Транзит через Азербайджан и Южный Кавказ потеряет привлекательность?

Понедельник, 1 сентября 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

 Производители нефти будут вынуждены отказаться от использования экспортных маршрутов, пролегающих через Кавказ. С таким прогнозом выступила влиятельнейшая газета The Financial Times. По мнению аналитиков, побудительный мотив отказа от кавказских трубопроводов - конфликт на Кавказе. Именно в этом контексте западные эксперты склонны рассматривать ожидающийся на следующей неделе визит вице-президента США Дика Чейни в Грузию и Азербайджан. Как отмечает The Financial Times, помимо того, что Чейни поддержит Грузию в ее борьбе с Россией по установлению контроля над сепаратистскими анклавами - Южной Осетией и Абхазией, «в течение переговоров и в Грузии, и в Азербайджане, он выразит глубокое беспокойство Вашингтона относительно уязвимости стратегических нефтяных экспортных маршрутов, идущих через Кавказ на Запад». Издание напоминает, что трубопровод БТД для США имеет двойное значение - ослабляет нефтяное давление России и изолирует Иран.

Впрочем, как отметил «Эхо» депутат, член постоянной парламентской комиссии по экономической политике Али Масимли, подобные мнения касательно уменьшения привлекательности и оценки различных кругов по ситуации с транзитом энергоресурсов через Южный Кавказ сказаны второпях и, как говорится, «сгоряча». По его мнению, несмотря на возникшую ситуацию, необходимо продолжать стратегическую линию реализации поставок по каналам БТД, БТЭ, содействовать исполнению проектов Баку-Тбилиси-Карс и NABUCCO. Как считает парламентарий, если Южный Кавказ и страны Средней Азии действительно хотят двигаться в направлении цивилизации, то необходимо использовать каналы поставок именно через проложенные маршруты. «Из-за возникновения временных осложнений перечеркивать будущее маршрутов поставок энергоресурсов через Южный Кавказ, над реализацией которых люди работали 20 лет, - признак недалекого ума».

«Я неоднократно отмечал, что каналы поставок через Иран можно использовать лишь временно и в крайних случаях». Как добавил депутат, западу вместо заявлений необходимо обеспечить стабильность поставок по действующим маршрутам через Азербайджан и Грузию, а также ускорить реализацию проекта NABUCCO.

В свою очередь, как подчеркнул председатель Центра нефтяных исследований (ЦНИ) Ильхам Шабан, вероятно, так называемые «аналитики», которые считают, что Южный Кавказ теряет свою транзитную привлекательность, не знакомы с политической картой региона. «Другого маршрута поставок каспийской нефти на мировой рынок на линии Восток-Запад попросту нет, за исключением, конечно, противоположного направления через Индию, Индонезию и т.д. Но при этом маршруте транспортировка каждого барреля нефти как минимум в 2 раза превысит стоимость самой нефти».

По его словам, несмотря на конфликтную ситуацию в Грузии, необходимо трезво оценивать положение. «Ведь как БТД, так и БТЭ расположены южнее Тбилиси, а так называемый конфликт развернулся именно в северной части этой страны. Поэтому трубопроводы находятся вне зоны конфликта». Ввиду этого, на самом деле, различные высказывания на западе по поводу уменьшения транзитной привлекательности Южного Кавказа служат именно целям западного бизнеса. «Все западные нефтяные компании, конечно же, хотели бы работать в Иране, но они понимают, что военным путем экономической выгоды не добиться. Чего показала практика Ирака, когда после военного вторжения в эту страну, несмотря на истечение 4 лет, так и не удалось возобновить нормальные поставки сырья на мировой рынок».
«По этой причине, используя в своих целях ситуацию в Грузии, они, начинают советовать официальному Вашингтону пересмотреть свои отношения с Ираном, чтобы они смогли наладить работу в этой стране».

При этом известно, что трубопроводы не были повреждены в течение конфликта, хотя, «по совпадению», взрыв в Турции за день до начала военных действий приостановил транспортировку нефти через БТД. Кроме того, железнодорожная линия Грузии была повреждена взрывом на мосту около города Гори, что также привело к сокращению нефтяных поставок к грузинским портам Черного моря. На этом, как отмечает The Financial Times, проблемы не завершились. Российские силы заняли нефтяной порт Поти, а Казахстан эвакуировал персонал с нефтяных объектов в Батуми, которые принадлежали этой стране. ВР, вроде бы, возобновил экспорт нефти через БТД, однако риск все же существует. Что касается трубопровода Баку - Супса, то он до сих пор закрыт.

В связи с этим, Россия уже пригласила Азербайджан отправлять дополнительную нефть через трубопровод от Баку до российской части Черного моря. Газпром давит на Азербайджан, чтобы Баку отказался от газопровода NABUCCO, который также призван уменьшить зависимость Европейского союза от российского газа. Все это привело к тому, что Азербайджан начал экспорт своей нефти на международные рынки через Иран. То же делают Россия, Туркменистан и Казахстан. The Financial Times напоминает, что США ввели санкции против Ирана, согласно которым американским нефтяным компания запрещено экспортировать каспийскую нефть в ИРИ без разрешения Вашингтона. Однако, как отмечает руководитель казахстанского инвестиционного банка Visor Capital Майкл Картер, если Грузия де-факто становится российским экспортным маршрутом, западу, вероятно, придется переоценивать свои отношения с Ираном».

