Почему аудио выразительнее видео
Если верно, что человек был рыбой, а не млекопитающим, то понятно, что его первостепенным органом был не глаз (то был контрольный орган слежения за непосредственной опасностью), а чешуя или там жабры. Через них он получал колебания со всех сторон - о размере и дальности нахождения морских тварей. В общем, вибрации несли ему информацию. Вибрации представляют собой переменный тон (в децибелах), имеющий место на избранной частоте (в герцах). Неслучайно это соотношение децибел к герцам стало критерием в hi-fi, известным как амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) или просто частотный диапазон, динамический диапазон.
Точное качество воспроизведения (high fidelity) возникло в 1957 году, когда были созданы качественные мощные ламповые усилители и динамики (многие до сих пор – эталон), и сразу же стало искать пути расширить АЧХ. Формально мы слышим 30 – 16 000 Гц и различаем не выше 100 дБ динамики звука (то есть, от самого тихого до громкого), но на деле наше восприятие не выразить ни отношением 20 – 20 000 Гц, ни какими другими цифрами. Физики взяли на вооружение второй важный параметр – искажения, которые поделили на гармонические (THD, "нестрашные" для узнаваемости музыки) и интермодуляционные (TIM, порождающие практически новые призвуки). Потом выяснилось, что важнее соблюсти синхронность фазы. Фазу можно сравнить с накатывающей морской волной. Когда весь фронт волны ровен и строен, волна может снести все на своем пути – так она реалистична. Если на пути ее – волнорез или корабль, то волна разобьется и придет частями. Может быть, вам так приятнее "обдаваться", но реализма – никакого. Фаза – графически та же волна, а в восприятии означает либо цельное представление (образ) инструмента, либо жалкое.
Цифровая эра добавила своих критериев в оценку звука, но не отменила прежних. Звук для нас остался тем же, чем в древности. Вибрацией. Мы с трудом переключаемся на абстракции, так как предпочитаем, слушать и чувствовать звуки музыки и техники. Это потому, что нам известна мизерная часть информации, которая сопровождает звук. Пока мы не пытались управлять им, а плыли в его кильватере и создавали аналоговые инструменты воспроизведения музыки – все было окей. Как только мы создали цифровой код – оказалось, что с водой (аналоговыми искажениями) выплеснули ребеночка: нечто непрочитанное и необозначенное. Вот почему так долго приживался цифровой многоканальный театр и аудио.
Сегодня много примеров грандиозного звучания цифрового аудио 5.1 или 7.1. Это значит, что удалось перебороть тенденцию, вернуть ребеночка и сделать ему искусственное дыхание. Практика показывает, что тут пути неисповедимы, интуитивны, индивидуальны и жутко затратны. Вот один: миллионер-англичанин оборудовал под корпус колонки две деревянные каморки, расположив их на этаже каменного дома и врезав в их стены динамики. Отдачу динамиков он вывел в гигантский фазоинвертор в виде второго настила пола, а для ликвидации этих паразитных волн расставил в "подполье" распорки и набил стекловату. Он призвал инженеров, они сделали свои расчеты, но прежде всего здесь сыграла одержимость хозяина, который облазил мир в поисках электроники, которая ему просто импонировала. Он получил звук, который хотел. Это (по свидетельствам немногочисленных гостей дома) просто фигуры оживших музыкантов. Никакого особенного окружающего эффекта, инфрабаса или еще чего-то. Несомненно, что при тех же средствах каждый из нас интуитивно пришел бы к другому, собственному воплощению своего же вкуса.
