Страховщики встревожены перспективами роста убыточности в ОСАГО

Вторник, 20 ноября 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Страховщики встревожены перспективами роста убыточности в ОСАГО. Такое мнение высказал начальник отдела андеррайтинга СК "Согласие" Сергей Рябцев в интервью агентству "Интерфакс-АФИ". Он опасается, что законодатели не смогли просчитать, насколько увеличится давление на показатель убыточности в ОСАГО при реализации планируемых нововведений. Специалист также охарактеризовал основные тенденции развития бизнеса автострахования в 2007 году.
– Приготовил ли Вам этот год какие-то сюрпризы, оправдались ли надежды на темпы роста бизнеса в 2007 году за истекшие 9 месяцев?
– По приросту сборов по автокаско за три квартала прогнозы компании "Согласие" полностью воплотились в жизнь. Рост премий составил примерно 20%. Рынок ОСАГО стабилизировался, клиенты распределились по компаниям. Бизнес сохранялся примерно в параметрах 2006 года. Правда, не следует забывать: четвертый квартал наиболее прибылен в ОСАГО. Разница в сборах составляет от 10% до 20% по каско и ОСАГО.
– А убыточность?
– Убыточность, учитывающая все расходы страховщика в ОСАГО, то есть учитывающая в числе прочих расходы на ведение дел, в среднем по рынку приближается к 70%, как полагают эксперты. Напомню, убыточность по ОСАГО на уровне 77% означает, что страховщик сработал "в ноль".
– То есть Вы полагаете, что "запас прочности" в тарифах ОСАГО невелик?
– По хорошему, базовую ставку тарифа по ОСАГО нужно было бы индексировать хотя бы с учетом инфляции. За 4 года применения закона официальная инфляция накопилась в размере 50% (по 11% за год с учетом рекапитализации процентов). За это время выросли цены на работы в автосервисах минимум на 20%, на детали машин – примерно на 15%. Между прочим, на рынке выросла стоимость сопутствующих услуг, в частности, связанных с составлением калькуляции. Однако, надо полагать, ни до завершения выборных кампаний, ни сразу после их завершения, постановка вопроса о повышении базового тарифа по ОСАГО невозможна. В РСА в настоящее время обсуждается вопрос о пересмотре ряда территориальных коэффициентов. Но это все.
– Зато по автокаско конъюнктура рынка пока хороша, парк увеличивается из года в год… А что будет, когда начнется стагнация в продажах автомобилей?
– Об этом никто не думает, тарифы в автокаско рассчитаны на растущий портфель. Все живут сегодняшним днем, увеличивающимися сборами. Если прирост портфеля сильно затормозится, рынку потребуются иные тарифы. И тут начнутся проблемы, поскольку увеличение тарифа для компании связано с потерей конкурентных преимуществ. Сделать это трудно. Единственный выход для автостраховщиков – накапливать резервы, они позволят амортизировать процесс роста убытков при замедлении развития бизнеса. Кстати сказать, прирост сборов по автокаско в основном обеспечивается сегодня потоком новых автомобилей, в том числе приобретенных в кредит. Эта категория транспортных средств по ряду моделей демонстрирует убыточность выше среднего уровня по портфелю автокаско. Неудивительно, ведь по этой категории договоров отмечается повышенное количество мошенничеств.
– Как Вы объясняете то, что угонщики переключились в этом году на дорогие автомобили? Какой автомобиль оказался "хитом сезона" по угонам в портфеле Вашей компании?
– Наш портфель не демонстрирует резкого изменения тенденции в предпочтениях угонщиков. Все идет, как годом раньше. Правда, "хитом сезона" по угонам стала, непонятно почему, Toyota Avensis. Машина ничем не блещет, но по количеству угонов – абсолютный лидер. Популярностью пользуется Toyota Camry и Honda Accord… Число угонов машин бизнес-класса, действительно, выросло в этом году. Чем это вызвано – вопрос спорный. Не исключено, что некоторые угонщики, которые специализировались на дешевых марках, "повысили квалификацию" и переключились на более дорогие модели. Хотя, в принципе, эти "аудитории" не пересекаются. Недоумение специалистов вызвал всплеск угонов Bentley на российском рынке, поскольку легализовать такие машины слишком тяжело. Видимо, они продаются за пределы РФ или в кавказские республики. В последнее время Казахстан с точки зрения страховщиков стал просто "черной дырой". Угоны по Оренбургской, Иркутской областям в основном связаны с отправкой автомобилей в Казахстан. Видимо, там также растет благосостояние населения и увеличивается спрос на автомобили.
