Банкам РФ нужны реформы
В последние месяцы одной из самых обсуждаемых тем стал объем проблемных кредитов российских банков.
Многие считают, что банки РФ выдали очень много плохих кредитов - возможно, они составляют треть всего кредитного портфеля, что в итоге может крайне негативно отразиться на банковском секторе и государственном бюджете.
Это убеждает в том, что если верить последним официальным данным, проблема, по всей видимости, становится менее острой. Однако преодоление нынешнего кризиса станет только первым шагом. В долгосрочной перспективе в банковском секторе России будет необходимо провести ряд реформ.
Для начала посмотрим на хорошие новости. 27 августа Банк России сообщил, что рост числа проблемных кредитов сократился вдвое с начала года, а их уровень к концу году, по ожиданиям Центробанка, не превысит 10 процентов, то есть, окажется значительно ниже большинства пессимистичных прогнозов. Российский Минфин заявляет, что может сократить размер программы рекапитализации банков с помощью государственных облигаций на сумму до $14,7 миллиарда в течение нынешнего и следующего годов.
Однако почивать на лаврах пока еще рано. По-прежнему присутствует большая неопределенность относительно реального объема плохих кредитов, который, как многие ожидают, продолжит расти и в следующем году. А если данные кажутся противоречивыми, то это объясняется отсутствием прозрачности в работе банковского сектора. Ситуация с плохими кредитами оценивается на основании российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) - сложной системы, которая имеет мало общего с международными нормами. Российские регуляторы уже давно говорят о необходимости обязать банки придерживаться международных методов бухучета, однако пока дело ограничивается, в основном, одними лишь разговорами.
Финансовый кризис ясно показал, что на реформирование банковского сектора еще уйдет много сил и времени. Несмотря на крупное расширение сектора за последнее десятилетие, по мировым меркам его размер остается незначительным - банковские активы соответствуют только 70 процентам ВВП.
Но и такой размер не спас его от мирового кризиса. Скорее наоборот: не имеющие стабильных источников финансирования на внутреннем рынке, банки и корпорации активно брали в долг за рубежом, и когда мировой финансовый поток иссяк, разразился масштабный кризис. Кроме того, это демонстрирует низкий уровень доверия к российским банкам.
Говоря о долгосрочных перспективах, стоит отметить, как мало изменилась структура сектора за последние годы. В России сегодня работают 1.195 банков - уже долгие годы это число меняется крайне медленно. Схема страхования депозитов, принятая в 2004 году и призванная вселять доверие в сектор и отсекать неблагонадежные банки, на практике почти не принесла плодов. Центробанк разрешил работать почти каждому банку, подавшему заявку на присоединение к программе - это служит хорошим показателем качества работы системы банковского контроля.
Поэтому не вызывает удивления тот факт, что в опубликованном в августе докладе МВФ призвал Россию к "более упреждающему и синхронному подходу" к банковскому регулированию, включая улучшение ситуации с прозрачностью сектора, принудительные стресс-тесты для крупных банков и прямые меры, способствующие банковской консолидации.
Сегодня власти больше заботит борьба с плохими кредитами и необходимость восстанавливать банковские балансы. Однако России в то же время необходимо ускорить проведение заслуживающих доверия реформ, если власть хочет создать крепкий банковский сектор, способный привлекать долгосрочные источники финансирования. Без него российская экономика останется восприимчивой к финансовым неурядицам, а экономическое восстановление в лучшем случае будет непрочным.