Волна невозвратов банковских кредитов захлестнула компании самых разных отраслей
Предприятиям, которым не удается реструктурировать свои долги, грозит потеря активов, под залог которых давались деньги. Банки в большинстве своем не испытывают особой радости от перспективы распоряжаться имуществом должников.
"Вхождение через залог в капитал - это вынужденная мера для банка. За исключением случаев преднамеренного банкротства, любой банк предпочел бы, чтобы заемщик расплатился деньгами", - считает Петр Минин, эксперт Advanced Research. "У банков нет выбора: крупные кредиты обеспечены залогом ценных бумаг и крупными активами компаний, на которые в случае возникновения задолженности обращается взыскание", - соглашается Максим Аврашков, управляющий партнер юридической фирмы "Максима - консалтинг и право".
Брать или не брать
О незаинтересованности получать залоги говорят и сами банкиры, однако многие из них параллельно используют имеющиеся или создают новые структуры, готовые распорядиться переходящими от должников активами.
"Банк не рейдер и не проводит выбор залогов и компаний с целью получить над ними контроль. В любом случае, сначала рассматривается возможность урегулирования, например, реструктуризации долга", - говорит Федор Зобнев, начальник коммерческого отдела ОАО "Банк БФА".
"Мы - банк, мы не являемся специалистами в управлении промышленными предприятиями, в строительстве или торговле. Наша цель всегда - вернуть кредит, предоставленный клиенту, поэтому получение залога вместо денег для нас - это крайняя и нежелательная мера, - замечает Илья Поз, руководитель по кредитованию корпоративных клиентов Альфа-банка. - Для управления активами, которые нам достались от заемщиков, мы привлекли "родственную" структуру - инвестиционное подразделение "Альфа-групп" - компанию А1, у которой есть богатый опыт в этой области и готовая команда специалистов, умеющая это делать. В их задачу, в частности, входит решение по залогам, которое в каждом случае принимается индивидуально".
Заместитель председателя правления банка "ВТБ Северо-Запад" Юрий Левченко солидарен с остальными банкирами: банк заинтересован в первую очередь в возврате вложенных денежных средств. "В ситуации, когда заемщик не в состоянии это сделать, банк вынужден взыскать имущество, находящееся в залоге, однако это крайняя мера, если другие варианты невозможны, - говорит он. - Если мы видим, что финансовые проблемы носят краткосрочный характер, мы идем навстречу и обсуждаем реструктуризацию кредита".
В феврале 2009 года было создано ЗАО "ВТБ Долговой центр". "Сейчас долговой центр осуществляет юридическое оформление взаимоотношений с дочерними структурами группы ВТБ, в его управление передана проблемная задолженность банка. В дальнейшем, учитывая текущую экономическую ситуацию и финансовые сложности, испытываемые многими бизнес-стуктурами, предполагается, что долговой центр также возьмет на себя функции управления активами, передаваемыми структурам группы ВТБ для погашения задолженности", - рассказали в пресс-службе банка.
В Сбербанке аналогичная структура - ООО "Сбербанк Капитал" - сотрудничает с рядом крупнейших предприятий России, в том числе, путем вхождения в акционерный капитал компаний.
Разбор активов
Несмотря на заверения банков, что залоги им совсем не нужны, многие из них все-таки становятся обладателями некоторых непрофильных активов. Согласно данным ЦБ РФ, объем приобретенных ценных бумаг с долевым участием в компаниях вырос по банкам Северо-Запада в первом полугодии 2009 года на 20% - до 26,448 млрд рублей. Так, Альфа-банк получил в качестве залога по кредиту башню "Федерация" в "Москва-Сити" и расположенный по соседству бизнес-центр Mirax Plaza. Оба объекта находятся в высокой стадии готовности. Банк "ВТБ" по одному из крупных кредитов получил здание московского универмага "Детский мир" на Лубянке. Недавно стало известно о переходе под контроль "ВТБ" и жилищных проектов компании "Дон-строй" (часть бизнеса компании в сфере коммерческой недвижимости переходит "Сбербанку"). Банку "ВТБ Северо-Запад" по кредитам перешли такие объекты, как офисное здание в Калининграде, две производственные базы и аквапарк в Вологде, здания и земельные участки в Кирове. Правда, при этом, по словам Юрия Левченко, в капитал компаний банк не входил и входить не планирует. "С некоторыми клиентами у нас заключены соглашения о возможности обратного выкупа залогов", - говорит банкир.