– Законодатели полагают, что в тарифе по ОСАГО есть еще некоторый запас, во всяком случае, нововведения определенным образом стимулируют развитие убыточности в этом сегменте.
– Поправки в ОСАГО, которые уже поддержаны парламентом, способны вызвать негативные настроения страховщиков и стимулируют развитие убыточности в этом виде страхования.
– Что конкретно Вы имеете в виду?
– Предложение пострадавшему обращаться в свою компанию – еще куда ни шло. А вот упрощенная система урегулирования убытков в пределах 25 тыс. рублей… Во-первых, как определить точный размер ущерба? Во-вторых, если один в теме понимает и готов определить стоимость восстановительного ремонта, почему второй участник должен ему поверить? В-третьих и в главных, эта новация открывает широкую дорогу мошенникам. Представьте – все мелкие убытки на машинах, не застрахованных по автокаско, придут страховщикам ОСАГО очень быстро. Между прочим, даже 20 тыс. рублей – это $800. На эти деньги при желании можно заменить два элемента с покраской на недорогой иномарке. Добавьте к этому право неограниченного числа обращений и отсутствие действующей системы "бонус-малус", которая позволяет выслеживать и штрафовать убыточных клиентов за аварийную езду. По нашим экспертным оценкам, число обращений по поводу мелких убытков может увеличиться сразу в 1,8 раза после введения упрошенной процедуры урегулирования убытков. Уровень убыточности в ОСАГО увеличится минимум на 10–15%.
– Как же такая система работает на Западе?
– Там у людей другой менталитет, обман страховщика не относится к национальной доблести, а наказание за это предусмотрено специальными разделами в законодательстве.
– Может ли вводиться упрошенная система урегулирования по мелким убыткам в автокаско?
– Вряд ли. Но в этом виде бизнеса уже есть некий аналог. В правилах страхования каждой компании по автокаско заложена возможность один или несколько раз при незначительном ущербе отремонтироваться без справок. Это та же самая "упрощенка". У каких-то компаний это право дается в рамках 5-процентного лимита от страховой суммы. У нас по правилам при повреждении остекления салона, повреждении фар, фонарей, зеркал, бамперов можно отремонтироваться без справок. То есть ущерб в ряде случаев может определяться суммой более 5% от общей страховой.
– Как скажется на уровне убыточности в ОСАГО ведение лимита на каждого пострадавшего в ДТП в размере 160 тыс. рублей?
– Думаю, что обращения к страховщикам ОСАГО за возмещением по ущербу жизни и здоровью граждан участятся. Но просчитать возможное влияние на показатель убыточности в ОСАГО пока не представляется возможным.
– Эта поправка потребует замены всех бланков полисов ОСАГО в марте следующего года. Думаете, российские автостраховщики успеют это сделать?
– Во всяком случае, готовиться к этому надо начинать активно уже сейчас. Нельзя допустить повторения опыта начала истории ОСАГО, когда компаниям приходилось гнать транспорт к Гознаку и забирать бланки полисов самовывозом.
– По некоторым данным, ряд региональных компаний готов отдать свои портфели ОСАГО федеральным автостраховщикам. Сложно ли сделать это технически?
– Пока эта тема в большей степени – предмет обсуждения на рынке. Крупные страховщики в принципе могут взять такие портфели, если они будут передаваться с какими-то страховыми резервами. Если резервов нет, портфели ОСАГО взять никто не захочет, убытки упадут на РСА. Технически передать портфель без согласия каждого страхователя по ОСАГО можно. В конце концов, эта процедура совершается на благо клиента.
