Брызги шампанского. Главный новогодний напиток поссорил ГП "Союзплодоимпорт" и независимых производителей
Федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" отстояло монопольное право на "Советское шампанское" и теперь требует компенсации от производителей, которые незаконно используют эту торговую марку. Иск на сумму 3 млн рублей уже предъявлен Нижегородскому заводу шампанских вин (НЗШВ), на очереди остальные виноделы
И
ск на 3 млн рублей подан в арбитражный суд Нижегородской области в соответствии со статьей 46 закона "О товарных знаках" (ответственность за незаконное использование товарного знака). По оценке "Союзплодоимпорта", в 2004−2005 годах НЗШВ выпустил "Советского шампанского" именно на эту сумму.
Требование компенсации — очередной этап конфликта, который разгорелся между НЗШВ и "Союзплодоимпортом" по поводу использования знака "Советское шампанское". ФКП было создано по решению правительства России в 2002 году для консолидации доходов от использования популярных алкогольных брендов советских времен. Предприятию передано право использовать и распространять 26 брендов, в том числе и "Советское шампанское". НЗШВ выпускает "Советское шампанское" с 1940 года и является одним из наиболее крупных российских производителей игристых вин: его доля рынка (исключая Москву и Санкт-Петербург) составляет 23%.
Спор между НЗШВ и "Союзплодоимпортом" по поводу правовой охраны товарного знака "Советское шампанское" начался в 2004 году, после того, как ФКП зарегистрировал в Роспатенте свое исключительное право на использование знаков "Советское" и "Советское игристое". Основанием для регистрации послужило то, что в период существования СССР эти бренды принадлежали внешнеторговому объединению "Союзплодоимпорт". После этого ФКП предложило всем производителям "Советского шампанского" (а это 25 предприятий в России и 19 за ее пределами!) заключить с ним лицензионные соглашения и уплачивать роялти в размере 1,1 рубля за литр (80 копеек с бутылки). По оценке агентства "Бизнес Аналитика", на российском рынке игристых и шампанских вин общим годовым объемом 155 млн бутылок "Советское" было доминирующей маркой, на его долю приходилось 53% продаж. Таким образом, для ФКП цена вопроса составляла более 2 млн долларов роялти в год, для виноделов — доступ на рынок: производство "Советского" без лицензионного соглашения автоматически становилось контрафактным.
Понятно, что монополизацией исторического бренда, принадлежащего всему рынку, были недовольны все производители, но НЗШВ оказался единственным предприятием отрасли, которое в течение двух лет оспаривало правовую защиту товарного знака. Юристы завода усмотрели в действиях "Союзплодоимпорта" ограничение деятельности всех производителей "Советского шампанского". Нижегородские виноделы, ссылаясь на федеральный закон "О товарных знаках", настаивали на том, что "Советское" не может быть зарегистрировано как товарный знак, так как не обладает его основным признаком — индивидуализацией товара конкретного производителя. "Советское шампанское", доказывает НЗШВ, регулируется одноименным ГОСТом и не один десяток лет выпускается всеми российскими заводами. За это время торговый знак стал общеупотребительным названием, которое вошло в сознание покупателей. Кроме того, правопреемником знака "Советское", указывающего на территорию производства, считают юристы НЗШВ, могла бы стать Российская Федерация, но не отдельный хозяйствующий субъект.
"Союзплодоимпорт", в свою очередь также углубившись в лингвистические изыскания, пришел к выводу, что "слово "советское", если его рассматривать обособленно, без использования в каких-либо словосочетаниях, может ассоциироваться исключительно с государственным строем — советской властью, но не с видом вина". Товарный знак, по существу, остался за государством, считают в "Союзплодоимпорте", а правительство делегировало ФКП право распоряжаться им: пропуск на рынок через лицензионные соглашения позволит лучше контролировать качество популярной марки.
Федеральная антимонопольная служба, куда обращался с жалобой НЗШВ, не нашла нарушений законодательства со стороны "Союзплодоимпорта". Регистрацию товарного знака признала правомерной и Федеральная комиссия по интеллектуальной собственности. В августе 2005 года арбитражный суд Москвы отказал признать право НЗШВ на использование торгового знака "Советское". Последняя российская инстанция — Палата по патентным спорам — также встала на сторону казенного "Союзплодоимпорта".
