Обзор прессы от 11 августа 2006 г

Пятница, 11 августа 2006 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Газета "Ленинская смена" (Нижегородская обл) рассказала, что существует расхожее мнение, что в администрации губернатора Валерия Шанцева ставка делается чуть ли не только на одних приглашенных москвичей. Однако в реальности в правительстве главными критериями оценки работы высопокопоставленных чиновников является профессионализм. И нынешняя администрация в основном и держится на таких профессионалах, успешно работающих уже не один год на своем месте. Одним из таковых не без основания считается начальник управления лесной промышленности при министерстве промышленности и инноваций Николай Николаевич Довбня.
Он всю жизнь был связан с лесной и местной промышленностью и является одним из ведущих специалистов в этой области.
Закончив Лениногорский лесной техникум, лесохозяйственный факультет Алма-Атинского сельскохозяйственного института, а позднее московский институт бизнеса и политики, Николай Николаевич переехал на Нижегородчину. Работал в Павловском лесхозе Горьковского управления лесного хозяйства. Затем заместителем генерального директора объединения "Темп" Управления местной промышленности. Возглавлял местную промышленность области. С 2002-го руководит управлением лесной промышленности. В 2005-м его успехи были удостоены благодарственного письма областного Законодательного собрания.
За последнее время в лесном комплексе, который курирует ведомство Николая Николаевича, наметились серьезные изменения к лучшему. О том, за счет чего это удается, и зашла наша сегодняшняя беседа с Николаем Николаевичем.
- Николай Николаевич, когда в 2002-м году вы возглавили управление, какие проблемы встали перед вами наиболее остро?
- Проблемы были. Одна из них, и она пока актуальна и на сегодняшний день - это низкое освоение расчетной лесосеки. Ее использование не превышает 40%. Это связано и с тем, что очень много участков лесного фонда выделено в так называемые особо охраняемые природные территории (зоны, где вырубка запрещена или сильно ограничена- авт.) Это около 14% земель лесного фонда.
Другая беда, это то, что большой объем выделенной по лимитам древесины имел нецелевое использование. Поясню, что это такое - главам районов по минимальным областным ставкам регулярно выделяется древесина. Всего для трех категорий: для населения, для бюджетных предприятий и для сельского хозяйства. Так вот, нередки были случаи, когда эта древесина не попадала по адресу, а выделялась коммерческим структурам.
- Вы как-то попытались справиться с этими проблемами?
- Да. И сейчас над этим работаем. Создана комиссия по особо охраняемым природным территориям, которая рассматривала и продолжает рассматривать целесообразность сохранения ряда особо охраняемых природных территорий. Мы, конечно, понимаем, что необходимо поддерживать биологическое разнообразие. Но это должно быть экономически обосновано.
Боремся мы и с самоуправством на местах тех чиновников, которые сплавляют древесину "налево". По нашей инициативе в 2002-м году был создан отдел лесной инспекции, а затем и областная межведомственная комиссия по борьбе с хищениями древесины и незаконным обращением лесоматериалов. Совместная работа которых упорядочила использование древесины и снизила объемы нецелевого использования лесного фонда.
Правда, в 2005 году федеральным законом N 199 субъекты федерации были лишены этих полномочий. Лесная инспекция была реорганизована, а деятельность комиссии приостановлена. Однако за 3 года работы успели провести 120 проверок и заведено 14 уголовных дел. Мы и сейчас "не отпускаем" эту проблему. И число правонарушений в этой области снижается.
- Николай Николаевич, а как обстоят дела у подведомственных Вам предприятий лесного комплекса? Ведь еще не так давно отрасль была в кризисе...
- Сегодня темпы роста промышленного производства составляют 18-19% ежегодно. Растет и заработная плата. Правда, к сожалению, не такими темпами, какими бы хотелось.
На сегодняшний день предприятия лесного комплекса работают стабильно. С приходом нового губернатора стало огромное внимание уделяться лесному комплексу. Поскольку это единственная отрасль области, имеющая сырьевой потенциал.
Серьезная проблема в области - отсутствие предприятий по глубокой переработке древесины мягколиственных пород. Это производство фанеры, МДФ, ДСП. Для решения этой задачи, поставленной губернатором, область была поделена на 10 лесоинвестиционных зон. Каждая зона была создана в границах 3-5 административных районов. С учетом сырьевых запасов, транспортной составляющей, наличия свободных мощностей по электроэнергии и трудовых ресурсов. Для удобства работы с инвесторами создан реестр "зеленых" и "коричневых" инвестиционных площадок. С характеристикой места расположения, наличия инфраструктуры и собственника.
- Инвесторы отреагировали на это? Пришли в отрасль?
