Битва за латвийский рынок

Понедельник, 31 марта 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

В пятницу правительство Латвии так и не решило, по какой схеме будет приватизировать крупнейшую компанию фиксированной связи Lattelecom и мобильного оператора LMT. Свою лепту в запутанную ситуацию внес и местный телекоммуникационный магнат Петерис Шмидре, в день заседания Кабинета министров обнародовавший свою схему приватизации предприятия и заявивший о том, что власти должны принять волевое решение, а не "продавать родину". Тем временем разгорается не менее громкий скандал с цифровым телевидением, который некоторые эксперты также связывают с приватизацией телекоммуникационных предприятий.

Как заявил после заседания премьер-министр Латвии Иварс Годманис, в пятницу правительство заслушало мнение Совета по конкуренции, Комиссии по регулированию общественных услуг и Агентства приватизации. Вердикт предполагается вынести 1 апреля. Сам Иварс Годманис 30-31 планировал марта посетить с рабочим визитом Швецию и там встретиться с руководством телекоммуникационного концерна TeliaSonera, являющегося владельцем 49% долей Lattelecom и LMT.

По словам премьер-министра, пока предусмотрены две модели приватизации. Первая из них предполагает продажу с аукциона Латвийским государством и TeliaSonera всех 100% долей капитала Lattelecom (49% принадлежит TeliaSonera), а также возможность выкупа шведами госдолей мобильного оператора LMT.

Вторая схема была предложена министром сообщения Айнарсом Шлесерсом, который, не заручившись согласием партнеров по коалиции, в середине марта провел переговоры с руководством TeliaSonera. По "плану Шлесерса" предполагается обменять 49% акций TeliaSonera в Lattelecom на 23% акций Государственного телерадиовещательного центра (LVRTC) в LMT. Таким образом Lattelecom стал бы полностью государственным и впоследствии мог быть приватизирован. А TeliaSonera, став владельцем контрольного пакета LMT, получила бы возможность выкупить остальные принадлежащие государству доли мобильного оператора.

Подчеркнем, что на днях TeliaSonera официально ответила, что такой расклад их, в принципе, устраивает, и компания готова продолжать переговоры и обсуждать детали. Зато схему подвергла резкой критике националистическая партия "Тевземей ун Бривибай" ("Родине и свободе"), представитель которой занимает ключевой пост министра экономики. "Тевземей ун Бривибай" заявляет, что схема не только подозрительна и юридически некорректна, но и экономически невыгодна. Отметим, что в существующем составе правительство Латвии проработало только 100 дней. И новая коалиция, в которой те же партии, но новые "локомотивы", была сформирована с трудом. Если из-за разногласий по вопросам приватизации предприятий правительство вновь рухнет, реальна угроза роспуска Сейма (процедуру может инициировать президент страны) и повторных выборов.

Масла в огонь подлил Петерис Шмидре, владелец телекоммуникационной группы Baltkom, в состав которой входит одноименный крупнейший оператор кабельного ТВ. Бывший владелец мобильного оператора Baltkom GSM, впоследствии проданного шведской Tele2, публично заявил, что "план Шлесерса" только решает вопрос структурирования долей, но отнюдь не вносит ясности в судьбу Lattelecom: "Было бы гораздо правильнее сразу же решить вопрос о его приватизации. Потому что может сложиться ситуация, типичная для нашего маленького рынка: самый примитивный вариант - это прокричать про аукцион, продать неизвестно кому и таким образом лишиться стратегического предприятия, как это уже произошло в мобильной связи. У нас нет своего национального оператора - распродали все". И добавил: "Правительство должно принять волевое решение. Или мы создаем своего, национального, оператора. Или мы идем на базар и начинаем расторговывать родину до последнего".

Он заявил, что надо создать сильное местное предприятие, которое станет крупнейшим в Балтии. Для этого надо, чтобы Lattelecom был приватизирован сильным местным оператором, который будет его "толкать и развивать". Петерис Шмидре полагает, что эту роль должен сыграть Baltkom. Им уже просчитана схема, обосновывающая выгоду такого решения.

"Baltkom готов объединиться с Lattelecom, выкупив 49% его долей. В соответствии с оценкой Lattelecom, эти доли могут стоить порядка $300 млн, - рассказал он. - Рыночная стоимость группы Baltkom - порядка $140 млн. К процессу мы можем привлечь фонд, который также вложит средства. Таким образом, к стоимости Lattelecom, который оценен примерно в $600 млн, прибавляется еще $200-300 млн. И его стоимость сразу же, математически, вырастает до $800 млн - $1 млрд. А рыночная стоимость объединенного предприятия увеличится как минимум на 30%. Плюс государство получает порядка $300 млн от продажи 49%".

В новом предприятии государству уже не будет принадлежать контрольный пакет. По схеме Петериса Шмидре у государства будет 40%, 30% долей у Baltkom и еще 30% - у фонда. "В итоге мы получаем крупнейшее телекоммуникационное предприятие в Балтии, работающее на международном рынке. И 40% государства в таком предприятии стоят гораздо больше, чем 51% в нынешнем Lattelecom", - подытожил Петерис Шмидре.

Отметим, что, по мнению экспертов, неожиданное заявление главы Baltkom связано с не менее громким скандалом, который сейчас разгорается вокруг национального проекта эфирного цифрового телевидения.

Еще в 2002 г. дочернее предприятие вышеупомянутого Государственного телерадиовещательного центра (LVRTC), которому принадлежит 23% долей в мобильном операторе LMT, и зарегистрированная в Великобритании офшорная компания Kempmayer Media Limited заключили сомнительный договор о внедрении в Латвии цифрового ТВ. Сумма контракта составляла около $150 млн. Офшор получил эксклюзивные права на поставку технологий и оборудования, причем по ценам, превышающим рыночные чуть ли не в три раза. Буквально через год разгорелся скандал: уголовные дела до сих пор ведутся.