Остальные производители, наблюдая со стороны эту неравную битву, выбирали собственную стратегию. Московский комбинат шампанских вин (МКШВ), который поначалу тоже обратился в Палату по патентным спорам с возражением против монополизма "Союзплодоимпорта", не стал продолжать тяжбу, а осенью 2004 года заключил с ФКП десятилетнее лицензионное соглашение. "У нас не было другого выхода. "Советское шампанское" — самый эффективный бренд, он продается вообще без рекламы, — говорит заместитель генерального директора комбината Магомед Талаев. — В объеме продаж комбината оно занимает 95%, московские торговые сети требуют в первую очередь его. Если бы комбинат отказался от "Советского", он потерял бы не менее четверти своего рынка сбыта".
Кроме МКШВ в пул производителей "Советского шампанского" вошли еще пять предприятий: московский "Империал Олимп", Дагестанский завод шампанских вин, завод "Игристые вина" (Санкт-Петербург), Российско-ирландское совместное предприятие (РИСП) и компания "Исток". В портфеле брендов этих предприятий, которые контролируют более 60% рынка игристых вин, есть российские и собственные марки, однако стратегическим продуктом является "Советское шампанское". За последний год суммарный прирост производства этой шестерки составил в физических объемах около 30%, причем значительную часть, по данным Национальной алкогольной ассоциации, обеспечили МКШВ и РИСП (это один завод, разделенный на два юрлица): в 2004 году они увеличили выпуск на 26,5%, а в 2005−м — на 18,6%.
Предприятиям приходится наращивать объемы не только, чтобы успеть за спросом, но и чтобы не терять доходы, отмечают эксперты. В стоимостном выражении, как сообщает "Бизнес Аналитика", доля "Советского шампанского" за последние два года сократилась с 55,7 до 39,3%. ""Советское" — самая дешевая марка шампанских вин, — поясняет директор Центра маркетинга Нижегородского союза магазинов Вадим Носов. — Его цена в рознице составляет 82−85 рублей, дешевле "Российского шампанского", которое также относится к категории вин до ста рублей за бутылку. Собственные бренды виноделы развивают в более дорогих сегментах. Золотая коллекция "Истока", к примеру, стоит около 150 рублей, вина Абрау-Дюрсо — 150−270 рублей".
Виноделы, отказавшиеся платить роялти "Союзплодоимпорту", — в основном небольшие игроки. К тому же они перешли на выпуск "Российского шампанского" по ГОСТу, который действует с 1998 года, и собственных марок. "В свое время мы вместе с "Союзплодоимпортом" продвигали "Советское шампанское", почему сейчас должны платить за марку?" — недоумевает заместитель директора московского завода "Корнет" (бывшего Экспериментального завода шампанских вин) Ольга Кононова. Вместо "Советского", которое составляло половину общего объема производства, около 7,5 млн бутылок в год, завод сейчас выпускает фирменный бренд "Российское игристое "Корнет"". Кроме него у предприятия есть еще линейка фирменных марок.
Год назад на выпуск шампанских и игристых вин под маркой "Российское" перешел и НЗШВ. Аналитики прогнозировали тогда потерю нижегородскими виноделами примерно 20% рынка. По словам заместителя генерального директора НЗШВ Владимира Егорова, переход на новую марку не потребовал специальных маркетинговых мероприятий, при этом не произошло сокращения производства (в 2005 году оно выросло на 10%) и продаж. При том дефиците алкоголя, который существует с начала этого года, НЗШВ без труда сохранил свои позиции на региональном рынке, где его доля достигала 90%, отмечает и генеральный директор специализированных сетей "МясновЪ" и "Отдохни" (дистрибуция алкогольной продукции) Владлен Альтшуллер. Но в будущем региональным производителям, предупреждает г-н Альтшуллер, есть о чем задуматься. Торговые сети федерального масштаба приводят в регионы национальные алкогольные бренды. Изобилие торговых марок заставляет региональных производителей жестко конкурировать за место на полке. Для привлечения покупательского интереса им придется искать собственную нишу и регулярно обновлять торговые марки — потребители алкоголя восприимчивы к новому. Если учесть, что продвижение новой торговой марки обходится в 15−20% от объема продаж, то о прибыли придется на какое-то время забыть. При отсутствии долгосрочной и внятной государственной политики на рынке алкоголя региональным виноделам придется нелегко, сочувствует Альтшуллер. Но другого выбора у них нет: остановившись, они начнут немедленно терять рынок.