- В данный момент рассматриваются 9 инвестиционных проектов, реализация которых позволит на 90% использовать расчетную лесосеку до 2010 года. Решить вопрос по переработке отходов лесопиления. Плюс - справиться с проблемой обеспечения дешевым теплом негазифицированных районов.
Трем инвестиционным проектам были придан статус приоритетных. То есть, инвесторам предоставлен ряд льгот до выхода на проектную мощность.
А недавно министерство промышленности и инноваций провело совещание с инициаторами инвестиционных проектов, агентством лесного хозяйства и ГУ "Нижегородсельхлес" по резервированию участков лесного фонда под эти проекты. В ближайшее время будет заключено соответствующее соглашение с Агентством лесного хозяйства.
- Николай Николаевич, какие интересные проекты будут реализованы в ближайшем будущем?
- В течение 2006-2007 годов на ОАО "Волга" под патронажем нашего Министерства будет реализован проект по переработке коры. Что позволит обеспечить предприятие теплоэнергией и решить экологическую проблему, связанную с утилизацией отходов.
* * *
"Сегодняшняя газета" (Красноярский край) - В Лесосибирске, на крупнейшем лесоперерабатывающем предприятии края - Маклаковском ЛДК, запущено лесопильное оборудование.
В мае акционеры фактически бросили предприятие: прекратили перечислять деньги за поставленное сырье и приобретать новое. Его руководитель внезапно уехал на родину в Грецию, оставив ЛДК без оборотных средств, с огромными долгами по кредитам, арестом ликвидных активов, задолженностью по заработной плате и налогам.
В кризисную ситуацию тогда вмешались краевые власти: заместитель губернатора Андрей Гнездилов выезжал в Лесосибирск, еженедельно проводил совещания по выводу предприятия из кризиса. В итоге были выплачены долги по заработной плате и найден инвестор, готовый взять на себя обязательства по выводу ЛДК из простоя. В июле Маклаковский комбинат приобрела компания "Отан Инвестментс". Ею уже отремонтированы котельная, склады, цеха и другие помещения комбината.
Уже сейчас Маклаковский ЛДК на полную мощность запустил все три потока лесопильного цеха, около тысячи лесосибирцев вернулись на свои рабочие места. По словам Гнездилова, предприятие удалось-таки вывести из кризиса.
* * *
Газета "Архангельск" (Архангельская обл) сообщила, что в России легче вырубить очередной гектар леса, чем попытаться решить проблему с утилизацией макулатуры
Очередной детектив прочитан. И куда его теперь? Ну, в дальний угол какой-нибудь. Батюшки! Все углы - и ближние, и дальние - забиты книжной "макулатурой". А если, скажем, прибавить к этому ежедневно накапливающиеся в каждом доме бесплатные газеты? Макулатурная проблема начинает принимать серьезный, а в конце концов - экономический характер.
Перечитывать шедевры литературного ширпотреба явно не хочется, но и выкидывать тоже вроде рука не поднимается. Сразу вспомнился анекдот про пресловутый чемодан без ручки, который и нести неудобно, и выбросить жалко. Так что же с ними, с книжками этими, делать?
Первое, что пришло в голову, - естественно, сдать в какой-нибудь книжный магазин. Но в ближайшем магазине с букинистическим отделом огорошили: принимают только учебники. И, конечно же, исключительно рекомендованные Министерством образования и никакие другие. А остальные книжки что же, на свалку?
Спасибо добрым людям, подсказали. Есть, оказывается, в Архангельске специальный магазин - "Эконом-книга", где принимают и реализуют именно "бэушную" литературу. Причем любую: учебники, классику, детективы и все остальное. В общем, решилась проблема.
Кстати, хорошей альтернативой книжного "секонд-хенда" может быть и набирающее все большую популярность в мире, но пока не добравшееся до нас движение "book-crossing", основную идею которого можно сформулировать как "почитал - отдай другому". Ведь в таком случае проблема с прочитанной и теперь уже ненужной книгой вообще не возникает. Прочитанную книжку оставляют в каком-нибудь людном месте, скажем в парке на скамейке, где ее и находит следующий читатель. Книга сопровождается пояснительной запиской: дескать, она не потеряна, а участвует в "книжном движении". Так что смело бери и читай, но потом не забудь ее тоже где-нибудь "забыть" для другого книголюба.
Интересно, а как с "ненужными" книгами справляются библиотеки? Литература-то со временем устаревает или просто зачитывается до дыр любознательными читателями. Оказалось, что у наших библиотек это целая проблема. Как нам поведали работники Добролюбовки, раньше все было проще - существовали специальные организации, которые принимали макулатуру, и со списанием книг проблем не возникало. Теперь же все по-другому.
