СМИ: Информационные атаки и виражи вокруг Жанаозена

Среда, 28 декабря 2011 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Близость бывает разная. Люди, в корне расходящиеся во всех отношениях, в Мангистау оказались чрезвычайно близко друг к другу. В такой ситуации избежать эксцессов проблематично в принципе, а когда обе стороны активно подзадориваются – получилось опять двадцать пять. То есть как столько лет назад в Алматы (тогда еще Алма-Ате). Теперь уже можно анализировать, точнее начать анализировать информационное сопровождение данного процесса. В эпоху информационного общества такие вещи являются во многом определяющими.

Началось все как всегда. То есть жили-были нефтяники и администрация компании, а потом довольно стандартный трудовой спор вдруг вошел в стадию взаимного накаления страстей. Работодатель давил на административный ресурс и правоту того, кто платит, наемные работники противопоставляли этому свою сплоченность и аргумент о всегдашней нехватке денег, а в условиях Жанаозена особенно.

По ходу разрастания конфликта он по принципу расширяющейся воронки стал втягивать в себя все новых участников и игроков. Подтянулся акимат области (городской находился в процессе изначально), верхние слои топ-менеджмента Самрук-Казына, беглый олигарх Мухтар Аблязов и его медийные ресурсы. После того, как СМИ Аблязова прорвали информационную блокаду вокруг забастовки нефтяников, они же сыграли на то, чтобы конфликт из социально-экономической плоскости сместился в политическую. Корявые действия властных, правоохранительных и судебных органов этому тоже весьма посодействовали.

Если просмотреть публикации в СМИ, блогах, официальные пресс-релизы и заявления по данному поводу, обращения политических партий, профсоюзов и общественных деятелей, то мы увидим, что красной нитью через все проходит проблема справедливости. У данной проблемы и философско-жизненной категории, как и у любой другой определяющей формат протекания человеческой жизни и взаимоотношений, имеется масса аспектов и граней. В СМИ они проявились во всей полноте, красе и по всему спектру.

Те, кто прямо или косвенно играл на стороне бастующих, давили на суровую природу Мангистау. Песок, безводность и дикая жара летом, жуткие ветры и холода зимой, а зарплата чуть больше, чем у российских нефтяников в Поволжье. Со стороны работодателя посыл шел явно противоположный. Зарплаты, мол, выше чем у российских нефтяников в Нижневартовске, а там зима тянется более полугода. Спецовки, питание, социальный пакет, медицинское обслуживание – для казахстанского пролетариата условия просто роскошные. Зачем зажираться? Бастующие парировали это тем, что на их нефтедоллары построена Астана, а у них ни объектов инфраструктуры, ни культуры. Работодатель указывал на спорткомплексы и дома культуры, построенные им в Жанаозене, хотя по нормам законодательства он все это делать не обязан…

Ситуация не обошлась без парадоксов. Журналисты, побывавшие в Актау, областном центре Мангисуской области, обращали внимание на то, что тамошние наемные работники бастующих не поддерживают. В городе, где 70 тыс. тенге в месяц для работяги считается приемлемо, а за зарплату в 90 тыс. тенге люди уже держатся, аппетиты нефтяников кажутся чрезмерными. И одновременно с этим письма солидарности бастующим слали из Европарламента, Комитета за рабочий интернационал (троцкистская международная организация), даже известный музыкант Стинг отменил свой концерт в Астане на почве солидарности с бастующими.

Часть информационных сообщений пыталась копать ситуацию вглубь. Эти каналы сообщали, что бастуют не собственно нефтяники (то есть те, кто добывает и транспортирует нефть), а обслуживающий персонал. Местная элита является далеко неоднородной по отношению к происходящему. И пусть формально адайские авторитеты свое отношение к забастовке никак не высказали, но рыбу в мутной воде они ловят очень активно и целенаправленно. Проблема получила свое наполнение и по оси противостояния "центр – регион".