– Хотелось бы обсудить ситуацию, сложившуюся в практике судов. Тема выплат, присуждаемых по утрате товарной стоимости, будоражит в последнее время автостраховщиков. Также дискутируется вопрос о выплатах без учета износа ТС. В самом деле все так серьезно?
– Если страховщиков законодательно обяжут платить в этих случаях – очень, поскольку скачок в убыточности в ОСАГО будет значительный. Пока такие прецеденты встречаются в практике судебных решений, но по-прежнему не отражены в российском законодательстве. Мне кажется, наши суды, принимающие решения о выплате по УТС, не вполне понимают, о чем вообще идет речь. Понятие УТС отсутствует в федеральном законодательстве. Оно сформулировано только в руководящих документах, которыми пользуются эксперты. Это всего лишь методика, разработанная нами и утвержденная Минтрансом РФ, по определению стоимости восстановительного ремонта транспортных средств. УТС считается для автомобилей не старше 5 лет. Но это не значит, что для машин моложе 5 лет это понятие легально. Сам расчет коэффициента, по мнению страховщиков, несовершенен. Для новых автомобилей применение такой методики приводит к тому, что расчетные величины могут достигать очень высоких значений. Не вполне ясно, почему в таких спорах без законодательного обоснования суды выносят решения, принуждающие страховщиков платить ущерб, о котором в законе об ОСАГО ничего не сказано.
– Суд стремится встать на сторону слабой стороны.
– Еще большой вопрос, кто порой в таких спорах оказывается слабой стороной. Так или иначе, если мы хотим признать существование УТС, надо придать ему легальный статус. Пока говорить не о чем.
– Давайте поговорим о такой статье расходов автостраховщика, как выплата комиссий посредникам. Растет ли этот показатель?
– Когда-то считалось, что 15–17-процентная комиссия агенту-физлицу вполне приемлема. Сегодня я бы определил комиссию в пределах разумного по автокаско уровнем до 25%. Но на рынке используются величины и в 28%, и в 30%. Не надо забывать, что компания, кроме подоходного налога, платит ЕСН от суммы комиссии, а это еще 26%.
– А посредникам-юрлицам, дилерам, брокерам платят до 50% комиссий от суммы договора?
– Мы – нет. Платим до 25%. Хотя аппетиты дилеров и впрямь растут. Для дилеров, торгующих иномарками, основным бизнесом, как ни парадоксально, становится не продажа автомобилей (маржа продавца по ряду моделей не превышает $300 за автомобиль), а продажа дополнительных услуг.
– Исследователи высказали опасение – дилеры скоро организуют не только свои банки, но и страховые компании. Это реальная угроза?
– Не думаю. С одной стороны, такая стратегия противоречит интересам менеджмента части дилеров, в карман которых непосредственно попадают комиссионные выплаты. С другой, дилер лишается потока ремонтных заказов, которые оплачивает сторонний страховщик. Если это будет делать собственный – деньги просто перекладываются из одного кармана в другой. Есть определенный ориентир: один рубль премии, полученной страховщиком, должен обеспечить примерно на 1 рубль ремонтных объемов.
– Водители жалуются на очереди на ремонт у официальных дилеров, их записывают на весну следующего года. Говорят, дилеры передают даже заказы другим ремонтникам, чтобы разгрузить очереди. Это так?
– Да, так бывает. Клиент не знает, что его машину везут чуть ли не в гараж к дяде Васе, там ремонтируют и выдают за ремонт, произведенный у дилера. Это, конечно, безобразие, поскольку никто не может поручиться, что ремонт сделан с соблюдением всех правил. Технология дилера – важная вещь. Соблюдение стандартов и отличает дилера от недилера. Вряд ли при такой передаче процесс ремонта как-то контролируется. Вообще говоря, все это смахивает на мошенничество. Хотя понять дилеров можно – продажи автомобилей растут лавинообразно, они предпринимают меры, открывают новые центры, но это невозможно сделать быстро.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 838
Рубрика: Страхование


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003