Неспокойная ситуация в Грузии, террористические акты на железнодорожных линиях, разрушение коммуникаций - все это может пагубно повлиять на транзитную привлекательность региона, особенно Азербайджана. Об этом 1news.az сообщил информированный источник в Азербайджанской государственной железной дороге (АГЖД). «Если все пойдет так, как есть сейчас, и взрывы в Грузии не прекратятся, транспортная привлекательность Азербайджана может быть снижена, поскольку страны, которые транспортируют свои грузы через Азербайджан в Грузию и оттуда в порт Батуми, просто побоятся использовать данный маршрут и будут вынуждены использовать альтернативные пути для транспортировки грузов». Источник сообщил, что, в частности, в этой ситуации компании могут использовать иранский или российский маршруты. Отметим, что за январь-июнь 2008 года по железной дороге Азербайджана было перевезено 13,8 млн. тонн транзитного груза, что на 1,8% меньше аналогичных показателей 2007 года.
В любом случае, как подчеркнул «Эхо» глава компании SOCAR Georgia Махир Мамедов, естественно, что из-за военных действий в Грузии движение грузов через территорию этой страны замедлилось. «Возникшая ситуация связана с объективными данными времени, текущими процессами». «Но пока что сокращение объема экспорта азербайджанской нефти через территорию Грузии связано только с ремонтными работами на взорванном участке. Сейчас там в эксплуатацию введен дополнительный (запасной) старый путь экспорта, возможности транспортировки по которому ограничены». Тем не менее, как подчеркнул М.Мамедов, судить об итогах возникшей в Грузии ситуации можно лишь по истечению большого отрезка времени.

Далее, как подчеркнул председатель Центра экономических исследований Губад Ибадоглу, в целом, общепринятой практикой является налаживание альтернативных маршрутов поставок, которые должны значительно отличаться друг от друга и которые практически невозможно нейтрализовать. «Именно в этом плане Иран кажется более привлекательным маршрутом, тем более, что есть возможность сокращения расходов на транспортировку грузов через эту страну. Поскольку северная часть Ирана богата промышленной инфраструктурой и предприятиями». Поэтому, как добавил Г.Ибадоглу, нефть из Азербайджана может обеспечивать потребности северной части Ирана, а также поставляться через Персидский залив на мировой рынок. «В любом случае, в первую очередь, необходимо добиться обеспечения безопасности и стабильной работы БТД, в чем заинтересован и запад. Помимо этого, экспорт нефти является костяком азербайджанской экономики, поэтому все усилия официальные круги должны приложить на безопасность основного экспортного трубопровода. В этом плане можно заручиться поддержкой международных миротворческих сил».

Нелишне отметить, что последним событием по поводу азербайджанских поставок через Грузию стал взрыв утром 24 августа на железной дороге, когда сгорело 13 цистерн с азербайджанской нефтью (основная часть которой принадлежит компании Azpetrol). Но несмотря на столь серьезное событие, удалось восстановить движение грузов. Ситуация в плане режима работы предприятий, резидентов Азербайджана стабильна. В частности, еще 25 августа днем движение грузов в направлении железной дороги уже восстановлено. То есть уже который день ведется транспортировка грузов в восточном направлении и в Батуми. Но в любом случае потребуется сократить объемы перевозок, поскольку запасную ветвь ранее взорванной железной дороги недалеко от Гори необходимо эксплуатировать осторожно.
Как известно, ранее госнефтекомпания уже заявляла о том, что распространяемые сведения о якобы бомбежке и взрывах на предприятиях, принадлежащих компании, не соответствуют действительности. Как отмечается, работа на предприятиях ГНКАР, в том числе на автозаправочных станциях, расположенных на территории Грузии, продолжается в нормальном русле. Тем не менее, понятно, что если в транзитной стране начались военные действия, то экспорт через страну не может оставаться на прежнем уровне. В связи с этим, объемы экспорта нефти сократились, но в компании надеются на восстановление прежнего уровня экспорта. Президент ГНКАР в связи с ситуацией дал ряд поручений, которые выполняются, в частности, вносятся определенные коррективы в так называемый экспортный план. То есть речь идет о его сокращении, поэтому определенный ущерб азербайджанская сторона все же понесет.

Следует отметить, что принадлежащий на 51% ГНКАР терминал Кулеви рассчитан на транзит нефти и нефтепродуктов. Через него изначально предполагалась перевалка 7-10 млн. тонн нефти и нефтепродуктов ежегодно. В целом, мощности терминала пока рассчитаны на ежегодную перевалку около 2 млн. тонн сырой нефти, 3 млн. тонн дизтоплива, 4 млн. тонн мазута и других нефтепродуктов. Его минимальная рентабельность рассчитана на 5 млн. тонн в год. Решением правительства Грузии площадь терминала, расположенного между реками Тсива и Хобби, была увеличена с 100 до 300 гектаров, что позволило увеличить мощность терминала с 10 до 15-20 млн. тонн углеводородов, а объем резервуаров с 320 тыс. до 380 тыс. кубометров. Терминал связан с морем каналом и 3 нефтеналивными эстакадами и мобильными танкерными системами. ГНКАР в лице ООО Socar Energy Georgia обладает 51%-ной долей участия в терминале, а остальное участие приходится на долю грузинских партнеров.

Об этом пишет «Эхо».

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 591
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003