"День": Конфликт России и Белоруссии - взгляд с Украины

Среда, 10 января 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Войны, в том числе газовые или нефтяные, можно и нужно грамотно выигрывать или, в крайнем случае, проигрывать, - пишет украинский "День" в статье "Нефть против "Дружбы". Похоже, что этим искусством овладел президент Беларуси Александр Лукашенко, который заявил, что не торгует суверенитетом страны. Газовую войну с Россией он проиграл, подписав за две минуты до Нового года газовое соглашение с Россией. Согласно этому соглашению Беларусь согласилась покупать российский газ по цене 100 долларов за 1000 кубометров. При этом Минск все-таки выторговал пять долларов на тысяче кубов. Кроме того, Беларусь продала ровно половину акций "Белтрансгаза", таким образом лишив россиян возможности получить полный контроль над своей "трубой". Однако, похоже, белорусы смогли отыграться на нефти. На введение российской стороной таможенных пошлин величиной 180 долларов на тонну нефти белорусы ответили своей ставкой 45 долларов за тонну нефти. А ежегодно через территорию Беларуси проходит на Запад 100 тыс. тонн нефти. А ответственность за поставки за рубеж собственного "черного золота" несет российская сторона.

Вследствие такого неадекватного хода белорусских властей российский транспортный монополист "Транснефть" прекратил поставки российской нефти по экспортному нефтепроводу "Дружба". При этом российская сторона воспользовалась излюбленным трюком, поначалу обвинив белорусов в несанкционированном отборе нефти, как это было год назад с Украиной, хотя прокачка нефти была приостановлена по собственной воле. "Белорусская сторона проинформировала "Транснефть" в соответствующих телеграммах, что гарантирует прокачку нефти только при условии оплаты транзитных платежей, что физически невозможно", - цитирует Интерфакс слова вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева.

Примечательно, что в Беларуси Лукашенко поддержали все, включая оппозицию. "В республике наблюдается потрясающая консолидация граждан вокруг действий президента. Народ прекрасно понимает, что Лукашенко ведет себя так, как бы вел в этой ситуации Зинон Позняк или Александр Милинкевич и, наверное, гораздо более эффективно, чем они", - сказал "Дню" заместитель главного редактора "Белгазеты" Виктор Мартынович. По его словам, это тот случай, когда его упорство действует на пользу всех граждан белорусской республики. "Неизвестно, к чему это приведет, но для всех, кто понимает, что происходит на поверхностном уровне, Александр Григорьевич превращается просто во флаг нашей борьбы за независимость", - отметил белорусский журналист. Некоторые российские газеты также считают, что новая нефтегазовая война может оказаться на руку Лукашенко. "По сути, он лишь асимметрично ответил на жесткое давление Кремля. Долгие годы живя с Москвой в мире и согласии, он не смог подготовить страну к высоким ценам на энергоносители",- считает российская "Газета". Как расценивают возникший нефтяной конфликт между Минском и Москвой? Какими могут быть его последствия для дальнейшей судьбы союзного государства? Читайте об этом в комментариях экспертов.

Михаил ГОНЧАР , Центр "НОМОС":

- Как белорусско-российский спор может отразиться на Украине как транзитере российских энергоносителей, включая нефть, которая идет из Беларуси в страны Центральной и Восточной Европы?

Южная часть нефтепровода "Дружба" как разветвление проходит через территорию Украины и далее идет транзитом в Венгрию, Словакию и Чешскую Республику. Поэтому российско-белорусский спор затронул рикошетом и Украину. И не только в плане транзита нефти для центральноевропейских стран, но и потому, что российская нефть не идет в Украину на два нефтеперерабатывающих завода в Дрогобыче и Надвирной. Хотя на ближайшие несколько недель это не будет носить критический характер для этих двух западно-украинских заводов, имеющих технологические запасы нефти. Они могут продержаться, но не длительный период.

Другая проблема заключается в том, что стало невозможным реверсное использование нефтепровода Одесса - Броды. Так называемая реверсная нефть поступает в этот нефтепровод через территорию Беларуси. Таким образом, Украине представился случай и возможность вернуться к прямому использованию нефтепровода, поскольку российская сторона не сможет обеспечить реверсное наполнение этого нефтепровода. Украина может, вернувшись к прямому использованию нефтепровода Одесса-Броды, подстраховать центрально-европейские страны в случае долгосрочного или затяжного характера российско-белорусского спора.

Мы можем абсолютно спокойно выполнить своеобразные компенсаторные поставки нефти для нужд Словакии, Чехии и Венгрии через систему Одесса - Броды - Южная дружба, являющейся технологически объединенной, готовой к подобным транспортировкам. В этом плане мы могли бы подчеркнуть свою весомую роль и добрую волю в сотрудничестве с ЕС по обеспечению безопасности, надежности и бесперебойности нефтяного транзита в контексте отмеченного спора.

По моему мнению, в Украине следует прекратить бессмысленные дискуссии о выборе интеграционных моделей на постсоветском пространстве. На фоне того, что произошло, все эти разговоры относительно реанимации СНГ, вхождения в ЕЭП или ЕврАзЭС абсолютно бессмысленны. Все это нужно выбросить из головы и сосредоточиться на вопросах, связанных с европейской интеграцией в абсолютно конкретном и прикладном измерении - создании зоны свободной торговли с ЕС после вступления во ВТО.

