Мы не знаем, что такое экопродукты. Но готовы их производить и потреблять.

Вторник, 1 ноября 2005 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Похоже, выращивание и продажа экологической продукции в России скоро перерастет из разряда модного хобби в серьезный бизнес. И способствует тому отнюдь не формирование правового поля в сфере экопроизводства, поскольку принятие технического регламента отложено до 2007 г. (см. ленту новостей AgroNews.ru), не появление собственного экостандарта, признаваемого западным миром и даже не рост спроса на отечественном экорынке.
Как выяснилось на прошедшей недавно в Москве второй международной конференции "Экологические продукты в России. Перспективы развития рынка в условиях экспансии современных технологий", производителя толкает на такой шаг ситуация на продовольственном рынке страны, когда производить обычную продукцию становится все менее рентабельно.
Вопросами экологического производства сельхозпродукции всерьез заинтересовался агрохолдинг "Юг Руси". Из 200 тыс га посевных площадей экологическими планируется сделать до 20 тыс. га. "Сейчас мы испытываем кризис перепроизводства, прибыльность растениеводства падает, себестоимость выращивания зерновых и масличных культур с каждым годом увеличивается, а отпускные цены – наоборот, - делится начальник отдела системы качества управляющей компании "Юг Руси" Павел Василенко. - Анализ ситуации показал, что развиваться дальше и повышать рентабельность бизнеса возможно только, если производить эксклюзивные продукты. Например, за экологическое растительное масло в Евросоюзе готовы платить в 6 раз дороже, чем за обычное".
Что касается себестоимости растительного масла, то она по предварительным расчетам специалистов "Юга Руси" может возрасти всего на 15-20%, при условии, что урожайность подсолнечника, выращенного по экологическим технологиям, упадет не более, чем на 50%. Сертификация технологического процесса на соответствие директиве ЕС №2092 обойдется холдингу в 1% от планируемого оборота экопродукции.
При этом, если процесс переработки масла после сертификации по экостандарту вполне понятен, то в технологиях выращивания экологического подсолнечника в промышленных масштабах немало неопределенностей, замечает Павел Василенко.
Как совместить отказ от средств химизации с переходом на минимальные технологии обработки почвы, без них невозможный? Где гарантии, что поля не зарастут бурьяном, а урожайность не приблизится к нулю? Тем более на площади 20 тыс. га. Такого опыта нет не только в России, но и в мире. Размер типичной американской органической фермы не превышает 20 га.
Оценив все "за" и "против", проект по экологическому агропроизводству в "Юге Руси" сориентировали на Европу. Российский рынок еще не созрел для того, чтобы переварить такие объемы, считает Василенко. Возможности сбыта экомасел в России он оценивает как "очень скромные".
Производители экологического молока идут по другому пути. Оно и понятно, поставлять за рубеж скоропортящийся продукт бессмысленно. Поэтому в холдинге "Русское молоко" нацелены, прежде всего, на потребителя отечественного. Продукция компании не имеет никаких экологических сертификатов, ни российских, ни европейских, но с успехом поставляется в Елисеевский и другие престижные магазины Москвы и области, рассказывает заместитель председателя совета директоров "Русского молока" Василий Ходов. Впрочем, называть молоко, выпускаемое компанией, экологическим он не торопится, хотя этот термин и использован на его упаковке для привлечения покупателя. "Вокруг понятия "экологический продукт" в России много неразберихи, и когда речь заходит о промышленном производстве экомолока, у меня возникает множество вопросов, говорит Ходов. – Например, можно ли использовать ЗЦМ при выращивании молодняка, или как сертифицировать пастбища?"
В конечном итоге, любой контроль качества на производстве сводится к неизбежному удорожанию продукта. Если проследить весь жизненный цикл обычного молока от поля до прилавка, то наберется более пятисот государственных стандартов и норм, соблюдение которых – это затраты. Добавьте к ним эконормы и реконструкцию фермы и молокозавода, которые обойдутся в 300-400 тыс. и 3-5 млн евро соответственно. Литр экомолока в итоге может стоить от 100 рублей и выше, подсчитывает Ходов.
Но покупатели на него найдутся. По результатам регулярных исследований компании Комкон, за последние 5 лет число жителей России, готовых платить больше за экологические продукты, выросло на 19,5%. В прошлом году уже 57,4% москвичей и 29% петербуржцев выразили желание приобретать экоеду по цене на 20-30% дороже традиционной.
- Реально же этот сегмент рынка в Москве оценивается в 7%, а по всем городам -миллионникам не более 1%, - считает директор отдела здорового питания аптечной сети 36,6 Ирина Шагалина. - "Эко" - дорогие продукты, и потреблять их могут пока только очень состоятельные люди.
Действительно, не каждому под силу приобретать рис по $30/кг, и гречку по 140 руб./кг. А продавать их дешевле пока не получается – нет собственной экопереработки, упаковки и этикетирования, нет отлаженной системы экологической сертификации производств и, наконец, какого бы то ни было законодательства в этой сфере. Возможно, среди этих и многих прочих проблем российского рынка экопродукции есть и та, из-за которой недавно закрылся единственный в Москве ЭКО-маркет "Рыжая тыква"…

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1464
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003