Российские химики возражают против принятия Технического регламента «О безопасности химической продукции» в предложенной редакции

Понедельник, 7 сентября 2009 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Технический регламент, принять который намечено в осеннюю сессию 2009 года, заставит предприятия заново сертифицировать продукцию, выпуск которой ведется многие годы, по параметрам опасности и безопасности. На прохождение новых процедур для более чем 8 000 наименований химической продукции отведено 18 месяцев...

На состоявшемся 2 сентября 2009 года Экспертном совете Государственной думы по вопросам химической и нефтехимической промышленности члены экспертного совета, руководители крупнейших химических компаний и холдингов РФ, представили свои возражения против принятия предложенного Технического регламента «О безопасности химической продукции».

Старая и новая система

Ныне действующая разрешительная система неудовлетворительна, отметили химики. В частности, сертификация одного продукта занимает более 6 месяцев и требует согласования как минимум в 14 инстанциях. Еще до 12 инстанций добавляется к этому списку в зависимости от видов сертифицируемой продукции. Затруднена сертификация новых продуктов, каждый продукт необходимо сертифицировать индивидуально, большую часть из сертификатов и разрешений можно получить только на платной основе.

Данная система давно требует пересмотра и упрощения, однако внесенный в Думу Технический регламент «О безопасности химической продукции» лишь усложняет имеющиеся процедуры.
Так, ст. 8, п. 1 гласит: «Федеральный орган исполнительной власти… формирует национальный перечень опасных химических веществ…». Однако в России уже существует Регистр «Потенциально опасных химических и биологических веществ», который никто не планирует отменять, и новый закон создает основу для дублирования имеющегося свода.
Ст. 11 п.1 «Маркировка химической продукции» предлагает внести в новый вариант маркировки «наименование настоящего Федерального закона, технического регламента на конкретный вид химической продукции». При этом возникает правовой вакуум, т.к. разработка указанных регламентов не предшествовала предстоящему принятию закона — их просто нет. Соответственно закон не определяет, что именно наносить на маркировку, но делает при этом нарушителями предприятия, осуществляющие выпуск продукции. (В настоящее время на упаковку наносится ГОСТ и ТУ.)

Ст.12, п. 7 сообщает, что «паспорт безопасности подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации…» Но в настоящее время паспорта безопасности уже регистрируются в ФГУП «Стандартинформ». Закон не определяет сроков, в течение которых будут устранены дублирующие друг друга нормы, очевидным результатом чего станет колоссальное усиление организационной и финансовой нагрузки на деятельность предприятий.

Закон, рассмотрение которого произойдет в Госдуме в осеннюю сессию 2009 года, вводит новые требования к сертификации химической продукции, что создает коррупционную базу, увеличивает затраты предприятий, повышает стоимость готовой продукции и снижает ее конкурентоспособность в создавшихся тяжелейших условиях — резюмировали представители химпрома.

Вступление закона в силу намечено на 1 января 2010 года.

Технический регламент и REACH

По мнению участников заседания, целью разработки и принятия в России нового технического регламента, работа над которым ведется уже более 7 лет, является адаптация российской системы сертификации продукции к международным стандартам. К сожалению, тщательный анализ законопроекта показал, что предложенный Федеральный закон «О техническом регламенте о безопасности химической продукции» в его текущей редакции не соответствует международным техническим регламентам по безопасности химической продукции (REACH) — к такому заключению пришел Валерий Бабкин, член совета Российского союза химиков, почетный профессор Санкт-Петербургского технологического университета.

На введение стандартов REACH в Европе было отведено более 10 лет, а российские законодатели предлагают предприятиям перейти на новую систему в 2010-2011 году.
Cроки, на которых настаивает закон, — утверждали собравшиеся эксперты, — поразительны и фактически нереализуемы. Введение в действие российского законопроекта предполагается в течение 18 месяцев, в то время как REACH на подготовку и выполнение своих требований для малотоннажных веществ отводит срок до 2018 года.

Предложенный закон требует проводить повторное обязательное декларирование химической продукции каждые 3 года, а в случае принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств — этот срок составляет 1 год. Таким образом, российский закон предъявляет гораздо более жесткие требования, чем REACH. «В своем стремлении к безопасности мы удивим и переплюнем европейцев», — заметил один из участников заседания.

«Аммиачная селитра как была несъедобной, так и осталась. Она как была взрывоопасной, так и останется хоть через год, хоть через десять лет. В чем тогда смысл повторных исследований и сертификации», — недоумевали представители агрохимических предприятий.

