. Во всяком случае, к ответным санкциям наше село подошло без господдержки, она не появилась с началом санкций, и это обстоятельство тоже ушло в цену.



В-третьих, сработала пресловутая закредитованность села. Мы уже не о кредитах на оборудование, а о кредитах вообще. Банки могут в одностороннем порядке менять условия по кредитам. И они это делают. ЦБ поднял ключевую ставку сразу на 1,5%, это полный аналог учетной ставки ФРС США. Рост ставки на такое число процентных пунктов приведет к росту кредита минимум на 3 процентных пункта. А сколько нервов стоила банкирам зачистка банковского сектора, которую с яростью проводит руководство ЦБ. Сколько раз из-за этого банкиры поднимали процент! Так что и это вылилось на прилавки.



Наконец, упомянем и то обстоятельство, что в аграрных хозяйствах не хватает маркетологов. Было ощущение с введением ответных санкций, что можно теперь поднимать цену. Это было ошибочное решение. Тем не менее, многие на это повелись. Зря, хотя это и не основной фактор.



Таким образом, мы имеем дорогие российские продукты, которым не с чего дешеветь, на фоне дешевого импорта. Существуют ли макроэкономические возможности сделать так, чтобы слабый рубль все же принялся работать на крестьянина? Нет. Могут ли что-то сделать хозяйства сами? Разве что работать себе в убыток.



В такой ситуации положение спасет разве что товарная забастовка. Предприятия перестают производить товар по кредитам, которые они не в состоянии выплатить. Перестают продавать его ниже себестоимости. В реальности это будет означать не-поступление 60-70% товара. Жестко. Неприятно и с последствиями. Будут истерики у чиновников. Будут звонки. Подсуетится импорт. Ну а как иначе? По крайней мере, такая выходка может привести к кадровым решениям на самом аграрном верху. А у крестьян сейчас такая оказия, что любая «движуха» среди чиновников им на пользу. Ведь хуже, чем есть, представить просто невозможно.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 591
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003