Smart Money: Антикризисные действия власти дорого обойдутся российскому бизнесу

Понедельник, 6 октября 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

    Одобренную на прошлой неделе правительством концепцию развития России до 2020 г. начали писать еще два года назад, когда о возможности рецессии в США рассуждали в основном теоретики. «Это не повод, чтобы пересматривать наши стратегические планы», — отмахнулся премьер Владимир Путин от мировой финансовой бури. Планы таковы: к 2020 г. реальные доходы граждан должны вырасти в 2-2,5 раза, а производительность труда — в 3-4 раза. Как увеличить долю среднего класса с 20 до 55% населения, правительство, правда, не знает. Но это не так страшно. Важнее сейчас ответить на другие вопросы: как избежать массовых банкротств и выполнить все бюджетные обещания в условиях, когда нефть дешевеет, а надежды на приток иностранного капитала все скромнее. Этим премьер и министры занимались последние дни куда активнее, чем дискуссиями о светлом будущем.

ПЛАТНАЯ МЕДИЦИНА

В пятницу Госдума буквально за несколько минут приняла в первом чтении закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ». Разрабатывали его тоже в спешке. В понедельник контуры обрисовал премьер, а в четверг законопроект уже был в парламенте. Основная цель — не допустить, чтобы кризис ликвидности перешел в долговой. Российские компании вовсю пользовались дешевыми деньгами мирового рынка. Даже во II квартале, когда в США уже бушевал кризис, внешний долг российских банков и компаний вырос на $51,8 млрд, до $488,2 млрд. Зарубежные кредиторы верили в концепцию «Россия — тихая гавань». В итоге только до конца 2008 г. российские заемщики должны вернуть около $40 млрд, а в 2009 г. — еще $80 млрд. В качестве помощи для них Путин не пожалел почти десятую часть золотовалютных резервов ЦБ — $50 млрд. Принятый закон позволяет разместить эти средства во Внешэкономбанке, где и будут рефинансироваться заигравшиеся должники. «На рыночных условиях», — сразу заявил премьер и по совместительству глава наблюдательного совета ВЭБа.

Предложенную ставку LIBOR+5% наблюдатели оценивают как суровую. Пока крупнейшие заемщики получают средства на гораздо более выгодных условиях. Как раз в минувшую пятницу Сбербанк привлек синдицированный кредит на $1,2 млрд под LIBOR+0,85%. Правда, здесь, похоже, сыграли роль докризисные договоренности. В ближайшем будущем дешевые деньги кончатся даже для монстров.

ЗАЛОГ И КОНТРОЛЬ

«Мы стимулируем компании и банки искать средства в других источниках», — объяснил такой подход первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Бесплатной раздачи денег не будет — возможно, здесь оказалась важна позиция главы ЦБ Сергея Игнатьева и министра финансов Алексея Кудрина, которые неохотно согласились направить резервы на тушение кризиса. Заодно правительство даст ВЭБу, чья основная задача — кредитовать подъем промышленности, возможность заработать около $2 млрд, ведь ЦБ разместит средства в банке под LIBOR+1%.

«Хорошо, что резервы доверены рыночному институту, — радуется управляющий директор "Тройки Диалог" Андрей Шаронов. — Он сможет выработать четкие критерии, по которым будет предоставлять средства». Впрочем, «Тройка» обращаться к ВЭБу пока не собирается. «Мы кредитуемся с помощью РЕПО и синдицированных кредитов», — объясняет Шаронов. Привлечение резервов ЦБ на борьбу с кризисом поможет и международному имиджу российских заемщиков: западные кредиторы будут уверены, что получат свое, считает директор департамента финансовых институтов и международных рынков капиталов Промсвязьбанка Анна Беляева.

Жесткость в отношении заемщиков выражается и в том, что, взяв деньги в ВЭБе, компания обязуется согласовывать с ним свою дальнейшую заемную политику. В этом можно было бы усмотреть стремление государства еще больше усилить контроль за бизнесом, но не все так просто. В инвестиционном банке «Траст» подсчитали наиболее опасные долги: $11 млрд до конца года и еще $40 млрд в 2009 г. «Это евробонды и публичные синдицированные кредиты», — говорит аналитик банка Павел Пикулев. Среди этой категории заемщиков много госкомпаний, которые брали деньги под залог акций. В правительстве не скрывают, что приняли политическое решение — не дать стратегическим активам уйти в руки иностранцев, даже частично. «Вряд ли "Газпром" обратится в ВЭБ, а вот "Роснефть" или ВТБ могут», — полагает Пикулев. Контроль за дальнейшими заимствованиями клиентов ВЭБа кажется ему логичным. До сих пор государству не удавалось ограничить аппетиты даже собственных компаний, чиновники в советах директоров принимали сторону менеджеров. Но у кредитора порой больше власти, чем у прямого начальника.

Пока меры, предпринятые властями после обвала рынков 16 сентября, не очень помогли биржам. Всю прошлую неделю российские фондовые индексы жили зарубежными новостями и падали вслед за очередными злоключениями «плана Полсона» (см. с. 52) или снижением цен на нефть.

НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР

Выделять росчерком пера десятки миллиардов можно, пока накопленные государством запасы денег кажутся бесконечными. Но это уже не так. Резервы с пиковых значений середины августа упали почти на $35 млрд. При обсуждении бюджета на 2009 г. уже всерьез изучаются варианты с ценой на нефть ниже $70 за баррель. В минувшую пятницу за баррель Urals давали меньше $90.

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, в которых с 2004 г. скопили почти $190 млрд, в ближайшие годы могут быть востребованы, причем не только на срочные антикризисные меры. Рост числа пенсионеров, обещание власти поднимать пенсии и нежелание брать ответственность за повышение пенсионного возраста загоняют правительство в ловушку. Отчисления в Пенсионный фонд придется повышать.

Поэтому вместе с обреченными на популярность спасательными мерами власть сообщила и неприятные новости. С 2010 г. отменяется единый социальный налог (ЕСН), что на деле означает повышение налогов. Вместо ЕСН вводятся страховые взносы: в Пенсионный фонд — 26% от фонда оплаты труда, на медицинское страхование — 5,1%, а на социальное — 2,9%. В итоге вместо налога со ставкой 26% работодатель заплатит 34% от зарплаты работника, если она не превышает 415 000 руб. в год. Это примерно 85% работающих. Те, у кого доходы выше, тоже будут платить, но только с той части зарплаты, которая укладывается в порог.

В Центре развития уже подсчитали, что такие правила означают дополнительную налоговую нагрузку на экономику в 1 трлн руб. уже в 2010 г. Какая уж тут ликвидность! Правда, власти обещают компенсировать повышение пенсионного налога снижением других. «Общего повышения налоговой нагрузки не будет», — подчеркивает помощник президента Аркадий Дворкович. Потери бюджета как раз и поможет компенсировать Фонд национального благосостояния. Возможно, власти вернутся к теме снижения НДС. Но даже если решение будет принято, оно заработает не раньше чем с 2010 г. А ведь дополнительные средства — причем свои, а не заемные — были бы полезны компаниям уже сейчас, когда финансовый кризис только набирает обороты.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 403
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Ноябрь 2006: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30