Smart Money: Новый Манхэттенский проект

Понедельник, 22 декабря 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

В конце XIX в. почти все физики считали, что принципиальных трудностей с описанием устройства мироздания нет. Еще, мол, чуть-чуть — и секретов у природы не останется. На одной лекции знаменитый лорд Кальвин благодушно утверждал, что небосвод науки омрачает лишь два небольших облачка. Классическая физика не могла объяснить такое простое явление, как излучение нагретых тел. А опыты Альберта Майкельсона, который не сумел обнаружить эфир, поставили под сомнение концепцию абсолютной системы отсчета. В результате эти малопонятные широкой публике «мелкие» проблемы привели к появлению квантовой механики и теории относительности.

Ситуация, в которой оказались экономисты-теоретики, удивительно напоминает эту историю. До сих пор трудности «денежной» науки также не казались принципиальными. С неточностями в описании макроэкономических процессов моделью Джона Кейнса лихо разобрались нобелевский лауреат Роберт Солоу и прочие адепты неоклассической теории. А гипотезу об эффективных рынках Юджина Фамы с середины 1970-х и вовсе считали чуть ли не окончательной победой экономической мысли. По Фаме, лучшими регуляторами любого рынка являются его игроки, действующие строго в своих интересах. Несправедливые скачки цен, которые провоцируют отдельные личности, не страшны: они тут же компенсируются действиями прочих участников торгов, которые обмениваются между собой информацией.

Но информации и возможностей делиться ею у игроков все больше, а проблем не убавляется. Нынешний обвал на фондовых рынках застал экономистов врасплох — точно так же, как это было в 1920-х и 1980-х. И точно так же все опять винят некомпетентные власти, жадных спекулянтов и вороватых банкиров.

Вместо того чтобы искать очередные объяснения, почему «эффективные» рынки снова схлопнулись, экономистам следует вообще похоронить эту идею. А заодно с нею и придумку о рациональном экономическом поведении. Так, во всяком случае, полагает знаменитый исследователь и энциклопедист Эрик Вайнштейн. Для создания новой экономической теории Вайнштейн призывает собрать группу ученых из самых разных областей, учредив что-то вроде нового Манхэттенского проекта, члены которого создали первую атомную бомбу.

Примеры подобного междисциплинарного подхода к решению экономических проблем уже есть. Недавно экс-председатель совета директоров Nasdaq Майк Браун совместно со специалистом по квантовой гравитации Ли Смолиным и биологом Стюартом Кауффманом опубликовал статью, в которой не оставляет от неоклассической модели камня на камне. Особо от Брауна со товарищи досталось как раз «эффективным» рынкам, которые на самом деле в принципе не могут находиться в равновесии. А нестабильные системы могут быть взорваны любыми, даже самыми мелкими, флуктуациями. Например, неожиданные действия игроков. Сторонники поведенческой экономической теории уже который год толкуют, что человеку несвойственно вести себя рационально. Может, теперь их идеи воспримут действительно всерьез. Деваться-то некуда — свой «опыт Майкельсона» экономисты получили.,

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 338
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003