- Существует инструкция, по которой все списанные книги обязаны сдавать в макулатуру. Без этого не подписывается акт о списании, - объясняет заместитель директора Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова Елена Маркова. - Книги мы сдаем те, которые устаревают по содержанию, а также обветшалые. Этим занимается отдел комплектования. Со сдачей книг сейчас возникают проблемы даже у нас, но особенно у библиотек области. Мы добивались, чтобы можно было хотя бы сдавать списанную литературу без всяких бумаг. Сейчас нет организаций, которые занимаются приемом макулатуры, невыгодно это. Наша библиотека сдает списанные книги на мусороперерабатывающий комбинат бесплатно, в месяц около 500 - 600 кг, и там нам выдают акт, что приняли.
Удивительно, в нашем регионе производство бумаги является одной из главных отраслей промышленности, а вот что потом с ней делать, мы не знаем. Производить-то мы умеем, а с макулатурой почему-то проблемы. Видимо, считается, что заниматься такими мелочами не стоит, потому что бумаги все равно на всех хватит с лихвой, спасибо нашим ЦБК.
Проведя опрос среди жителей Архангельска, мы выяснили, что "бумажную" проблему им создают разве что бесплатные газеты. Впрочем, решают горожане ее достаточно прозаично: газеты, как и всю прочую ненужную макулатуру, они просто сразу же выбрасывают на помойку. Откуда они и поступают на все тот же мусороперерабатывающий комбинат. Потому о проблемах, связанных с макулатурой, мы решили поговорить с директором Архангельского мусороперерабатывающего комбината Андреем Леонидовичем Терентьевым.
- Андрей Леонидович, откуда на ваш комбинат поступает макулатура?
- Поступает она с предприятий торговли, от населения: они ее выбрасывают в мусорные контейнеры вместе с другими отходами. От библиотек мы получаем книги, при этом для переработки листочки приходится сначала отделять от обложки.
- Много ваш комбинат перерабатывает макулатуры?
- В месяц мы отправляем порядка десяти автомобилей переработанного сырья.
- И куда оно идет?
- На различные предприятия, например на Рязанский картонный завод, в Санкт-Петербург - на завод по утилизации бумаги.
- Выгодно ли сегодня заниматься переработкой макулатуры?
- Учитывая, что сырье это недорогое, рентабельность предприятия не превышает 10%.
- Почему в Архангельске нет никаких пунктов приема макулатуры?
- Вторичное сырье дешевое, поэтому заниматься им невыгодно. Больше затратишь на организацию, чем получишь прибыль. Правительство не заботится об этом, ему проще новые деревья вырубить. Если сырье будет дороже, тогда ситуация изменится. Мы пытались внедрить раздельный сбор, чтобы отделяли твердые отходы от бытовых - выбрасывали в разные контейнеры.Но нет поддержки со стороны административных структур, да и дисциплина у населения хромает.
Действительно, мы не в Америке, попробуй русского человека заставить мусор по разным контейнерам рассовывать. Возможно, кто-то "из вредности" будет эти контейнеры "путать" и выкидывать мусор не туда, куда нужно.
Но ведь есть и положительные примеры. В издательско-полиграфическом предприятии "Правда Севера", где печатается огромное количество газет, книг, журналов и прочей бумажной продукции, макулатуры более чем хватает. Но для них это не проблема, во всяком случае, они знают, как ее решать. Все отходы идут на дальнейшую переработку.
- У нас есть договор с ООО "Кандопога" - предприятием, занимающимся картонным производством, - говорит начальник отдела снабжения Надежда Парфенова. - Всю макулатуру мы грузим в вагоны и отправляем туда. У нас своя железнодорожная ветка, главное - вовремя заказать и отвезти. Так, например, за 2005 год нами было отправлено 600 тонн макулатуры. Если учесть, что один вагон вмещает около 25 тонн, то получается более 20 вагонов. Работа кандопожского комбината зависит от того, сколько мы им макулатуры отправим и каких марок: вся бумага сначала сортируется, затем увязывается в кипы. Для этого у нас есть специальное оборудование. А благодаря этому договору у нас есть приоритет в покупке газетной бумаги.
Насколько эта отправка макулатуры выгодна, нам не сообщили, сославшись на "коммерческую тайну", но намекнули, что, несмотря на то, что стоимость провоза составляет 30 - 40 тысяч, ИПП в убытке не остается.
Значит, рациональный подход к проблеме возможен, нужно только его найти. Искать его мы решили у тех, кто подобными вещами занимается всерьез, - у экологов.
