Минюст РФ обвинили во "вмешательстве в контрактные дела" Литвы

Пятница, 1 июля 2005 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Президент Литвы Валдас Адамкус в четверг назвал "вмешательством в контрактные дела страны" запрос российского Минюста о заморозке акций Mazeikiu nafta. Заявлению предшествовало выступление главы Минюста Юрия Чайки, который утверждает, что операции с акциями уже прекращены.

"Думаю, что это – вмешательство в контрактные дела другого государства", – сказал президент Адамкус в четверг, комментируя ситуацию вокруг Mazeikiu nafta – актива "ЮКОСа" в Литве. Такова была неожиданно резкая реакция на запрос российского Минюста, поскольку несколькими часами ранее литовский премьер Альгирдас Бразаускас высказался по проблеме куда менее жестко.

Поводом для недовольства литовского президента, судя по всему, послужил вовсе не сам факт запроса, о котором стало известно еще в среду – на него власти Литвы (как, впрочем, и Нидерландов, в адрес которых российский Минюст направил аналогичный запрос) никак не прореагировали.

А вот заявление главы министерства Юрия Чайки, сделанное в четверг около 13 часов, прозвучало довольно категорично. "Наши коллеги в Литве и Нидерландах поддержали наш запрос и запретили какие-либо операции с активами аффилированных структур "ЮКОСа" в этих странах", – заявил Чайка "Интерфаксу". Затем министр добавил: "Это первый шаг на пути к аресту и отчуждению этих активов".

Именно это заявление и спровоцировало очередной скандал между Литвой и Россией, поскольку, как пояснили "Газете.Ru" в литовском Минюсте, в нем не было ни слова правды. "Мы видели подобную информацию в СМИ еще вчера, – прокомментировал в четверг "Газете.Ru" заявление Юрия Чайки глава пиар-службы Министерства юстиции Литвы. – Но сами мы никаких документов от российского правительства не получали".

Генрюс Корсокос, пресс-секретарь НПЗ Mazeikeu nafta, сообщил "Газете.Ru", что "ничего не слышал о запрете на операции с этими акциями": "Никаких документов мы не получали". Между тем, власти Литвы в отличие от России не имеют обыкновения предпринимать какие-либо действия против компаний, не поставив их предварительно в известность.

Уже к 15 часам российский Минюст начал корректировать свою позицию. Вот как звучало уточненное заявление Юрия Чайки "Интерфаксу" к этому моменту: "Мы попросили наших коллег в Литве и Нидерландах поддержать наш запрос и запретить какие-либо операции с активами аффилированных структур "ЮКОСа" в этих странах. Это первый шаг на пути к аресту и отчуждению этих активов".

Никто из экспертов, опрошенных "Газетой.Ru", не сомневается, что Ю. Чайка поторопился с победными реляциями. "В Литве и Голландии есть суды, и любой арест имущества может быть оспорен в суде. И если российский суд занимает вполне однозначную позицию, когда речь идет об активах "ЮКОСа", перспективы западных судов оценить очень сложно. Там позиции очень разные: швейцарские суды, например, разблокировали счета, а американский отказался рассматривать дело о продаже "Юганснефтегаза", – считает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. – Арестовать акции литовского НПЗ теоретически возможно. Но придется выдержать судебную борьбу за признание законности ареста, и кто ее выиграет, сказать очень сложно".

Дело в том, что иностранные суды руководствуются в значительной степени собственными представлениями о законности, а последнее слово в имущественных спорах всегда за ними. Литовским властям, вовсе не замеченным в любви к России, нет смысла подставлять себя под удар, принимая досудебные решения.

Таким образом, все более убедительной выглядит версия, высказанная в среду "Газете.Ru" юристом из "Джон Тайнер и партнеры" Валерием Тутыхиным, который полагает, что запрос – инициатива кого-то из чиновников, желающих выслужиться перед начальством. Выступление Юрия Чайки позволяет предположить, кто у нас такой инициативный.

А Алексей Макаркин, который не верит в возможность ареста акций, добавляет: "Заявление Чайки объективно сделано в ситуации, когда ведутся переговоры о возможности продажи актива. И они обрушивают цену, пусть даже акции не будут арестованы и все обойдется". Политолог убежден, что сам факт претензий российских правоохранительных органов к предприятию снижает его ценность в глазах инвестора, поскольку ставятся под сомнение права собственника на распоряжение активом.

Не секрет, что Mazeikiu nafta для России – объект стратегический, поскольку помимо НПЗ в его состав входит морской терминал, а у Москвы серьезные проблемы с транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Именно поэтому на него претендовали "Газпром" и "Роснефть". Параллельно переговоры ведут также ТНК-BP и "ЛУКОЙЛ", с которыми российское правительство всегда договорится. Но есть еще и другие претенденты – например, американская ConocoPhillips.

Тот факт, что Минюст России своими бестактными заявлениями нарывался на скандал, вовсе не удивляет эксперта: "В последнее время на международные скандалы у нас не очень обращают внимания".

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 580
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003