В США обостряется дискуссия по вопросу кредитно-денежной политики
Глава ФРБ Канзаса ратует за ее ужесточение, причем "лучше раньше, чем позже", так как экономика вступила в полосу оживления, и стимулирующая монетарная политика должна предотвратить второй виток кризиса. Ставка должна оставаться низкой еще долгое время из-за слабости экономики, уверен глава ФРБ Нью-Йорка.
Американские денежные власти дискутируют по поводу того, какую кредитно-денежную политику им проводить. Мнения далеко не всегда совпадают.
Глава Федерального резервного банка (ФРБ) Канзаса Томас Хоениг считает, что повысить ставки лучше раньше, чем позже. По мнению Т.Хоенига, американскому центральному банку не следует затягивать с ужесточение кредитно-денежной политики.
"Даже если бы мы должны были начать немедленно, прошло бы много времени, прежде чем пошаговое повышение создало бы жесткую или даже нейтральную политику, - цитирует его агентство Bloomberg. - Я бы не поддержал жесткую монетарную политику в нынешней ситуации, однако мой опыт говорит мне, что мы должны отменять стимулирующую политику лучше раньше, чем позже".
Напомним, что американский центробанк удерживает ставку в рекордно низком диапазоне от 0% до 0,25% годовых с декабря прошлого года. В 2008 году ставка была снижена 7 раз. Такие меры были предприняты регулятором с целью стимулирования агонизирующей экономики.
Однако, по мнению Т.Хоенига, экономика США вступила в полосу оживления, и стимулирующая монетарная политика должна предотвратить второй виток кризиса. При этом сохранение стимулов для экономики в течение слишком длительного времени, как известно, чревато инфляцией в стране. На эту опасность эксперты уже неоднократно указывали.
Впрочем, буквально накануне глава Федерального резервного банка (ФРБ) Нью-Йорка Уильям Дадли сделал в своем выступлении другой акцент: процентные ставки в США должны оставаться на низком уровне в течение продолжительного периода времени, так как оживление экономики будет слабым, безработица будет оставаться высокой, а инфляция - низкой.
"Наш акцент в краткосрочной перспективе должен быть сделан на сохранении значительного монетарного стимула - в течение продолжительного (extended) периода", - заявил он, повторяя формулировки заявления Федерального резерва.
В то же время в конце сентября глава Федерального резервного банка Филадельфии Чарльз Плоссер говорил, что в нужный момент американский ЦБ должен будет провести "быстрое" ужесточение кредитно-денежной политики для поддержания доверия к Федеральному резерву.
"От этого зависит доверие к нам. Мы осознаем, насколько будет велика для экономики цена значительно более высокой инфляции и потери доверия, если мы не сможем действовать быстро и, возможно, агрессивно, когда для этого придет время", - говорил он.
Он отметил, что подходящий момент для повышения ставок может наступить еще до того, как безработица и уровень использования ресурсов в экономике США вернутся к "приемлемым уровням".
Член совета управляющих американского ЦБ Кевин Уорш чуть раньше предположил, что Федеральному резерву, возможно, придется быть столь же агрессивным при принятии решений по сворачиванию чрезвычайных мер по поддержке экономики США, сколь он был при их введении.
"Если подход "любой ценой" был правильным, когда шла речь о прекращении паники, то тот же лозунг может оказаться необходимым на этапе оживления, чтобы гарантировать поддержание институционального доверия к ФРС", - писал он в комментарии на сайте The Wall Street Journal.
"Рискну сказать, что ответственное отношение к управлению рисками указывает на необходимость начинать нормализацию до того, как необходимость этого станет очевидной, и, возможно, более энергично, чем обычно", - отмечал он.
Отметим, что прецедент резкого ужесточения финансовой политики уже есть. Банк Австралии 6 октября неожиданно повысил базовую процентную ставку на четверть процентного пункта, до 3,25%, на фоне более заметного, чем ожидалось, улучшения ситуации в экономике.
Как говорилось в заявлении банка, основы для сохранения низких процентных ставок уже нет. Австралийский ЦБ, таким образом, стал первым из центральных банков развитых стран, начавших повышение процентных ставок после самого глубокого со времен Великой депрессии мирового кризиса.