Economist: Кошмар на Wall Street изменяет финансовый ландшафт

Вторник, 16 сентября 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

 Даже по стандартам наихудшего финансового кризиса, как минимум за историю одного поколения, события, происшедшие в воскресенье 14 сентября и днем ранее, были впечатляющими, пишет 15 сентября деловой журнал Economist. Выходные начались с надежд, что может произойти сделка, при участии или без участия правительства, во спасение инвестиционного банка Lehman Brothers, который входил в четверку крупнейших инвестиционных банков. Ранним утром в понедельник Lehman подал документы в рамках главы 11 закона о банкротстве. Оказалось, что долги банка составляют $613 млрд.

Другие уязвимые гиганты финансового сектора спешно искали средства или покупателя своего бизнеса, чтобы не стать жертвой схожей судьбы. Merrill Lynch, занимающий третью строчку среди крупнейших инвестбанков, продал себя Bank of America за $50 млрд. в акциях, хотя ранее ожидалось, что будет куплен Lehman.. Страховая компания American International Group (AIG) представила план своего спасения и обратилась к ФРС за финансовой поддержкой. Однако это не спасло акции компании от обвала в понедельник, отмечает Economist.

Ситуация остается зыбкой, а инвесторы начали подвергать сомнению относительную безопасность американских гособлигаций. Фондовые рынки отправились в падение по всему миру (хотя некоторые азиатские биржи были закрыты) и цена на нефть обвалилась заметно ниже отметки $100 за баррель. Доллар резко ослаб, а доходность двухлетних облигаций снизилась ниже 2% на фоне роста ожиданий, что ФРС снизит ключевую ставку на заседании во вторник. Фьючерсы на американские индексы также находились глубоко в красной зоне. Спрэды по рисковым кредитам, уже значительные, еще больше выросли, подчеркивает издание.

Благодаря данным событиям кризис входит в новую и весьма опасную фазу, продолжает Economist. Если активы Lehman будут распроданы при ликвидации, то стоимость схожих активов на балансе других фирм также будет снижена, что резко ухудшит их ликвидность. Отказ правительства в помощи при покупке Lehman уничтожит надежду многих фирм на то, что существуют слишком большие компании, разорение которых недопустимо, отразившись на росте стоимости заемных средств. Отказ от Lehman высвечивает неспособность отрасли, или нежелание, спасать заболевшего, даже когда последствия бездействия потенциально опасней.

Наиболее серьезное беспокойство вызывает влияние на рынок деривативов, особенно на огромный рынок дефолтных свопов. Lehman входит в десятку контрагентов рынка дефолтных свопов, удерживая контракты на сумму около $800 млрд. В воскресенье, банки связывались со своими трейдерами на рынке деривативов, чтобы те оценили их вовлеченность в Lehman и проработали вопрос управления рисками. Комиссия по ценным бумагам и биржам, являющаяся главным регулятором Lehman, заявила, что ведет работу с банком по защите клиентов и торговых партнеров, а также по поддержанию "обычного функционирования финансовых рынков".

Представители правительства полагали, что они смогли убедить фирмы Wall Street в необходимости создания структуры, которая возьмет на свой баланс $40-$70 млрд. сомнительных активов Lehman, чтобы провести поглощение оставшихся. Однако сделка сорвалась, когда главные ее вероятные участники Bank of America и британский банк Barclays отказались от нее днем в воскресенье. Обе структуры не захотели покупать фирму, даже на условиях бросовой сделки, если участие правительства не предусматривается, подчеркивает Economist.

Однако благодаря Полсону (Henry Paulson), министру финансов США, была прочерчена граница и правительство отказалось от оказания поддержки. После того, как ФРС помогла купить разорившийся Bear Stearns в марте и министерство финансов взяло под свой контроль Fannie Mae и Freddie Mac в прошлые выходные, многие считали, что они сделают тоже самое с Lehman. В целом, это и стало причиной возникшей проблемы: это подтвердило бы, что федеральное правительство стояло за всеми рисками финансовой системы, создавая условия моральной деградации, которую можно было бы преодолеть лишь спустя многие годы, и, расширяя вовлеченность налогоплательщиков почти без каких-либо ограничений. Вероятно, что конгресс мог бы отказать господину Полсону в деньгах, даже если бы он захотел помочь продать Lehman.

Это не оставило Lehman иных шансов, кроме подачи документов на защиту от кредиторов в рамках закона о банкротстве, говорится в публикации. Несмотря на то, что банк имеет доступ к финансированию ФРС, которое начало предоставляться после коллапса Bear Sterns и его поглощения банком JP Morgan Chase, обвал акций инвестиционного банка привел к тому, что он остался неспособным привлечь новые бумаги, встав перед угрозой резкого понижения своего кредитного рейтинга со стороны рейтинговых агентств. Более того, конкурирующие фирмы, которые продолжали операции с ним в последние недели, начали выводить свои средства в последние дни после предупреждения регуляторов. Неспособность найти покупателя является жестоким ударом для 25 тыс. работников Lehman, которые владеют третью акций компании, которые ныне не стоят и выеденного яйца; в столь сложной обстановке, большинство из них будет испытывать сложности в поиске новой работы в других финансовых компаниях. Это также означает удручающий конец карьеры Дика Фулта (Dick Fuld), бессменного босса Lehman с 1994 г., который до недавнего времени считался одним из умнейших менеджеров на Wall Street.

