A.T. Kearney: Банкам РФ нужно учиться повышать конкурентоспособность
Кризис 2008г., начавшийся в финансовом секторе, быстро вышел за рамки одной индустрии и за считанные месяцы охватил глобальные рынки и целые континенты, затронув практически все отрасли во всех странах.
Начавшись с дефолта по производным ипотечным инструментам в США, кризис развивался по спирали: обрушились основные фондовые рынки, рынок недвижимости, сократилось кредитование и наступила рецессия. Капитализация крупнейших глобальных финансовых игроков упала в десятки раз, что заставило их значительно сократить объемы основных операций и обратиться за помощью к государству. Ведущие инвестиционные банки оказались на грани банкротства. Более того, в затруднительное положение попали и отдельные страны, например Исландия и Венгрия.
Как отмечают эксперты консалтинговой компании A.T. Kearney, основной причиной текущего кризиса стала дешевая ликвидность, которая, с одной стороны, напрямую влияла на увеличение традиционных банковских кредитных портфелей, а с другой - толкала банки к поиску новых высокомаржинальных инструментов, необходимых для увеличения прибыли и капитализации. Индустриальные компании в свою очередь значительно увеличивали финансовый рычаг, а также сроки кредитования, уменьшали обеспечение по кредитам и активно пользовались высокорисковыми финансовыми инструментами. Поэтому неудивительно, что именно финансовый сектор, автомобильная промышленность, а также строительство и металлургия стали первыми отраслями, пострадавшими от кризиса. Затем проблемы перекинулись на сектор машиностроения, пищевую и непищевую розницу, химическую промышленность и телекоммуникации, а следом уже и на фармацевтическую промышленность и энергетику.
Если говорить именно о финансовом секторе, для него, по словам старшего менеджера практики по работе с финансовыми организациями в России и СНГ компании A.T. Kearney Максима Бычкова, основным негативным следствием кризиса наряду с переоцененностью активов стало сокращение свободного денежного потока для обслуживания кредитов и долговых инструментов. Это привело к возникновению трудностей при обслуживании уже выданных кредитов и к существенному падению кредитования, что было частично вызвано также и резко возросшей стоимостью заемных средств (рост в среднем от 20% годовых в рублевом эквиваленте). Таким образом, банки столкнулись одновременно с сокращением активов (падение стоимости портфелей ценных бумаг, уменьшение и ухудшение как корпоративного, так и розничного кредитного портфеля, а также падение стоимости недвижимости и других долгосрочных инвестиций) и сжатием источников финансирования – уменьшением сроков кредитования и удорожанием доступных пассивов. В результате возможности банков - как иностранных, так и российских - заработать существенно снизились, а риски значительно возросли.
В то же время, как отмечают в A.T. Kearney, пока еще рано говорить о том, что "дно" спада в финансовом секторе достигнуто. Безусловно, осознав масштабы бедствия еще осенью 2008г., правительства практически всех стран выделили на преодоление кризиса беспрецедентные объемы средств в форме госгарантий, предоставления ликвидности и капитала проблемным банкам, а также посредством прямого финансирования ключевых отраслей и предприятий, покупки плохих долгов и т.д. Однако, несмотря на то что объем такой помощи продолжает увеличиваться, эффективность данных мер пока невелика. Более того, банковский сектор сегодня сталкивается с новыми сложностями: рост проблемных кредитов может привести к дальнейшему сокращению банковских балансов и значительной потребности в новом капитале.
Таким образом, в условиях текущего кризиса финансовый сектор вынужден одновременно решать две основных задачи: выживать в существующих условиях и продолжать зарабатывать деньги. В отношении первой задачи практически все игроки прибегают к схожему набору антикризисных мер: увеличивают ликвидность, сокращают инвестиции и операционные затраты, стараются минимизировать потери по кредитам, сформировать позитивный имидж банка на рынке и удержать ключевых клиентов. Что касается возможностей заработать, здесь, по словам М.Бычкова, дело обстоит сложнее. Ведь вследствие кризиса все три основные направления деятельности финансовых организаций - корпоративный, розничный и инвестиционный бизнес - претерпели существенные изменения.