- Не то чтобы пунктов приема макулатуры нет совсем, просто их нет в необходимом количестве, - разъяснил нам координатор экологической организации "ЭТАС" Николай Белугин. - Они открываются, когда у занимающихся вторсырьем организаций периодически появляется потребность их создавать. Картон (гофробумага) идет очень хорошо, бомжи раньше им очень интересовались. Берут и офисную бумагу, но ее-то организации обычно не выкидывают, сами уничтожают или сжигают. Сбор в офисах не налажен. А вот книжную и газетную бумагу не берут. К нам тоже обращались школы и библиотеки, которые не знают, куда девать устаревшие книги. Сейчас организации на металлолом перешли, черный металл собирают, хотя раньше им тоже не интересовались, невыгодно было. Теперь его норвежцы закупают, еще куда-то продают. Так что только не тащат: рельсы вон, которые лежали, выкопали, разрезали и отвезли.
Как нам сообщил Белугин, макулатура пользовалась бы спросом, если бы у наших ЦБК была технология вторичного использования бумаги. Теоретически это, разумеется, возможно. Но здесь ситуация та же, что и с очистными сооружениями: на ЦБК заявляют, что из них воду можно пить стаканами. Так, на Коряжемском ЦБК такую очищенную воду даже предлагали приезжавшему премьер-министру, тот пробовал, сказал, что ничего. Но строить такие очистные сооружения на Северной Двине не торопятся, потому что затраты составили бы 25% от стоимости всего производственного комплекса. Так и с макулатурой. У нас в стране вообще нет предприятий, которые работали бы на вторичном сырье, хотя за рубежом они, наверное, есть. В чем причина? В более "продвинутом" западном сознании? Если шведы делают бумагу, то везти им ее приходится из Финляндии и России. Потому, наверное, и задумываются. А у нас этого добра полно, отъехали на 300 километров и повалили. "Благодаря" такому отношению лес "уходит" все дальше и дальше. А комбинаты "стонут": нам бы дороги построить, чтобы добраться.
Экологи организации "ЭТАС" только что вернулись из экспедиции по Онежскому району. Там территория, которая претендует на звание национального парка, не может стать таковым: Москва не дает разрешения. Причину этого Николай Белугин видит и в том, что участок этот - лакомый кусок: находится недалеко от Онеги, на нем производятся вырубки леса. Признавать такую территорию "недотрогой" некоторым просто невыгодно.
- Проще в правительстве пролоббировать вопрос с национальным парком и дорогами, чем устойчиво заниматься лесопользованием и начинать национальную программу по переходу предприятий на переработку макулатуры, - делает вывод Белугин.
В общем, пока в нашей замечательной стране, где всего много и потому ничего не жалко, не задумаются о том, что ничто не вечно, и не перестанут жить по принципу "что имеем - не храним", ситуация вряд ли изменится. Далеко нам до Запада, где уже и из отходов жизнедеятельности человека научились биогаз делать и машины им заправлять!
Помнится, в школе на уроках труда в начальных классах нас учили экономить бумагу: вырезать из одного листочка как можно больше "деталек", чтобы было меньше обрезков. И мы старались, потому что твердо усвоили: бумага делается из дерева, поэтому чем больше бумаги мы сэкономим, тем меньше деревьев срубят, а их нам было жаль. Только вот не придумали еще таких школ, которые учили бы "больших начальников" точно так же экономить природные ресурсы нашей страны.
* * *
Газета "Карелия" (Республика Карелия) - Глава Карелии Сергей Катанандов провел рабочее совещание о реконструкции Соломенского лесозавода. Новый генеральный директор Олег Якимов проинформировал руководителя Карелии о планах развития предприятия.
На переоборудование завода удмуртская группа компаний АСПЕК уже инвестировала 500 млн. рублей, а общий объем финансовых вложений составит I млрд. 60 млн. рублей.
В настоящее время на заводе разобраны старые цеха и завершено строительство склада готовой продукции. Идут закупка топлива и реконструкция котельной предприятия, которая отапливает жилые дома в микрорайоне Соломенное.
Возведение нового современного лесопильного комплекса с полным циклом
глубокой переработки древесины позволит производить 115 тыс. кубометров пиломатериалов. В феврале 2007 года новое предприятие начнет выпускать первую продукцию, стопроцентно ориентированную на зарубежного потребителя.
Глава Карелии отметил, что приоритетными государственной политики в лесопромышленном комплексе являются внедрение современных технологий и глубокая переработка древесины на отечественных предприятиях; об этом говорил В.Путин на совещании в Сыктывкаре.
Сергей Катанандов назвал реконструкцию завода важным фактором улучшения социально-экономической обстановки в Соломенном и поручил правительству республики оказать помощь новому предприятию с поставками пиловочного сырья.
- Для нас важно, что, сменив собственника, предприятие не сменило свой профиль и в ближайшее время станет современным производством, которое предоставит местным жителям рабочие места, - подчеркнул Сергей Катанандов.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1038
Рубрика: Бумпром и Леспром


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003