И
ск на 3 млн рублей подан в арбитражный суд Нижегородской области в соответствии со статьей 46 закона "О товарных знаках" (ответственность за незаконное использование товарного знака). По оценке "Союзплодоимпорта", в 2004−2005 годах НЗШВ выпустил "Советского шампанского" именно на эту сумму.
Требование компенсации — очередной этап конфликта, который разгорелся между НЗШВ и "Союзплодоимпортом" по поводу использования знака "Советское шампанское". ФКП было создано по решению правительства России в 2002 году для консолидации доходов от использования популярных алкогольных брендов советских времен. Предприятию передано право использовать и распространять 26 брендов, в том числе и "Советское шампанское". НЗШВ выпускает "Советское шампанское" с 1940 года и является одним из наиболее крупных российских производителей игристых вин: его доля рынка (исключая Москву и Санкт-Петербург) составляет 23%.
Спор между НЗШВ и "Союзплодоимпортом" по поводу правовой охраны товарного знака "Советское шампанское" начался в 2004 году, после того, как ФКП зарегистрировал в Роспатенте свое исключительное право на использование знаков "Советское" и "Советское игристое". Основанием для регистрации послужило то, что в период существования СССР эти бренды принадлежали внешнеторговому объединению "Союзплодоимпорт". После этого ФКП предложило всем производителям "Советского шампанского" (а это 25 предприятий в России и 19 за ее пределами!) заключить с ним лицензионные соглашения и уплачивать роялти в размере 1,1 рубля за литр (80 копеек с бутылки). По оценке агентства "Бизнес Аналитика", на российском рынке игристых и шампанских вин общим годовым объемом 155 млн бутылок "Советское" было доминирующей маркой, на его долю приходилось 53% продаж. Таким образом, для ФКП цена вопроса составляла более 2 млн долларов роялти в год, для виноделов — доступ на рынок: производство "Советского" без лицензионного соглашения автоматически становилось контрафактным.
Понятно, что монополизацией исторического бренда, принадлежащего всему рынку, были недовольны все производители, но НЗШВ оказался единственным предприятием отрасли, которое в течение двух лет оспаривало правовую защиту товарного знака. Юристы завода усмотрели в действиях "Союзплодоимпорта" ограничение деятельности всех производителей "Советского шампанского". Нижегородские виноделы, ссылаясь на федеральный закон "О товарных знаках", настаивали на том, что "Советское" не может быть зарегистрировано как товарный знак, так как не обладает его основным признаком — индивидуализацией товара конкретного производителя. "Советское шампанское", доказывает НЗШВ, регулируется одноименным ГОСТом и не один десяток лет выпускается всеми российскими заводами. За это время торговый знак стал общеупотребительным названием, которое вошло в сознание покупателей. Кроме того, правопреемником знака "Советское", указывающего на территорию производства, считают юристы НЗШВ, могла бы стать Российская Федерация, но не отдельный хозяйствующий субъект.
"Союзплодоимпорт", в свою очередь также углубившись в лингвистические изыскания, пришел к выводу, что "слово "советское", если его рассматривать обособленно, без использования в каких-либо словосочетаниях, может ассоциироваться исключительно с государственным строем — советской властью, но не с видом вина". Товарный знак, по существу, остался за государством, считают в "Союзплодоимпорте", а правительство делегировало ФКП право распоряжаться им: пропуск на рынок через лицензионные соглашения позволит лучше контролировать качество популярной марки.
Федеральная антимонопольная служба, куда обращался с жалобой НЗШВ, не нашла нарушений законодательства со стороны "Союзплодоимпорта". Регистрацию товарного знака признала правомерной и Федеральная комиссия по интеллектуальной собственности. В августе 2005 года арбитражный суд Москвы отказал признать право НЗШВ на использование торгового знака "Советское". Последняя российская инстанция — Палата по патентным спорам — также встала на сторону казенного "Союзплодоимпорта".