В корпоративном сегменте, традиционно являвшемся основным источником доходов российских банков и продемонстрировавшем рост свыше 20% за последние 5-6 лет, основными драйверами повышения были прежде всего реальный рост ВВП, увеличение корпоративных прибылей, доступность внешних и внутренних заимствований в значительных объемах на долгие сроки при их низкой стоимости, доступ к глобальным рынкам капитала, стабильный курс рубля, а также агрессивный подход к кредитному риску и низкий показатель просрочки по кредитам. Однако сегодня, когда практически ни один из перечисленных факторов не работает, ситуация в сегменте выглядит уже далеко не так радужно. Банки вынуждены переходить от докризисного наращивания объемов кредитования при снижающейся марже и увеличивающихся сроках к выборочному дорогому и короткому кредитованию в тесной привязке к транзакционным продуктам. Проблемы наблюдаются и в остальных сегментах банковского бизнеса. Розница, направление, которое было наиболее популярным в последние 4-5 лет и где кредитный портфель демонстрировал реальный рост на 30% и более в год, для многих банков сегодня отходит на второй план из-за убыточности, предполагаемых высоких рисков и недостатка ресурсов. А инвестиционный бизнес страдает в связи с падением доверия инвесторов.
Тем не менее, по словам экспертов A.T. Kearney, работа в банковском секторе возможна как в условиях кризиса, так и в посткризисный период. Корпоративный сегмент останется наиболее важным и ведущим источником прибыли для российских банков в среднесрочный период. Общие объемы кредитования на 2009г. могут превысить 10 трлн руб. при марже в 4-8%. Работать в рознице необходимо продолжать также прежде всего из-за ее потенциала роста, диверсификации рисков, привлекательных объемов и высокой маржинальности. По оценкам A.T. Kearney, общие объемы кредитования на 2009г. в данном сегменте могут достигнуть 4-5 трлн руб. при марже в 8-12% годовых.
Одной из ключевых и при этом наиболее сложных задач для банков станет поиск оптимального портфеля бизнесов (комбинации трех названных выше основных направлений), который обеспечил бы наибольшую устойчивость в настоящий момент при сохранении наибольшего потенциала для развития при возобновлении роста.
В целом же стратегия банков будет определяться их ориентацией на макроэкономический сценарий. В случае консервативного прогноза (подразумевающего, что кризис продлится два-три года) приоритетом для банков станет выживание при сохранении имеющейся доли рынка, клиентской базы, ключевых компетенций и специалистов. Если же видение будущего окажется позитивнее (кризис продлится год-полтора), то возможно и более агрессивное поведение: привлечение новых клиентов, приобретение ключевых компетенций за счет найма специалистов, расширение географии и, возможно, покупка бизнесов или их отдельных компонентов. Разумеется, агрессивность поведения будет напрямую зависеть от имеющихся ресурсов. Не стоит забывать, что источники финансирования, скорее всего, останутся крайне ограниченными, по меньшей мере в среднесрочной перспективе.
В то же время, по мнению экспертов A.T. Kearney, вне зависимости от макроэкономического сценария и текущих приоритетов отдельных игроков банкам следует начать активную работу над фундаментальными факторами конкурентоспособности: создать систему эффективных продаж и маркетинга, обеспечить качественный сервис, оптимизировать структуру затрат, создать оптимальную техническую инфраструктуру поддержки, эффективную сеть дистрибуции, а также проявить умение применять инновационные подходы в области разработки продуктов. Ведь, несмотря на значительный рост банковских активов и клиентской базы с начала 2000-х гг., российские банки существенно отстают именно по фундаментальным факторам конкурентоспособности, то есть по базовой способности вести банковский бизнес. Это должно будет стать основой для работы банков в посткризисный период, когда как эффективность, так и стоимость банков будут оцениваться именно по фундаментальным критериям.