С видео все иначе. Видеоинформация не стремится подменить собой слуховую, как это происходит с аудио. Она самодостаточна и вместе с тем – строго функциональна. Исключение составляет чтение, когда задействовано мышление и воображение. Но чтение представляет собой вдесятеро более длинный и сложный путь обработки информации, чем восприятие "на слух". Не правда ли, вы ведь утомляетесь от чтения гораздо быстрее, чем от музыки? Мы не говорим про людей с нетренированным слухом, так как они всегда могут походить на хорошие концерты (научившись различать их от плохих). Даже если вы махнули рукой на свой слух, ваш организм незримо проголосует за хорошую аудио систему и восстанет против плохой. Ну а если вместо черно-белого телевизора вы установили 4-метровый проекционный экран, то удовольствие будет приземленным. В лучшем случае, вы мысленно "войдете" в события фильма. Это будет эскапизм ради эскапизма. "Возврат" в реальность даст вам меньше свежести, чем аналогичные "путешествия" соратников Морфиуса по Матрице. У тех-то был задействован еще и вкус, осязание – все 5 чувств. Неслучайно сильнейшее воздействие производят на нас феромоны, которые мы ощущаем небом, но не видим глазом. Кстати, факт: периодически музыка прибегает к запахам и феромонам, как это имело место на концертах Pink Floyd и на "пропитанных" CD-релизах лейбла Sony.
Иными словами, визуальная информация слишком конкретна, чтобы вам "видеть" 4-е измерение и испытывать новые ощущения. Слишком приземлена, чтобы генерировать высшие переживания. Да, муз-DVD пользуются спросом и производят впечатление. Но фильмы-то не пользуются! С муз-DVD происходит ДОПОЛНЕНИЕ (известной вам) аудио-информации (неизвестной и притягательной) видео-информацией. Но за аудио - приоритет. В худшем положении при этом находятся сами боги и жрецы аудиомузыки. Как посетовали однажды "Битлз", они - единственные, кто никогда не видел живьем группу "Битлз"!
Аудиосистема заключает в себе очарование (а видео - нет) уже поскольку ОБЕЩАЕТ свободу эмоционального подъема, который видео не может дать. Это как бутылка рому, которую мы подбираем по затейливой и любовно изготовленной бутылке. По той же причине, флэшки и телефончики с их рингтончиками занимают место в жизни примерно как плюшевый мишка, которого Изольда (экс-группа Лицей) навешивала на дли-и-инный гриф своей басухи. Смысла никакого, но понту... Впрочем, вот высказывание одного рок-критика: если б не телефоны и пиво, то в стране грянула б революция. А вот пример из жизни знакомого аудиофила: он довел до умопомрачительного хай-энд-качества систему на базе ординарнейших дешевых компонентов - чтобы после этого продать это все и затариться вдесятеро более дорогой электроникой, начать все снова. Так что решайте получше про свой бюджет.
Точное качество воспроизведения (high fidelity) возникло в 1957 году, когда были созданы качественные мощные ламповые усилители и динамики (многие до сих пор – эталон), и сразу же стало искать пути расширить АЧХ. Формально мы слышим 30 – 16 000 Гц и различаем не выше 100 дБ динамики звука (то есть, от самого тихого до громкого), но на деле наше восприятие не выразить ни отношением 20 – 20 000 Гц, ни какими другими цифрами. Физики взяли на вооружение второй важный параметр – искажения, которые поделили на гармонические (THD, "нестрашные" для узнаваемости музыки) и интермодуляционные (TIM, порождающие практически новые призвуки). Потом выяснилось, что важнее соблюсти синхронность фазы. Фазу можно сравнить с накатывающей морской волной. Когда весь фронт волны ровен и строен, волна может снести все на своем пути – так она реалистична. Если на пути ее – волнорез или корабль, то волна разобьется и придет частями. Может быть, вам так приятнее "обдаваться", но реализма – никакого. Фаза – графически та же волна, а в восприятии означает либо цельное представление (образ) инструмента, либо жалкое.
Цифровая эра добавила своих критериев в оценку звука, но не отменила прежних. Звук для нас остался тем же, чем в древности. Вибрацией. Мы с трудом переключаемся на абстракции, так как предпочитаем, слушать и чувствовать звуки музыки и техники. Это потому, что нам известна мизерная часть информации, которая сопровождает звук. Пока мы не пытались управлять им, а плыли в его кильватере и создавали аналоговые инструменты воспроизведения музыки – все было окей. Как только мы создали цифровой код – оказалось, что с водой (аналоговыми искажениями) выплеснули ребеночка: нечто непрочитанное и необозначенное. Вот почему так долго приживался цифровой многоканальный театр и аудио.