Еще одним уроком является то, что Украина должна создавать стратегический нефтяной резерв. Не такой, каким его придумывают в Министерстве топлива и энергетики, а полноценный, в соответствии с директивами ЕС. Потому что в перспективе трех месяцев для Польши, Словакии, Чешской Республики, Германии нет угрозы относительно стабильности поставки нефти в связи с российско-белорусским спором. Поскольку эти страны, кто в большей, а кто в меньшей мере, соответствуют критериям ЕС относительно 90-дневного запаса нефти. А в Украине такое понятие, как стратегические нефтяные резервы, чиновники научились произносить только в прошлом году. Эти события лишний раз актуализируют необходимость создания нормального стратегического резерва в соответствии с критериями международного энергетического агентства и директивами ЕС.

Сергей МИХЕЕВ , заместитель директора Фонда "Центр политических технологий", Россия:

- Что касается политической составляющей, понятно, что Лукашенко утомил Кремль своими обещаниями по поводу интеграции и практически ничегонеделания. Раньше Лукашенко поддерживал процесс интеграции. Но как только ему дали понять, что возможность стать президентом Союзного государства или занять высокий пост практически нулевая, он решил, зачем ему это сближение. Достаточно, с одной стороны, поддерживать тесные взаимоотношения, а с другой - пользоваться льготами, которые можно получать под разговоры об интеграции. Мне кажется, что Кремль в итоге утомился от всей истории. Возможно, были какие-то надежды на то, что нынешняя власть могла войти в историю, как объединитель двух дружественных славянских народов. Но стало ясно, что все это бессмысленно. А какой смысл под это давать какие-то льготы, в общем было непонятно. На мой взгляд, этим политическим недовольством Кремля воспользовались в первую очередь крупные корпорации, которые давно хотели повысить цены на свою продукцию, в том числе на "Газпром", который становится транснациональной корпорацией. Я думаю, что Москва и Минск о чем-то договорятся. Потому что они друг другу серьезно нужны. Это касается в первую очередь военно-технического сотрудничества. А с другой стороны, сколько бы не играл Лукашенко, он понимает, что если от него отвернется Москва, то песенка его спета. Если Москва серьезно решит, что надо прилагать усилия к тому, чтобы Лукашенко устранить от власти, то для Минска начнется обратный отсчет. Вечно у власти он находиться не сможет. С другой стороны, Лукашенко хочет дождаться смены человека в Кремле. С Путиным ему разговаривать сложно. Может, он считает, что после Путина придет более слабый человек, с которым можно будет разговаривать по- другому. Но все равно без Москвы ему деваться некуда. Трудно поверить в то, что Запад ему раскроет свои объятия. Может, Запад хотел бы сыграть на этих противоречиях, но очень сложно представить вчерашнего тирана в роли оппонента империалистической России. Может быть Лукашенко хотел бы так сыграть, но он должен понимать, что эта игра слишком рискованная.

Леонид ЗАИКО , директор аналитического Центра "Стратегия", Беларусь:

- Кремль решил выполнить просьбу всей демократической общественности мира и прекратить субсидирование режима Лукашенко. В 2006 году ему дали возможность провести выборы по тем правилам, которые установила действующая власть. Выборы прошли и перед белорусским лидером возникло два вопроса - ввести российский рубль и провести референдум по интеграции Беларуси в Россию. Лукашенко тянул, положительного ответа не давал. Референдума и подписания конституционного акта ждали где-то в ноябре. Поэтому к ноябрю стали снимать с довольствия. В Беларуси сидели и ни во что не верили. Засуетились в декабре и за две минуты до конца года подписывают газовое соглашение. Выставленная россиянами цена за газ означала для Беларуси потери под миллиард долларов. Но самый сильный удар последовал от введения нефтяных пошлин. За счет нефти Беларусь получала 3,6 млрд. долларов чистых доходов. Для внутреннего пользования бензин практически становился бесплатным. Когда россияне заявили о вводе нефтяных пошлин, предусматривая вывоз нефти за пределы России, это сразу всех взвинтило. Терять 3,6 млрд. долларов - это много, потому что сразу разрушится белорусское экономическое чудо. Чтобы компенсировать потери, решили перенести удар на трубопровод "Дружба" и ввести пошлины за транзит российской нефти.

Сколько может продержаться Лукашенко? Россия будет смотреть на реакцию внутри белорусского общества. Это золотое время для оппозиции, которая просила прекратить финансирование режима Лукашенко. Впрочем, оппозиция стала поддерживать Лукашенко. Кремль будет думать, как мягко выйти из этого кризиса. Конечно, Беларусь выбросит белый флаг в этом противостоянии. Ведь Россия может приостановить импорт сахара, молочных продуктов, тракторов и автомобилей. По моему мнению, Беларуси надо тянуть время, давать неопределенные обещания. Если дотянут до марта, в России потом начинаются парламентская и президентская гонки. Через 14 месяцев в России будет другой президент. Поэтому я считаю, что Лукашенко нужно потянуть время, наобещать чего угодно, как обычно. Наобещать референдум, введение рубля. Ведь с технической точки зрения, российский рубль в Беларуси можно ввести хоть завтра. Лукашенко боится пойти на это, потому что считает это потерей суверенитета. Ведь это означает то, что батька не будет сам печатать деньги.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 495
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003