Прикаспийский газопровод: Россия опять в выигрыше?

Пятница, 28 декабря 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

 Под занавес уходящего года Н.Назарбаев сделал себе еще один подарок: в Москве было подписано Соглашение о начале работ по строительству Прикаспийского газопровода (ПГ).

Смысл происходившего состоял, безусловно, в том, чтобы зафиксировать начало работ. Прикаспийский газопровод рассматривается как альтернатива Транскаспийскому трубопроводу, который европейские страны хотят построить вместе с Туркменией мимо России по дну Каспийского моря. Иногда складывается ощущение, что Россия так заинтересована в том, чтобы построить ПГ прежде всего для того, чтобы убить идею Транскаспийского, так как большинство экспертов считают, что у Туркмении не хватит газа на оба проекта.

Вообще президент Казахстана любит себя баловать: в этом году для него внесли поправки в Конституцию, по которым он теперь может избираться на пост президента неограниченное количество раз, он подарил себе однопартийный парламент, "продавил" через скрытый шантаж председательство в ОБСЕ. Правда, его подарки себе, любимому омрачают взбесившаяся инфляция и проблемы в жилищно-банковском секторе. Так почему же он вместе с В.Путиным так поспешил заключить соглашение сейчас, когда его можно было еще детально проанализировать и довести до ума.

Примечательно, что на подписании отсутствовал третий, и, пожалуй, самый главный персонаж церемонии — президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов, без которого этот проект не полон, а труба и вообще пуста. Однако два зубра политики — Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев — постарались создать эффект присутствия этого человека в представительском кабинете Кремля. Была даже разыграна постановочная сцена "Позвони мне, позвони!", в которой два президента поставили третьего перед фактом. И теперь уже тому никак не отвертеться от ранее принятых обязательств. Хотя Запад и предлагал более высокую цену на туркменский газ.
Понятно, что в этой ситуации Бердымухаммедову негоже ссориться с более всесильными старшими коллегами и пока он идет в кильватере только их договоренностей.

Позиция Казахстана здесь ясна. Не обладая большими газоэкспортными мощностями, страна выигрывает от транзита, попутно привязывая Россию к своей территориальной позиции, которую можно в любой момент изменить. Россия же получает дополнительные объемы энергоресурсов, которыми она будет затыкать дыры в проектах через Европу и Атлантику. Для этого она в последний момент предложила Туркмении новые, повышенные цены на закуп туркменского газа.

По газопроводу пойдут 20 млрд кубометров газа ежегодно и будут задействованы прежде всего ресурсы Туркмении на Каспийском шельфе. Хотя эта цифра представляется несколько необдуманной, прежде всего, для самой южной республики. Ведь помимо этого у нее есть обязательства по поставке газа в Китай, в другие страны, общий объем которых будет доходить до 50 млрд кубометров. А ПГ будет забирать почти половину от этого количества.
Стоимость этого проекта оценивается в сумму свыше $1 млрд при пропускной способности не менее 30 млрд куб м газа в год. Правда, мощность было решено сократить до 20 млрд кубометров, так как у Туркмении (основного поставщика газа в трубу) на данный момент нет возможности добывать такие объемы. По ПГ газ из Туркменистана пойдет в Россию, откуда пойдет дальше, большей частью — на Украину.

Прикаспийский газопровод планируется проложить по восточному берегу Каспия из Туркменистана через Казахстан в Россию. По предварительным расчетам, 360 км трубы пройдут по территории Туркменистана, а еще 150 км — по Казахстану. В пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе труба должна соединиться с существующим газопроводом Средняя Азия-Центр или Бухара-Урал. Затем два газопровода войдут в газотранспортную систему России. Каждая страна реализует комплекс мероприятий на своей территории самостоятельно. Это их инвестиции в проект. 400 км трубы строит Туркмения, 1,5 тыс. км — Казахстан. Россия занимается расшивкой узла на российской территории на входе трубы в Россию в Александровом Гае. И опять в выигрыше остается северный сосед. В Казахстане и Туркмении нет заводов по производству необходимых газовых труб, и их придется закупать в России, т.е. обеспечивать заказами и работой их предприятия и людей.

Хотя надо отдать должное Г.Бердымухаммедову. Несмотря на то, что он является Туркменбаши-2 всего год, ему удалось подтолкнуть Россию к форсированию своих действий по газу. Так, она согласилась на резкое повышение цен на туркменский газ в 2008 году. Г-н Бердымухамедов, угрожая не дать гарантий поставок на Транскаспийский газопровод, по которому голубое топливо может пойти в Европу в обход России, добился пересмотра действующего контракта с "Газпромом" с фиксированной ценой 100 долл. за тыс. кубометров до 140 долл. в среднем в следующем году. После этого для Москвы стало делом принципа добиться прогресса по ПГ, по которому лидеры России, Казахстана и Туркменистана еще в мае торжественно подписали декларацию о намерениях. Ведь тогда лидеры трех государств распорядились подписать межправительственное соглашение к 1 сентября, но этот срок оказался неподъемным для исполнителей. На следующий год дело откладывать было нельзя — Брюссель и Вашингтон развернули масштабную кампанию, уговаривая Ашхабад и Астану согласиться на конкурирующий проект — Транскаспийский газопровод и обещая европейские закупочные цены.
Спешка с подписанием привела к довольно странному составу участников подписания. Вместо премьер-министров трех стран, как положено по протоколу, подписи под документом поставили министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, министр индустрии и торговли РК Галым Оразбаков, а также исполнительный директор государственного Агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана Байраммырат Мырадов. Неудивительно, что с подписантом со стороны Ашхабада были серьезные проблемы. Известно, что накануне в Туркменистан с деликатной миссией летал г-н Христенко и пытался убедить г-на Бердымухамедова присоединиться к мероприятию. Текст (в том числе и во время телефонного разговора между президентами России и Туркменистана) согласовать удалось, но поставить подпись поручили все-таки г-ну Мырадову. "Возникает ощущение, что Бердымухаммедов все еще пытается торговаться, стараясь получить максимум возможного, — говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Об этом говорит тот факт, что туркменбаши вместо себя отправил на переговоры в Москву своего представителя".