В Европе действуют сотни лабораторий, сертифицированных для проверки и выдачи заключений относительно безопасности химической продукции. В России аккредитованных лабораторий — не более десяти, и первая проблема, с которой столкнутся предприятия, — невозможность выполнить закон. Сколько времени уйдет на создание и аккредитацию новых лабораторий, каковы критерии для аккредитации этих лабораторий, насколько эти будущие критерии соответствуют принятой международной системе, — неизвестно. Но главным и самым необъяснимым парадоксом принимаемого акта является то, что закон сначала обязует заводы обращаться в несуществующие лаборатории, а затем, вероятно, планирует приступить к их созданию.

Программой REACH, на которую опирались разработчики, предусмотрено создание Европейского химического агентства, за которым закреплены не только право исполнения контрольных функций, но и конкретные обязанности.
Довольно сложный и запутанный российский закон не предусматривает координирующей функции какого-либо государственного органа и предлагает вменять обязанности лишь предприятиям-производителям, — такой вывод был представлен в заключении департамента развития одного из российских предприятий, входящих в десятку крупнейших в стране.

На заседании экспертного совета прозвучало предложение отложить введение закона до завершения перехода на REACH в странах EC с целью использования опыта европейского регулирования, снижения административной нагрузки и усиления позиций российских производителей химической продукции на мировом рынке.

Порог чувствительности к закону

Если закон будет принят, то с 1 января 2010 года крупным российским предприятиям, находящимся в связи с кризисом в непростой ситуации, придется нести существенные дополнительные затраты на получение новых документов прежде всего для старой продукции. Число наименований выпускаемой продукции исчисляется десятками, а иногда сотнями, как, например, на «Нижнекамскнефтехиме», «Казаньоргсинтезе», заводах «Сибура».

Сколько может стоить работа по сертификации такого количества продукции в соответствии с новыми требованиями? Только предложения с разъяснением по классификации опасных свойств занимают 70 страниц, отметили собравшиеся. Средние и мелкие предприятия, занятые выпуском малотоннажной и высокотехнологичной продукции, могут не справиться с новой финансовой нагрузкой.
По сути, регламент делает невозможной работу предприятий малого и среднего бизнеса в химической отрасли — такой вывод содержался в одной из представленных презентаций.

А требования ст. 16, ч. 2 «Декларирование соответствия на основании собственных доказательств» технически невыполнимы по причине отсутствия на химических предприятиях лабораторий, способных работать по предложенным критериям, — сообщили производители.

Выводы

«У нас не было задачи заставить производителей заново исследовать и сертифицировать все виды производимой продукции. Основная идея закона была — создать рамочный регламент», — сообщил собравшимся Владимир Саламатов, заместитель министра промышленности и торговли.

«Обсуждение показало, что вносить в Государственную думу нечего. Ошибочны фундаментальные основы предложенного закона», — заявил Валерий Бабкин, член совета Российского союза химиков.

«Этот закон я уподоблю медкомиссии, в которую инвалид каждый год ходит и доказывает, что у него нет ноги», — заметил Павел Стороженко, директор института ГНИИХТЭОС.

«Самое страшное, что может произойти, — если закон будет принят в 2009 году», — заявил Петр Иванов, генеральный директор Института пластмасс.

«Кризис показал, что нам нужна собственная переработка, на которую раньше не делались ставки. В стране по сути отсутствует система банковского кредитования и система инвестиций. Нам безотлагательно нужны десятки законов, позволяющих развивать производство. Именно этим должна заниматься Госдума. А мы собрались здесь и покорно обсуждаем, как нас окончательно добить. Этот закон ничего не дает предприятиям, но дает заработать структуре, которая намерена выдавать лицензии и контролировать новую систему сертификации», — заявил генеральный директор крупной компании, попросивший не называть его имени.

Проект Федерального Закона «О Техническом регламенте о безопасности химической продукции» в текущей редакции не должен быть принят — таково резюме докладов руководителей трех крупнейших предприятий, присутствовавших на экспертном совете.

Однако, по мнению участников, высказанному в кулуарах совещания, шансы задержать принятие закона или существенным образом изменить его положения — минимальны, и необходимо срочно готовиться к ожидающим отрасль проблемам. На подготовку осталось менее полугода. Об этом сообщает отдел аналитики рынков информационно-аналитического агентства RCC Group.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 3001
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003