СМИ Мухтара Аблязова всю дорогу поддерживали бастующих и настраивали их на необходимость "додавить" работодателя. "КазМунайГаз" через доступные ему источники вроде газеты "Литер" пытался объяснить, что в любом экономическом проекте, каким является и месторождение Узень, есть объективный бюджет на заработную плату. И он не может быть астрономическим, поскольку компании "Озенмунайгаз" и "Каражанбасмунай" – это коммерческие проекты. И если они станут нерентабельными – нефтедобычу просто прекратят, а рабочие места и связанные с ними линии жизни затухнут. СМИ вроде "Хабара" и "Казахстанской правды" данной темы вообще не касались, хотя могли сообщать, например, об успехах в водоснабжении области на полуострове. Национал-патротические силы тоже не знали как подступиться к ситуации, поскольку Жанаозень почти на 100% казахский город, государственным языком там все поголовно владеют и для них там просто не было поля к применению. Один только Серикжан Мамбеталин, лидер партии "Руханият", ратовал за то, чтобы соблюдались права и интересы оралманов, однако это сильно попахивало банальным популизмом, если не прожектерством.

В конце концов работодатель прибег к локаутам, уволил несогласных и набрал на работу желающих трудиться. В Жанаозене, где уровень безработицы превышает 50%, это не составило особого труда. Эксперты, особенно конфликтологи, предупреждали в своих прогнозах, что до добра такое не доведет, поскольку регион представляет собой довольно герметичную капсулу, в которой есть спрос только на квалифицированную рабочую силу, тогда как в избытке неквалифицированная, а негативной энергии просто некуда выходить.

Где-где, а в сфере публичной информации о том, к чему приведет развитие ситуации в свете наблюдаемых мангистауских трендов, предупредили заранее. Потом кровавые события в Жанаозене и Шетпе 16-17 декабря. Треугольник СМИ (один его угол – лояльные к забастовщикам, другой – лояльные к работодателю и третий – нейтральные и игнорирующие забастовку) немедленно на это отреагировал. Оценки сразу оказались диаметрально противоположными: от "доведенные до отчаяния нефтяники" до "вечно недовольные и бунтующие местное население "усиленное" оралманами". Экспертное сообщество частью замерло, а остальные распределились между мнениями, когда на одном полюсе (экстремисты, мародеры, преступники) и а на другом (довели честных спокойных людей). Были и непонятные оценки, вроде той, что дал Ерлан Карин – его объяснения произошедшего только еще больше запутали желающих разобраться.

Оппозиционные силы во всем обвинили власти. Официоз – внешние силы. Наблюдатели очень удивились, что среди "названных поименно" Ак ордой виновников произошедшего оказались Вашингтон и Анкара. Прозвучал массовый призыв не стрелять в народ – от партии "Руханият" и до РОО "Общество молодых профессионалов". Внешние оценки (зарубежные СМИ и эксперты) в целом по отношению к Астане едкие и режиму Нурсултана Назарбаева ничего хорошего не обещают. Особенно высокую активность проявляют правозащитники, что вполне объяснимо.

Жанаозенские события отличались реакцией повышенной интенсивности на них во Всемирной паутине. Что характерно, это происходило в условиях отключения Интернета и сотовой связи собственно в Жанаозене. Наряду с мощными вещами, вроде выложенного любительского видео расстрела полицейскими участников беспорядков, доходило до курьезов. Поставят фотографию спецназовцев в Актау в полной экипировке и тут же вопросы вроде того, почему у всех гранатометы – против кого они собрались их применять. Потом кто-нибудь объяснит, что это не грантометы, а кариматы (подстилка пор спальный мешок), просто собранный в скатку.

Приезд президента в Актау, казалось бы, на первый взгляд, в свете разрешения общей проблемы, сработал однозначно положительно. Наказания по линии областного акимата, "КазМунайГаза" и "СамрукКазыны" выбили у противников власти козырь насчет бездействия гаранта Конституции. Но тут же возник вопрос, раз уж глава государства начал "раздачу серег", то почему были обнесен кабинет во главе с премьером – правительство то что делало все эти 7 месяцев? Боролось с последствиями кризиса? Что за выборка? Ну а участники беспорядков к приезду главы государства и так уже были примерно наказаны силовиками. Генеральная прокуратура информирует общественность о том, что в Жанаозене все спокойно и за последние дни не зафиксировано ни одного преступления. Появляется все больше желающих в этом лично убедиться из числа политиков и общественных деятелей. Юриста нефтяников Наталью Соколову тоже просят освободить из мест лишения свободы, раз президент подтвердил, что требования нефтяников были законные… В общем ясно все… что н-и-ч-е-г-о не ясно. Слишком много вопросов и их не становится меньше – при этом информационная война отнюдь не тлеет, а продолжает гореть сильным пламенем, но всю картину еще не освещает…

Об этом пишет SPIK.KZ, как передает www.centrasia.ru.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 404
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003