Хотя, представляется, издержки протокола не расстроили В.Путина. Ему важнее было добиться принципиального соглашения и подписи Туркмении под проектом. Это, по его словам, станет "новым серьезным вкладом наших стран в укрепление энергобезопасности, причем не только на евразийском пространстве, но имеются в виду и наши основные потребители в Западной Европе". Этим проектом Россия еще больше доказывает Западу, что альтернативным поставщикам нет места на рынке, и больше привязывает Европу именно к своим трубам, которые, как мы знаем, могут являться весьма весомым аргументом в политико-экономических разногласиях. И даже то, что нет жестких гарантий поставок газа в новый газопровод, не смущает российскую сторону. И Туркменистан, и Казахстан, подписав соглашение, взяли на себя обязательства обеспечить в прикаспийскую трубу до 20 млрд кубометров газа в год (до 10 млрд кубометров каждый). Строго говоря, формулировка с предлогом "до" является весьма сомнительной гарантией. Ведь, например, еще в 2003 году Россия и Туркменистан подписали долгосрочное межправительственное соглашение, по которому поставки в 2007 году должны были составить "до 60–70 млрд кубометров", а год назад подписан контракт между "Газпромом" и "Туркменгазом" с обязательствами "до 50 млрд кубометров", а поставляется все равно 42–44 млрд кубометров, поскольку более высоких объемов экспорта Ашхабад так и не прогарантировал.

В российском "Газпроме" так и не смогли толком объяснить, откуда возьмется газ для нового проекта. По предполагаемому маршруту прикаспийской трубы с советских времен лежит третья ветка системы "Средняя Азия — Центр" (САЦ-3). По ней на экспорт в Россию идут небольшие объемы (около 4 млрд кубометров) переработанного попутного нефтяного газа с месторождений в западной части Туркмении. Известно, что небольшая модернизация линейной части и компрессорных станций может увеличить пропускную способность ветки до 10 млрд кубометров. При этом новый стандартный газопровод (с нормальным рабочим давлением) способен перекачивать около 30 млрд кубометров ежегодно. Но для этого необходимо подготовить новую ресурсную базу в туркменском и казахском секторах Каспия. Переговоры об участии российских компаний (прежде всего ЛУКОЙЛа и "Газпрома") в разведке и добыче газа в Туркменистане идут полным ходом, но даже если их завершить завтра, начать промышленную добычу газа в 2010 году — из области фантастики. С Казахстаном ситуация тоже непростая — соглашение о совместном освоении крупного газового месторождения "Курмангазы" есть, но до реализации проекта дело еще дальше, чем в случае с Туркменистаном.

Впрочем, России не впервой объявлять о реализации трубопроводного проекта, не подкрепленного добычными возможностями. Самый свежий пример — нефтепровод "Восточная Сибирь — Тихий океан", который начали строить, не имея четких гарантий со стороны нефтяников. И теперь расходы на строительство и содержание полупустой трубы, скорее всего, будут через тариф переложены на все компании, добывающие нефть. Этим будет окупаться не только финансовая часть проекта, но и решение большой политической задачи — сохранение доминирования в сфере газовых потоков из Средней Азии. Правда, не следует забывать, что даже наличие еще одной трубы не остановит продавцов газа из Астаны и Ашхабада в том, чтобы устраивать регулярный ценовой шантаж, угрожая альтернативными экспортными маршрутами.

При этом Туркменистан явно намерен играть на две стороны, участвуя и в конкурирующем проекте Nabucco. Это проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км в обход России из Центральной Азии в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. Проектная мощность — 26–32 млрд кубометров. Все равно в целом специалисты рассматривают подписание соглашения по Прикаспийскому газопроводу как победу России в соперничестве с Америкой и Европой. "Прикаспийский газопровод, безусловно, важен для России, причем как с политической, так и с экономической точки зрения. Он замыкает туркменские газовые потоки на Россию, — говорит А. Макаркин. — И это ставит под сомнение существование альтернативного проекта Nabucco, так как на него у Туркмении попросту может не хватить газа".

В очередной раз Россия демонстрирует свою силу, вовлекая в свои игры другие стороны, которые с присущим им азиатским менталитетом лишь покорно прикладывают руку к сердцу, говоря "хоп", то есть Володя-ака, не беспокойтесь за нас.

А то, что Назарбаев так легко присоединился к ПГ, как бы не обращая внимания на настойчивые призывы к присоединению к Транскаспийскому газопроводу, можно объяснить его некоторым расслаблением. Год назад он совершил в США показательную поездку, Запад не особо возмутился полным и откровенным выстраиванием "демократии по-назарбаевски", после недавнего голосования по председательству в ОБСЕ теперь можно от души расслабиться. И можно понять человека, придерживающегося "многовекторной политики", который хоть так, но пытается показать миру свою якобы независимость во внешних политико-экономических вопросах. Ведь зимой холодно "задирать штаны", чтобы бежать без оглядки, посмотрим, что будет, когда настанет теплая погода.

Об этом пишет "Интернет-Евразия".

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 2531
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003