The Economist: В начале кризиса правительства спасали банки, теперь надо спасать правительства

Пятница, 12 февраля 2010 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

В прошлом году кризис ударил по банкам, а сегодня по целым странам, говорится в статье, опубликованной в авторитетном издании The Economist. Казалось, экономический кризис чуть отступил, однако, судя по всему, грядет его новая волна - в виде суверенных государственных дефолтов.

Европейские лидеры всеми силами стремятся переломить ситуацию с крупнейшим за все время 11-летнего существования кризисом евро. На этой неделе все взоры были прикованы к Греции. Если там произойдет-таки государственный дефолт, то это станет первым прецедентом подобного рода в ЕС. Рынок долговых обязательств также выражает обеспокоенность по поводу возможностей Испании, Ирландии и Португалии погасить свои долги, вынуждая эти страны повышать налоги и сокращать расходы при том, что они продолжают пребывать в состоянии рецессии.

Европейские неурядицы дают инвесторам основательные поводы для беспокойства, но дело не только в них. Инвесторы также наблюдают за изменением политики и в других частях света. Начиная с прошлого месяца, правительство Китая ужесточило контроль над выдачей кредитов, обеспокоенное увеличением инфляции и разрастанием фондовых "пузырей". Центральный банк Индии повысил требования к уровню резервов, застопорен процесс государственного стимулирования в Бразилии. Ведущие центробанки мира постепенно ослабляют накручивание ликвидности с помощью чрезвычайных мер, чем они занимались на пике кризиса. Судя по всему, печатание дополнительных денег для приобретения долгосрочных ценных бумаг либо близится к концу, либо приторможено.

Все это ударило по стоимости активов. Фондовые рынки резко упали, понизились цены на сырье, увеличилась волатильность. Всемирный индекс MSCI, фиксирующий глобальную цену акций, упал почти на 10% по сравнению со своими пиковыми значениями на 14 сентября. Оптимизм по поводу посткризисного восстановления по V-модели сменился пессимистическим ожиданием второй волны кризиса и ростом страхов перед тем, что политики будут вынуждены или ошибочно пойдут на то, чтобы перестать использовать монетаристские и финансовые меры воздействия.

Три вопроса определяют подобные опасения. Первый – является ли восстановление экономики на данным этапе естественным процессом, либо оно по-прежнему обеспечивается стимуляционными мерами правительств. Второй фактор касается проблемы суверенных долгов – действительно ли ситуация с Грецией представляет собой сугубо локальный прецедент, либо инвесторы отныне утратят доверие ко всем государствам, обремененным высокими долгами. И третьей фактор зависит от того, насколько умело представители центральных банков и министры финансов крупнейших стран мира смогут разработать и координировать политику в условиях отказа от государственного стимулирования.

Пейзаж роста мировой экономики становится все более разнообразным. Крупные развивающиеся экономики находятся в лучшем положении, демонстрируя рост внутреннего спроса. Для таких стран, как Индия и Бразилия кризис остался позади. Учитывая масштаб государственного контроля за экономикой Китая, можно предположить, что в ближайшее время она подвергнется массированному вторжению чиновников. Однако все рынки беспокоят симптомы потенциального и значительного замедления, могущего начаться достаточно быстро. В принципе в замедление нет ничего особенного, где-то оно даже и желательно, но превращение его в серьезное препятствие для развития экономики вряд ли будет приветствоваться.

Иная ситуация в развитых странах, где проявления усиления роста потребительского спроса еще очень незначительны. Последние показатели роста ВВП США могут ввести в заблуждение. Рост производства в 5,7% в четвертом квартале 2009 года обусловлен тем, что компании восстанавливали свои резервы продукции. Сохраняется безработица (хотя и уровень ее несколько снизился), падают в цене акции, рынок жилья все еще шаткий, задолженность частных хозяйств сокращается, и совокупность этих факторов позволяет утверждать, что потребительские расходы пока еще будут достаточно низкими. Даже фирмы, имеющие значительный потенциал, не решаются на новые инвестиционные проекты.

В Европе и Японии ситуация еще более мрачная. Хотя экспортная активность и восстановилась, однако при этом Япония угодила в дефляцию. Ну а в зоне евро перспективы восстановления были неопределенными еще до греческого кризиса. Внутренний спрос упал даже в Германии, где частные хозяйства не имеют избыточных долгов, с которыми необходимо расплатиться.

Данное различие между развивающимися и развитыми странами должно сегодня найти отражение в их макроэкономической политике. Развивающиеся экономики должны ослабить столь активное государственное стимулирование и повысить процентные ставки - прежде, чем они столкнутся с волной инфляции. Однако в развитых странах экономика все еще продолжает процесс сжимания. Существует опасность повторения ошибок, допущенных США в 1937 году и Японией в 1997, когда резкое увеличение налогов при одновременном ужесточении денежно-кредитной политики ввергли эти страны в пучину рецессии. И такие действия гораздо хуже, чем просто бездействие. С уровнем производства ниже обычного и стагнацией роста кредитования имеется мало шансов на увеличение инфляции. В большинстве стран держателям облигаций не следует опасаться неожиданного введения режима жесткой экономии.

Настоящий урок нынешних экономических проблем Греции, Португалии и Испании заключается в том, что не всякий дефицит в наше время опасен. Прежде всего правительства должны стремиться контролировать дефицит бюджета одновременно с обеспечением экономического роста не среднесрочную перспективу, чтобы как-то компенсировать существующую ныне слабость экономики.

Однако большинство развитых экономик усвоили лишь половину этих уроков. На встрече министров финансов "семерки" 6 февраля нынешнего года было объявлено о том, что пока рано отказываться полностью от государственного стимулирования. Однако ни одна из стран не предложила заслуживающего доверия среднесрочного плана финансовых реформ. Во главу угла здесь необходимо поставить такие действия как повышение пенсионного возраста или апробирование средств, могущих в перспективе приносить выгоды, которые могли бы улучшить финансовые показатели государства без привязки к спросу, как это происходит сегодня.

Франция, предложившая реформу пенсионной системы, судя по всему, движется в правильном направлении. Однако её новый бюджет выглядит как плавание по течению на среднесрочную перспективу, с весьма плачевными результатами в конце.

Не менее важным является формирование более определенного плана. Для того, чтобы минмизировать риск попадания, по образцу Японии, в трясину высокого государственного долга и медленного роста, развитые страны должны увеличивать производительность труда, поощрять инвестиции и усиление конкуренции. Это означает также увеличение внимания к свободе торговли и сокращению расходов, что более важно, чем повышение налогов и введение новых финансовых регуляторов.

В какой-то мере нынешнюю нервозность вызывают и т.н. "политические риски". Никто – ни фирмы, ни банки, ни отдельные граждане до конца не знают, куда будет направлена политика правительства. И чем больше правительства сделают для устранения такой неопределенности, чем сильнее будет процесс восстановления экономики.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 381
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003