Газовики рассчитывают на спрос

Понедельник, 8 июня 2015 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Уже не первый год мировой газовый бизнес пропагандирует идею наступления "золотого газового века". Но если в прошлые годы это было связано в основном с борьбой с загрязнением окружающей среды и решением климатических целей мирового сообщества, то на нынешней ХХVI конференции в Париже в этих утверждениях появились новые нюансы.
 
Они связаны прежде всего с такими факторами, как растущий спрос на энергоресурсы в развивающихся странах или, правильнее сказать, в странах, не входящих в ОЭСР, и... сланцевой революцией в сочетании с падением цены на нефть. С одной стороны, отрасль ожидает увеличение спроса на газ в ближайшие 25 лет на 65% (мнение Рекса Тиллерсона, главы американской Exxon Mobil), а с другой стороны, падающая цена на нефть делает невыгодными инвестиции в развитие альтернативных источников энергии. И если раньше эксперты отрасли всегда говорили о разумном сочетании альтернативных источников энергии с газом (в отличие от европейских чиновников, склонных рассматривать газ как источник энергии только на переходный период до полностью зеленой Европы), то сейчас тональность их утверждений меняется. Газ становится, с их точки зрения, источником энергии номер один во всем мире.
 
В этом плане борьба с грязными энергоносителями, такими как уголь, судя по всему, выходит для газового бизнеса на первый план. Не случайно, что глава англо-голландской Shell Бен ван Борден отметил наличие значительно более низких выбросов парниковых газов при производстве электроэнергии на газовых электростанциях (особенно на парогазовых) по сравнению с угольными электростанциями или использующими другие ископаемые виды топлива. А глава Международного газового союза Жерар Фурье в выступлении на конференции подчеркнул необходимость увеличения платы за выбросы, чтобы сократить использование угля, который выделяет огромное количество CO2, решающим образом влияющего на процесс глобального потепления. "Без высокого углеродного ценообразования страны будут поддерживать угольную генерацию благодаря невысокой цене угля", - сказал он.
 
А установление высоких цен на выбросы означает, что крупные предприятия-загрязнители будут вынуждены платить за СО2, который они выделяют. И это дает им сильный стимул для снижения выбросов. Жерар Фурье подчеркнул, что в Европе система торговли квотами на выбросы в течение ряда лет была неэффективной с точки зрения сокращения выбросов из-за низкой стоимости квот.
 
Сланцевая революция в сравнительном анализе конкуренции традиционного и нетрадиционно газа не очень беспокоит газовиков. Как считает глава Международного газового союза, будущее газового бизнеса не зависит от сланцевого газа, поскольку в мире достаточно запасов традиционного газа (для удовлетворения спроса) в течение более чем столетия. Но тут важен другой аспект, а именно - падение цены на нефть, и, судя по всему, как показывает нынешняя сессия ОПЕК, она вряд ли пойдет вверх. Модный сейчас термин "сланцевый ценовой барьер" вряд ли будет работать для разработчиков сланцевых месторождений нефти и газа. Во всяком случае, новый председатель правления крупнейшей немецкой нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерен полагает, что в будущем цена на нефть будет оставаться нестабильной при существующих квотах ОПЕК на нефть (сегодня 30 млн барр. в сутки), поскольку объемы добычи сланцевой нефти в США не снижаются. И это он объясняет техническим прогрессом, который делает сейчас рентабельной добычу сланцевой нефти и при падении цены барреля.
 
Однако сегодня мало кто говорит о том, что дешевая нефть бьет по зеленой энергетике. Дело в том, что при нынешних ценах на углеводороды (да и на уголь) альтернативная энергетика сможет развиваться только при условии солидных госдотаций. Именно это обстоятельство и лежит в основе рассуждений газовиков о наступлении "золотого газового века", когда голубое топливо станет наиболее востребованным. Конечно, при условии продолжающегося падения или стабилизации нефтяных цен на нынешнем уровне и успеха предстоящей климатической конференции в Париже, сделающей (как ожидается) снижение объемов выбросов парниковых газов более обязательными для подавляющего большинства стран мира.
 
Что же ждать от "золотого века" (если он все-таки наступит) российским газовикам? Судя по их массированному и, главное, дорогостоящему присутствию в Париже на сопровождающей конференцию выставке, их ожидания достаточно высоки. Хотя выступление зампреда "Газпрома" Александра Медведева на панельном заседании конференции, посвященном стратегии отрасли, показалось мне достаточно взвешенным и сдержанным. Возможно, это было связано с трудностями взаимоотношений "Газпрома" с Еврокомиссией, которая явно препятствует расширению присутствия российского газового монополиста в Европе. Как известно, это привело к изменению стратегии "Газпрома" в отношениях с ЕС. Самым ярким свидетельством этого явился отказ от "Южного потока", а вместе с ним и от создания собственной разветвленной газотранспортной сети в Евросоюзе. Тем не менее "Газпром" активно продвигал в Париже свой проект "Турецкого потока", который даже был представлен отдельным стендом. Но было бы неправильным на фоне доминирования в Париже российского газового монополиста не упомянуть успехи другого российского независимого производителя газа - компании "Новатэк". Именно ей удалось подписать через свою дочернюю структуру долгосрочный контракт на поставку сжиженного природного газа с компанией Shell. Срок договора - более 20 лет, объем поставок - почти 1 млн т в год. Закупки газа будут делаться на заводе "Ямал СПГ", где компания - один из основных акционеров. Помимо нее в проект "Ямал СПГ" входят французская Total и китайская CNPC. Несколькими днями раньше был подписан аналогичный контракт с французской Engie. Условия соглашения похожие - 23 года и 1 млн т СПГ в год. Первый СПГ-проект в российской Арктике "Новатэк" и партнеры планируют запустить в 2017 году.
 
Но понятно, что с экономической точки зрения именно российские месторождения газа пока явно обладают преимуществами для Европы перед другими источниками энергии. Это обстоятельство, видимо, побудило вице-президента Shell по реализации СПГ Дэвида Уэлласа сказать на конференции, что "Россия является чрезвычайно важной страной для Shell". Собственно говоря, эту же оценку разделяют и немецкие газовики. Председатель правления Wintershall Марио Мерен в своем выступлении на конгрессе отметил, что именно это обстоятельство обуславливает необходимость для его компании обеспечивать тесное взаимодействие с крупными российскими энергетическими фирмами и инвестировать в свои нефтегазовые проекты в России до 2018 года полмиллиарда евро. Будущее покажет, насколько они правы в своих оценках российских перспектив.
 
Олег Никифоров

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 433
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Май 2011: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31