Миловидов: количество оценок, отданных Москве как мировому финцентру, растет
Претензии Москвы на звание международного финансового центра уместны, но приблизиться к лидерам не позволяют новые конкуренты, отмечают составители рейтинга Z/Yen. Зато разрыв с Лондоном и Нью-Йорком все меньше, доволен руководитель ФСФР Владимир Миловидов, пишет газета «Ведомости» в понедельник.
В шестом рейтинге, составляемом с 2007 года, Москва увеличила набранные баллы на 54 до 516, однако в рэнкинге переместилась на одну позицию ниже, на 68-е место, уступив Варшаве (520 баллов, рост 64 балла) и слегка опередив Петербург (70-е место) и Таллин (71-е). Даже этот рост исследователи называют отыгрышем потерянных ранее позиций: целый ряд городов из второго эшелона показал рост более чем на 50 пунктов, но в предыдущем исследовании Москва и Варшава, например, потеряли соответственно 58 и 53 пункта. Теперь финансовые центры разделены по категориям в зависимости от глобального или локального характера, а также развития рынков. Москва включена в список претендентов на звание глобального финансового центра. Однако исследователи оговариваются, что это связано, прежде всего, с известностью города среди финансистов (в основном азиатских), а не с остальными параметрами — качеством регулирования или развитием финансовых рынков.
«Оценка «глобальный претендент» была поставлена в первую очередь с учетом того, что люди со всего мира бывали в Москве, знают Москву. Город обладает удачным географическим расположением. Но с точки зрения финансовых услуг, которые развиты недостаточно, город пока не может стать глобальным финансовым центром, хотя возможности для этого у него имеются. Пока это лишь национальный центр, не глобальный», — пояснил «Ведомостям» старший консультант Z/Yen Group Марк Йендл. Даже включенные в низшую категорию «развивающихся локальных центров» Рим, Глазго и Прага имеют существенно более высокие рейтинги (543—574).
Кроме Москвы в исследовании приведены реальные претенденты на звание глобальных центров: Пекин (651 балл), Дубай (618) и Шанхай (668). У Москвы в отличие от опережающих ее Праги или Хельсинки есть предпосылки — население и экономика, Москву знают, от нее ждут результатов, но они объективно невысоки, т. е. налицо разница между объективными обстоятельствами и субъективными достижениями, считает руководитель управления инвестиционно-банковской деятельности «Тройки Диалог» Андрей Шаронов.
Москва с 2007 года спустилась с 45-го на 68-е место. Однако число участников рейтинга за это время выросло с 46 до 75, отмечает Миловидов. И если три года назад рейтинг Москвы составлял около половины от рейтинга Лондона, то сейчас — 67%, так что разрыв сокращается, уверяет он. «Интересно и поучительно то, что именно небольшие в нашем понимании локальные центры получают большие оценки, хотя по предложенной классификации так и остаются локальными, — говорит Миловидов. — Да, по реальным показателям мы отстаем от тех, кто на роль глобального центра даже не претендует, но общее количество оценок, отданных Москве как мировому финцентру, растет, и это обнадеживает».