Остальные производители, наблюдая со стороны эту неравную битву, выбирали собственную стратегию. Московский комбинат шампанских вин (МКШВ), который поначалу тоже обратился в Палату по патентным спорам с возражением против монополизма "Союзплодоимпорта", не стал продолжать тяжбу, а осенью 2004 года заключил с ФКП десятилетнее лицензионное соглашение. "У нас не было другого выхода. "Советское шампанское" — самый эффективный бренд, он продается вообще без рекламы, — говорит заместитель генерального директора комбината Магомед Талаев. — В объеме продаж комбината оно занимает 95%, московские торговые сети требуют в первую очередь его. Если бы комбинат отказался от "Советского", он потерял бы не менее четверти своего рынка сбыта".
Кроме МКШВ в пул производителей "Советского шампанского" вошли еще пять предприятий: московский "Империал Олимп", Дагестанский завод шампанских вин, завод "Игристые вина" (Санкт-Петербург), Российско-ирландское совместное предприятие (РИСП) и компания "Исток". В портфеле брендов этих предприятий, которые контролируют более 60% рынка игристых вин, есть российские и собственные марки, однако стратегическим продуктом является "Советское шампанское". За последний год суммарный прирост производства этой шестерки составил в физических объемах около 30%, причем значительную часть, по данным Национальной алкогольной ассоциации, обеспечили МКШВ и РИСП (это один завод, разделенный на два юрлица): в 2004 году они увеличили выпуск на 26,5%, а в 2005−м — на 18,6%.
Предприятиям приходится наращивать объемы не только, чтобы успеть за спросом, но и чтобы не терять доходы, отмечают эксперты. В стоимостном выражении, как сообщает "Бизнес Аналитика", доля "Советского шампанского" за последние два года сократилась с 55,7 до 39,3%. ""Советское" — самая дешевая марка шампанских вин, — поясняет директор Центра маркетинга Нижегородского союза магазинов Вадим Носов. — Его цена в рознице составляет 82−85 рублей, дешевле "Российского шампанского", которое также относится к категории вин до ста рублей за бутылку. Собственные бренды виноделы развивают в более дорогих сегментах. Золотая коллекция "Истока", к примеру, стоит около 150 рублей, вина Абрау-Дюрсо — 150−270 рублей".
Виноделы, отказавшиеся платить роялти "Союзплодоимпорту", — в основном небольшие игроки. К тому же они перешли на выпуск "Российского шампанского" по ГОСТу, который действует с 1998 года, и собственных марок. "В свое время мы вместе с "Союзплодоимпортом" продвигали "Советское шампанское", почему сейчас должны платить за марку?" — недоумевает заместитель директора московского завода "Корнет" (бывшего Экспериментального завода шампанских вин) Ольга Кононова. Вместо "Советского", которое составляло половину общего объема производства, около 7,5 млн бутылок в год, завод сейчас выпускает фирменный бренд "Российское игристое "Корнет"". Кроме него у предприятия есть еще линейка фирменных марок.
Год назад на выпуск шампанских и игристых вин под маркой "Российское" перешел и НЗШВ. Аналитики прогнозировали тогда потерю нижегородскими виноделами примерно 20% рынка. По словам заместителя генерального директора НЗШВ Владимира Егорова, переход на новую марку не потребовал специальных маркетинговых мероприятий, при этом не произошло сокращения производства (в 2005 году оно выросло на 10%) и продаж. При том дефиците алкоголя, который существует с начала этого года, НЗШВ без труда сохранил свои позиции на региональном рынке, где его доля достигала 90%, отмечает и генеральный директор специализированных сетей "МясновЪ" и "Отдохни" (дистрибуция алкогольной продукции) Владлен Альтшуллер. Но в будущем региональным производителям, предупреждает г-н Альтшуллер, есть о чем задуматься. Торговые сети федерального масштаба приводят в регионы национальные алкогольные бренды. Изобилие торговых марок заставляет региональных производителей жестко конкурировать за место на полке. Для привлечения покупательского интереса им придется искать собственную нишу и регулярно обновлять торговые марки — потребители алкоголя восприимчивы к новому. Если учесть, что продвижение новой торговой марки обходится в 15−20% от объема продаж, то о прибыли придется на какое-то время забыть. При отсутствии долгосрочной и внятной государственной политики на рынке алкоголя региональным виноделам придется нелегко, сочувствует Альтшуллер. Но другого выбора у них нет: остановившись, они начнут немедленно терять рынок.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00