Сегодня много примеров грандиозного звучания цифрового аудио 5.1 или 7.1. Это значит, что удалось перебороть тенденцию, вернуть ребеночка и сделать ему искусственное дыхание. Практика показывает, что тут пути неисповедимы, интуитивны, индивидуальны и жутко затратны. Вот один: миллионер-англичанин оборудовал под корпус колонки две деревянные каморки, расположив их на этаже каменного дома и врезав в их стены динамики. Отдачу динамиков он вывел в гигантский фазоинвертор в виде второго настила пола, а для ликвидации этих паразитных волн расставил в "подполье" распорки и набил стекловату. Он призвал инженеров, они сделали свои расчеты, но прежде всего здесь сыграла одержимость хозяина, который облазил мир в поисках электроники, которая ему просто импонировала. Он получил звук, который хотел. Это (по свидетельствам немногочисленных гостей дома) просто фигуры оживших музыкантов. Никакого особенного окружающего эффекта, инфрабаса или еще чего-то. Несомненно, что при тех же средствах каждый из нас интуитивно пришел бы к другому, собственному воплощению своего же вкуса.
С видео все иначе. Видеоинформация не стремится подменить собой слуховую, как это происходит с аудио. Она самодостаточна и вместе с тем – строго функциональна. Исключение составляет чтение, когда задействовано мышление и воображение. Но чтение представляет собой вдесятеро более длинный и сложный путь обработки информации, чем восприятие "на слух". Не правда ли, вы ведь утомляетесь от чтения гораздо быстрее, чем от музыки? Мы не говорим про людей с нетренированным слухом, так как они всегда могут походить на хорошие концерты (научившись различать их от плохих). Даже если вы махнули рукой на свой слух, ваш организм незримо проголосует за хорошую аудио систему и восстанет против плохой. Ну а если вместо черно-белого телевизора вы установили 4-метровый проекционный экран, то удовольствие будет приземленным. В лучшем случае, вы мысленно "войдете" в события фильма. Это будет эскапизм ради эскапизма. "Возврат" в реальность даст вам меньше свежести, чем аналогичные "путешествия" соратников Морфиуса по Матрице. У тех-то был задействован еще и вкус, осязание – все 5 чувств. Неслучайно сильнейшее воздействие производят на нас феромоны, которые мы ощущаем небом, но не видим глазом. Кстати, факт: периодически музыка прибегает к запахам и феромонам, как это имело место на концертах Pink Floyd и на "пропитанных" CD-релизах лейбла Sony.
Иными словами, визуальная информация слишком конкретна, чтобы вам "видеть" 4-е измерение и испытывать новые ощущения. Слишком приземлена, чтобы генерировать высшие переживания. Да, муз-DVD пользуются спросом и производят впечатление. Но фильмы-то не пользуются! С муз-DVD происходит ДОПОЛНЕНИЕ (известной вам) аудио-информации (неизвестной и притягательной) видео-информацией. Но за аудио - приоритет. В худшем положении при этом находятся сами боги и жрецы аудиомузыки. Как посетовали однажды "Битлз", они - единственные, кто никогда не видел живьем группу "Битлз"!
Аудиосистема заключает в себе очарование (а видео - нет) уже поскольку ОБЕЩАЕТ свободу эмоционального подъема, который видео не может дать. Это как бутылка рому, которую мы подбираем по затейливой и любовно изготовленной бутылке. По той же причине, флэшки и телефончики с их рингтончиками занимают место в жизни примерно как плюшевый мишка, которого Изольда (экс-группа Лицей) навешивала на дли-и-инный гриф своей басухи. Смысла никакого, но понту... Впрочем, вот высказывание одного рок-критика: если б не телефоны и пиво, то в стране грянула б революция. А вот пример из жизни знакомого аудиофила: он довел до умопомрачительного хай-энд-качества систему на базе ординарнейших дешевых компонентов - чтобы после этого продать это все и затариться вдесятеро более дорогой электроникой, начать все снова. Так что решайте получше про свой бюджет.
Ещё новости по теме:
18:20