Поспешное решение Merrill продать себя было вызвано страхом того, что она может оказаться следующей. Несмотря на то, что недавно компании удалось продать большой кусок своих "самых гнилых активов", вопрос о ее жизнеспособности остался открытым для рынка. На прошлой неделе акции Merrill упали на 36%, и хеджевые фонды начали переводить свое внимание на другие компании. И глава Merrill Lynch Джон Тейн (John Thain) решил, что сделку необходимо заключить до открытия рынков. Он обратился к нескольким фирмам, включая BofA и Morgan Stanley, но только BofA сумел провести необходимую проверку и дать ответ вовремя.

Таким образом, Тейн не только сумел защитить свою компанию от бури, но и обеспечил значительное увеличение стоимости ее акций по сравнению с уровнем закрытия в пятницу, с $17 до $29 за штуку. Причем, как ему удалось это сделать в столь непростых условиях, остается неясным. По словам Economist, глава BofA Кен Льюис (Ken Lewis) "не фанат инвестиционной банковской деятельности, но законченный конъюнктурщик, и объектом его возжеланий было огромное брокерское подразделение Merrill по работе с физическими лицами". И хотя он его получил, эта сделка содержит определенные риски, и особенно в сфере логистики. Тем более, что BofA лишь недавно поглотил крупный ипотечный банк Countrywide, и "находится на средней стадии его переваривания". Как напоминает издание, история поглощения инвестиционных банков коммерческими имеет множество ужасных примеров из-за их существенных культурных различий. И пока не ясно, имеет ли BofA четкое представление об оставшихся у Merrill проблемных активах.

После поглощения Merrill Lynch в Америке остались только два независимых инвестиционных банка - Morgan Stanley и Goldman Sachs. И хотя оба они выглядят лучше, чем их бывшие конкуренты, события минувших выходных бросают тень на автономную модель, ввиду ее зависимости от заемных средств и ненадежности общего финансирования.

Другие фирмы с Wall Street также переживают не лучшие времена. Крупная компания Washington Mutual борется за выживание под руководством нового шефа. Но еще большие опасения вызывает крупнейшая в США страховая компания AIG, ввиду ее необдуманного вторжения на рынок спотов на дефолты облигаций, обеспеченных долговыми обязательствами в области ипотеки. Инвесторы отвернулись от этой компании в страхе, что ей потребуется гораздо больше нового капитала, чем те $20 млрд., которые она успела собрать. И, стимулированная "кровопусканием", которое произошло на этих выходных, компания решила перенести на сегодня оглашение плана реструктуризации, которое было запланировано на 25 сентября. По сведениям Economist, AIG планирует продать отделение по лизингу самолетов и другие подразделения, и надеется на промежуточный заем у ФРС $40 млрд., которые она собирается отдать, когда продажа будет завершена. Компания рассчитывает, что ей удастся привлечь новый капитал со стороны частных фирм.

В этих условиях, как отмечает издание, официальные лица в США стараются смягчить шок для рынков и всей экономики, уделяя все больше внимания обеспечению мер безопасности. Первый шаг был направлен на то, чтобы стимулировать участников сделки по Lehman собраться вместе, и постараться определить плюсы и минусы по как можно большему количеству контрактов. В воскресенье ФРС также расширила список видов дополнительного обеспечения, которое оно согласно принять под кредиты в своем дисконтном окне, и включила в него даже обыкновенные акции. И теперь дилеры могут в обмен на казначейские облигации одалживать ФРС ценные бумаги с любым инвестиционным рейтингом, а не только с "три А".

Кроме того, по словам издания, рынок обсуждает вероятность того, что на своем очередном заседании во вторник комитет ФРС по монетарной политике сократит процентную ставку по краткосрочным займам с существующих 2%. А ведь еще в августе разговоры шли о возможном повышении, а не понижении ставки.

Насколько плохи дела указывает и то, что даже стесненные в средствах банки собирают наличные, чтобы попытаться стабилизировать ситуацию. В воскресенье группа из десяти банков и инвестиционных компаний собрала общий фонд в $70 млрд., который каждый из соучредителей сможет использовать, если обнаружит, что ему не хватает наличных.

Но, по мнению Economist, даже если рынки и смогут стабилизироваться на этой неделе, последствия пережитого шока еще могут распространяться. Ведь суммарные потери финансовых организаций из-за мирового финансового кризиса уже превысили $500 млрд., и лишь $350 млн. фондового капитала было восстановлено. Разрыв в $150 млрд., усиленный за счет заемных средств в 14,5 раз (средний гиринг по отрасли), выражается в сокращении ликвидности до $2 трлн. Таким образом, можно ожидать увеличения дефицита заемных средств и ухудшения ситуации.

И в самом деле, как утверждает издание, большинство аналитиков думают, что дегиринг (процесс уменьшения доли заемного капитала) все еще далек от завершения. Вопрос только в том - насколько именно. Как указывает, например, исследовательская фирма Bianco Research, с тех пор, как ФРС начала использовать свои механизмы специального кредитования, кредитные позиции 20 крупнейших банков упали на $300 млн. до $1,3 трлн. Но при этом через эти окна сама ФРС осуществила финансирование на эту же сумму. Другими словами, вместо дегиринга банки просто перенесли долю своего риска на центробанк. И, по мнению журнала, "более захватывающая драма, чем та, что произошла на этих выходных, еще впереди", - передает "РосФинКом".

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 514
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003