Российские продавцы семян борются за выживание

Воскресенье, 6 марта 2005 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

В России сажают все меньше овощей: дачники предпочитают им цветы. Однако развитию отрасли мешает высокая доля импорта: западные компании все активнее отбирают рынок у российских производителей. Причина — в том, что отечественные семена не выдерживают конкуренции с европейскими. Российские компании пытаются развивать производство, но у них не хватает денег — рынок не превышает $2 млн.

Основной покупатель овощных семян — огородники. В России дачные участки имеют 30 млн семей. Однако рынок стагнирует: по оценкам экспертов, в 2004 году российский рынок пакетированных семян составил $2 млн. В прошлом году было продано примерно столько же, в этом году роста также не предвидится. Основные покупатели овощных семян — пенсионеры — из-за монетизации льгот сокращают "огородную активность", считает замдиректора компании "Аэлита" (крупный производитель и дистрибутор семян) Ольга Астахова. "В этом сезоне наблюдается спад на 15% по "белым пакетам" (более дешевая немаркированная упаковка) по сравнению с прошлым,- говорит она.- По "цветным" (более дорогим) продажи идут на уровне прошлого сезона".

В последние годы цветы отбирают у овощных семян рынок. Если в прошлом году соотношение цветочных и овощных семян было примерно 50% на 50%, то в этом прогнозируется уже 40% к 60%.

"По погодным условиям Россия не предназначена для выращивания томатов и баклажанов,- говорит ведущий специалист холдинга "Российские семена" Александр Пароль.- Люди старшего поколения, которые охотно копались в земле, или умерли, или особых сил для этого не имеют, а молодежи проще купить овощи в магазине, а на участке посадить цветы". С ним соглашается главный агроном агрофирмы "Поиск" Надежда Харченко. "Чем ближе к столице, тем больше развито цветочное направление. Люди растениями занимаются для души. А для тела могут позволить себе пойти на рынок и купить там привезенное из других стран или регионов",- говорит Харченко.

Регионы, в которых все еще активно сажают овощи, производителей не спасают. "Там, конечно, не до цветов,- говорит Александр Пароль.- Выращивают и картофель, и свеклу, но обходятся они своими силами, используя собственные семена".

Тем не менее на рынок с каждым годом выходит все больше новых игроков, но в основном это мелкие компании, которые уже занимают 50% рынка. "Это фасовщики, которые предпочитают брать семена на вес, раскладывать их по пакетам и продавать,- говорит Александр Пароль.- Доходит до идиотизма, когда белорусские торговцы покупают у нас семена, пишут "белорусские семена, адаптированные для местного климата" и продают там".

Лидеры, занимающие более 50% рынка, остаются прежними: корпорация НК, агрофирма "Поиск", холдинг "Российские семена", "Аэлита", "Седек", "Гавриш", "Семко", "Лилия". Все они расположены в Москве.

Еще одна проблема для российских компаний — резкий рост импорта. На него приходится уже 75% рынка, причем иностранцы демпингуют.

Причина в том, что Россия не может вырастить качественных семян из-за отсутствия разработок: после распада СССР инвестиций в отрасль не делалось. В итоге компании импортируют семена из Голландии, Франции, Германии, Великобритании и Дании.

"В Голландии, например, на выведение одного сорта готовы тратить десятки миллионов долларов. У нас таких возможностей нет,- говорит начальник отдела реализации агрофирмы "Поиск" Владимир Захаров. Раньше были крупные семеноводческие хозяйства, была помощь со стороны государства, соглашается Надежда Харченко. Она добавляет, что еще одной проблемой является отсутствие грамотных специалистов. В итоге получается, что мы эти семена перекупаем, поэтому у российских компаний цена выше, говорит Ольга Астахова.

Для удешевления себестоимости российские компании пытаются развивать собственное производство, но его доля пока невелика. "У нас есть хозяйство на Северном Кавказе, где мы выращиваем семена цветочных культур. Политическая обстановка там сложная, но все равно приходится работать, делать нечего",- говорит Александр Пароль.

У российских компаний недостаточно средств для развития конкурентоспособного производства. "Помощи ждать можно только от государства, но на это рассчитывать не стоит. В бюджете выделен мизер — 50–70% от того, что требуется",- жалуется гендиректор компании "Гавриш" Сергей Гавриш.

"Мы до сих пор торгуем петровской репой"

О нелегком пути российских семян на отечественный рынок корреспонденту "Бизнеса" Элеоноре Пахомовой рассказал гендиректор одного из лидеров рынка компании "Гавриш", доктор сельскохозяйственных наук Сергей Гавриш.

— Какой сектор рынка развивается сейчас более динамично?

— Года два назад наметилась тенденция к снижению потребления овощных семян. Она не общероссийская, а распространяется в основном на крупные города и дачный сектор. По мере роста благосостояния люди предпочитают выращивать цветы, а не овощи. Мы, как торгующая организация, видим, что спрос на овощи резко сократился. Никто не хочет по два-три месяца выращивать рассаду у себя на подоконнике, гораздо легче купить овощи. А потребление цветов наоборот растет: мы за последние три года в несколько раз увеличили их производство. Овощи еще имеют значение в деревне и провинции.

— Какова сейчас доля иностранцев на рынке?

— 75% рынка составляет импорт, а если мы войдем в ВТО, будет еще хуже. По цветам импорт дойдет до 99,9%, по овощам — 85–90%. Тогда отечественных селекционных компаний на рынке останутся единицы. На рынке 70–80% овощей не отечественного, а голландского, французского, британского производства. Оставшиеся 15–20% делят отечественные компании.

— В чем причина экспансии иностранцев?

— Отсутствие финансирования. Селекция — это даже не наука, а производство. Она требует больших вложений. У нас государство в это направление ничего не вкладывает, поэтому мы остаемся на обочине прогресса. Картина удручающая: сотни сортов внесены в реестры, но их не выращивают, потому что это сорта 18 века. До сих пор выращивают петровскую репу, а это же 18 век! Во всем мире прошла "зеленая революция", Китай и Индия выращивают только гибриды, а мы, в 21 веке,- сорта 18–19 веков. Продовольственная независимость страны потеряна полностью. Все, что завозится и продается, закупается за рубежом. А в реестрах фиксируется, как произведенное в России. К нам завозятся семена трансгенных растений, и никто не может это проконтролировать, потому что нет ни денег, ни методик. А трансгены, между прочим, запрещены.

— Что же делать российским компаниям?

— Российские переработчики, несмотря на то, что у нас дешевле земля и рабочая сила, не хотят здесь работать. Они не хотят финансировать науку, а выращивают голландские гибриды.

Единственные, кто может выжить,- частные фирмы, которые вынуждены вкалывать. Раньше государство и производило семена, и продавало их. А сейчас торгуют частные фирмы, деньги получают, но селекцией не занимаются. Единственная возможность научным организациям выжить — начать торговать, продавать свои разработки.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 888
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003