В сентябре прошлого года Петерис Шмидре выкупил пылившееся на складах оборудование, доставшееся в наследство от Kempmayer, и запустил в тестовом режиме эфирное цифровое ТВ.

А буквально две недели назад стало известно о проекте правил Кабинета министров, разработанных министерством сообщения. Документ регламентирует введение в Латвии наземного цифрового ТВ. В нем говорится, что право на реализацию проекта получит Baltkom - вместе с частотами 172-240 МГц и 470-862 МГц, выделенными сроком на пять лет.

Некоторые отраслевые аналитики связали этот документ со схемой приватизации Lattelecom, предложенной главой министерства Айнарсом Шлесерсом. Ведь если Baltkom получит монополию на эфирное цифровое ТВ, то Латвийский государственный радиотелевизионный центр де-факто утратит статус неприватизируемого и впоследствии может перейти в частные руки вместе с 49% долей Lattelecom.

Информация о возможной монополизации латвийского рынка эфирного цифрового ТВ вызвала острую реакцию Латвийской ассоциации электронных коммуникаций, объединяющей порядка 25 операторов кабельного ТВ. На прошлой неделе они обратились с открытым письмом к министру сообщения Айнарсу Шлесерсу, требуя объяснений и обещанного ранее конкурса на право реализовать проект наземного цифрового ТВ.

Вместо министра ответила пресс-секретарь министерства сообщения, заявив, что проведение такого конкурса "будет способствовать увеличению платежей для конечных пользователей".

В пятницу ассоциация, огорошенная ответом, вновь выступила с открытым письмом, заявляя, что в Латвии работают 30 операторов кабельного ТВ. "Еще год назад как минимум две компании - спутниковый оператор VIASAT и кабельный IZZI - выразили готовность на собственные средства реализовать проект эфирного цифрового ТВ. Поэтому понятно желание Baltkom завоевать значительную часть рынка. Однако делается это слишком некорректно - используя прикрытие государственных органов, а не в честном конкурсе или конкурентной борьбе", - заявила исполнительный директор ассоциации Инесе Александрова.

Она подчеркнула, что речь идет о рынке в 450 тыс. семей - примерно столько людей сейчас смотрят в Латвии эфирное и спутниковое ТВ.

Отметим, что удельный вес эфирного ТВ несопоставимо выше, чем спутникового - порядка 400 тыс. домохозяйств. И на кону кардинальный передел рынка. Ведь согласно директивам ЕС до 2012 г. вещание в аналоговом формате должно быть прекращено - предстоит перевести его в цифровой формат. И подразумевается, что помимо 4 национальных каналов, предлагаемых бесплатно, компания, реализующая проект, предложит латвийским зрителям и порядка 15 коммерческих каналов (в том числе российских), за которые будет взиматься плата. По неофициальным данным - от $6 до $14 в месяц. Поэтому, по мнению экспертов, только за счет абонентской платы оператор эфирного ТВ получит изрядный доход. Это не считая рынка рекламы, возможности в перспективе транслировать каналы HDTV, а также частично использовать выделенный диапазон частот для сопутствующих услуг доступа в Интернет и мобильной телефонной связи.
 
Глава Baltkom Петерис Шмидре видит в развязанной ассоциацией "информационной войне" происки шведских компаний.

Отметим, что работающая в Латвии телевизионная сеть TV3 (владелец ряда латвийских каналов), а также оператор спутникового телевидения VIASAT принадлежат шведской группе Modern Times Group. Которая, кстати, опосредованно является и совладельцем долей оператора мобильной связи Tele2, работающего во всех трех странах Балтии. И, по мнению некоторых экспертов, очень вероятно, что Петерис Шмидре, в свое время продавший Tele2 свою компанию мобильной связи, попытается продать шведам и Baltkom. Стоимость которого, в случае получения права на реализацию национального проекта эфирного ТВ (а тем более, если Baltkom получит и доли в Lattelecom), существенно возрастет. Пока же Петерис Шмидре заявляет, что шведы заинтересованы загубить проект национального эфирного цифрового ТВ. "Если в Латвии будет запущено национальное эфирное цифровое ТВ, это негативно отразится на рынке спутникового ТВ. Мы являемся прямыми конкурентами. И имеем многие преимущества - к примеру, сервисное обслуживание и более низкие тарифы".

Он подчеркивает, что еще в 2002 г. половину диапазона частот, предназначенного для цифрового ТВ, дирекция электросвязи отдала курируемой шведами компании TV3 для "развития национальной сети TV3". Они поставили свои передатчики и вещают в аналоговом формате. "Так что половина частот для цифрового ТВ уже потеряна, а за оставшуюся часть идет борьба. В интересах шведов их также получить и ничего не делать. Поэтому наш проект продолжают губить", - заявляет Петерис Шмидре.

Он говорит, что принадлежащий Modern Times Group оператор спутникового телевидения VIASAT отнюдь не для того хочет участвовать в конкурсе на национальное эфирное ТВ, чтобы развивать проект, а затем, чтобы похоронить его. "В конце концов, никто не мешал их родственной компании TV3 делать то же самое, что и мы - запустить наземное цифровое ТВ, используя уже имеющиеся частоты. Но им это не надо. А хотят они сделать так, чтобы ничего не получилось", - подчеркивает Петерис Шмидре.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 727
Рубрика: Hi-Tech


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003