По словам Александра Савельева, председателя правления банка "Санкт-Петербург", в июле банк взыскал с "КД авиа" в счет долга по кредиту первую очередь нового пассажирского терминала в калининградском аэропорту Храброво. Имущество аэропорта уже не находится на балансе банка: оно передано в управление другой компании, но ее название и условия сделки господин Савельев не раскрыл.
В погоне за живыми деньгами
Аналитики не видят больших перспектив для банков в получении залогов по проблемным задолженностям, но соглашаются с неизбежностью и масштабностью этого процесса. "В основном банки не стремятся изымать залоги по проблемным кредитам, пытаясь вернуть живые деньги", - замечает директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса Standard&Poor"s Екатерина Трофимова. "Однако некоторые банки, - рассуждает она, - в частности, под влиянием агрессивной политики своих акционеров пытаются изымать именно активы, которые, правда, обычно сразу уходят с их балансов на зависимые или связанные компании".
Между тем участники рынка в один голос говорят - с точки зрения классического банковского бизнеса, получение залогов по кредитам крайне невыгодно. Если банк получил актив за долги, то ему необходимо что-то с ним делать. "Маловероятно, что банк сможет в текущих условиях быстро продать компанию, а значит, в его активах будет по-прежнему висеть безнадежный кредит. От этого риски ликвидности банка и потребности в рефинансировании не становятся меньше", - рассуждает Петр Минин. Однако некоторым банкам выгодно приобретать через залоговые схемы предприятия и участвовать в их управлении и финансовом оздоровлении с целью получения в долгосрочной перспективе надежного заемщика, целиком и полностью подчиненного воле головного банка. "К этой категории следует относить банки, аффилированные с крупными холдингами и корпорациями", - полагает Александр Игнатюк, аналитик ЗАО ИК "Энергокапитал".
На годы вперед
Прогнозы на будущее участники рынка делают осторожно. По мнению господина Поза из Альфа-банка, количество дефолтов заемщиков вряд ли сократится, а банки продолжат обрастать залогами: "Уже сейчас многие банки получают целые бизнесы. В будущем возможно большое количество потенциальных сделок с заложенными активами".
Федор Зобнев из "Банка БФА" считает, что поскольку в прошлом году пик выдач кредитов пришелся на второй-третий кварталы, сроки погашения большинства из них выпадут на третий-четвертый кварталы 2009 года. "Реальная ситуация вряд ли будет полностью отражаться на балансах банков, а скорее - маскироваться, в том числе, и в отношении отражения залогов на балансе", - отмечает он.
"Активные продажи банками приобретенных активов начнутся не раньше, чем на рынке появятся приемлемые для финансовых организаций цены, - констатирует Максим Аврашков. - Рынок находится в состоянии ожидания, никто не хочет продавать имущество просто ради продажи - все хотят получить прибыль".
"Полученные активы банки, по возможности, будут продавать, и чем скорее это будет происходить, тем лучше (в т. ч. и с точки зрения обычно большей эффективности работы нефинансовых предприятий с новым собственником). И это уже происходит. С другой стороны, далеко не все в текущих условиях банкам удастся реализовать, в лучшем случае - половину. Остальная, менее ликвидная часть будет реализована в течение года-двух, - говорит Александр Баев, менеджер проектов компании "Инвесториум". - Контроль над большей частью активов в долгосрочном периоде банки сохранять не будут. Исключение, скорее всего, составят активы финансового сектора с большим потенциалом роста".