Урожай, о которой мечтали, возможен. И даже с гарантией.

Пятница, 23 апреля 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Семенную инфекцию - вон!
Следующий этап выращивания урожая – борьба с семенной инфекцией. Зараженность семян в хозяйствах обычно высокая. Поверхностную семенную инфекцию может снять контактный протравитель, но поскольку некоторые возбудители сидят внутри оболочки, да к тому же еще и почва наших опытов была заражена возбудителями корневой гнили и септориозом, то мы вынуждены были применить системный протравитель. Тогда при прорастании семени сами клетки корневой системы и всходов способны погубить почвенный патоген. Подземные органы растений становятся более здоровыми.
Поэтому очень важно, если уж мы пошли на высокую планируемую урожайность, не скупиться на системный протравитель, а делать все, как надо. И не обманывать себя мыслью, что протравили. Тем более что если вести протравливание по-настоящему, с увлажнением и инкрустацией, то процедура использования контактного протравителя очень непростая. Лучше сразу обработать системным препаратом, который защищает и от семенной, и от почвенной инфекции до фазы 2-3 листьев. В результате уже на начальном этапе вегетации растения здоровые.
Как направить корни вглубь
Для чего мы глубоко врезаем удобрения? Азот, лежащий ниже глубины заделки семян, является своего рода активатором роста, магнитом для корней. Они стараются достичь этого слоя, "проскочить" верхний сухой слой почвы и расти вглубь.
Две недели спустя влага отступает ниже. В верхнем слое ее становится меньше. Корни идут за ней. Наша задача - направить корни на глубину до 2 метров, где они в достаточном количестве найдут и влагу, и питание. Если удобрения мы вносим поверхностно, то корни растут вширь и стелятся в поверхностном слое почвы. При высыхании этого слоя эффективность работы корней снижается.
Для определения почвенной влаги и агрохимической оценки я, например, всегда исследую метровый слой почвы. Чаще всего выясняется, что в верхнем слое (30 см) азот еще имеется, в середине пусто – здесь азот вымывается, а в нижнем слое накапливается вымытый азот - вот его-то и надо достать. Этим и объясняется наша задача - направить корни глубоко вниз. Тогда мы сделаем посевы устойчивыми ко всем невзгодам, полнее используем эффективное плодородие почвы и страхуем себя от потери урожая.
В течение лета на Тамбовщине часто наблюдается засуха до 3 недель, а то и больше. И всегда мы ее боимся. Но если все перечисленное сделано, то растения становятся более выносливыми, и никакая засуха им не страшна. За 15 лет моей работы в Сибири было много в разной степени засушливых лет, и тогда у хозяйств, работающих экстенсивными методами, все посевы сгорали или давали максимум 8-10 ц/га. Наше же хозяйство (ЗАО "Верх-Ирмень" Новосибирской области) ниже 30 ц/га не опускалось.
Какими пестицидами надо работать
Итак, появились всходы. Если мы правильно "сложили" почву и оптимизировали питание, то считайте, что уже заложили урожай. Но чтобы его сохранить и довести до уборки, нужно продолжить работу на основе фитосанитарной диагностики посевов.
Ранние зерновые обычно мало повреждаются вредителями всходов. Потому обработка пестицидами в этот период большого экономического значения не имеет. Тем не менее, на высоких фонах для защиты молодых растений от скрытно-стеблевых вредителей мы проводим инсектицидную обработку совместно с протравливанием семян. Все эти затраты обязательно оправдываются.
В этот период нужно сохранить целый колос. При сильном кущении молодые побеги повреждаются внутристеблевыми вредителями. Скажем, безногая белая личинка злаковой или шведской мухи переест низ стебля, и колос отомрет.
Следующий этап - борьба с сорняками, которые бурно растут на богатом фоне. Обсемененность полей обычно высокая. На 1 кв. м бывает по нескольку миллионов семян, и с ними агротехническими мерами не справиться. В тактике их уничтожения есть одна особенность. Набрав массу, сорняки потом могут служить зеленым удобрением. Но уметь защищаться надо, т.е. своевременно затормозить их рост с последующим медленным отмиранием.
Обычно хозяйства берут дешевые препараты на основе 2,4-Д, которые дают, на первый взгляд, хороший эффект против злостных корнеотпрысковых сорняков. Видно, как уже на второй день сорняки "загибаются". Земледелец доволен. А на самом деле убирается либо ослабляется только вегетативная часть, а к осени от точки роста сорняк снова отрастает, и, перегоняя в росте созревающие хлеба, обсеменяет поля, усложняя уборку. Поэтому надо стараться так провести химпрополку, чтобы гербицид проник в корень и сорняк полностью погиб.
Для этого есть системные гербициды. Современные препараты недешевые, но хорошие. Они привлекают тем, что в их составе есть антидоты. Антидот (противоядие) специально добавляется, чтобы не подвергать стрессу культуру. Из-за этого и возрастает стоимость. Но затраты компенсируются сохраненным урожаем. Обычно это около 8 ц/га.
Однако при работе с пестицидами надо учитывать, что в рекомендациях изготовителей дозы их внесения завышены. Но все же подход нужен дифференцированный. Если заложен высокий уровень продуктивности, то указанные дозы оправданы. Их можно считать верхним пределом. А если вы боитесь, что сорняки задушат ваши 15 ц, то, конечно, дозировку надо уменьшать. Но опять же все должно делаться грамотно.
Обычно на поле представлена вся ботаника сорняков (до 60 видов), которую надо разделить на две группы: злаковые и широколистные. Гербициды изготавливаются не для каждого вида сорняка, а для определенной группы. Против злаковых на пшенице у нас есть пока единственный хороший препарат – пума супер 100 в дозировке 0,5 л/га. Но я даже на урожае в 60 ц применяю 0,4 л/га. Там, где агротехника хорошая, более поздний посев, там раньше могут появиться двудольные широколистные и корнеотпрысковые сорняки.
Гербициды с антидотом дают возможность маневрировать. Раньше методика была жесткая: сначала обязательно применяли препарат из группы противозлаковых, потом 2,4-Д и в фазе кущения. А сейчас можно лавировать. И надо стараться, чтобы сорняки набрали вегетативную массу. За это время они все взойдут, а их масса станет зеленым удобрением, если, конечно, правильно подавить. Этими гербицидами можно работать до фазы развертывания флаг-листа. Если погода холодная, и сорняки медленно растут, то можно не торопиться и провести обработку в нужный момент, без ущерба для культуры. А то ведь поторопишься и будешь локти кусать, когда они вторично появятся.
Дальше чистоту посевов держит конкурентное взаимодействие культурных растений. Ни один сорняк не появится. Примером может служить наше опытное поле, где в прошлом году никто не видел ни одного сорняка, исчезли даже трудноискоренимые.
Современные гербициды сразу останавливают точку роста сорняка, потом происходит медленное их подавление густым хлебостоем. Тут на него нападают все микроорганизмы, и сорняки быстро минерализуются, высвобождая питательные вещества. И ко второй половине вегетации превращаются в мощное зеленое удобрение, которое, пополняя запасы азота, повышает качество урожая. Особенно важно такое вторичное накопление на деградированных, как на Тамбовщине, землях, где азота очень мало.
Доказательством этого утверждения может служить такое явление, как распространенные на полях ”пятачковые пучки растений”, появляющиеся на местах соломенных кучек. Высокая биологическая активность вашей почвы приводит к интенсивной минерализации соломы. В этом пятачке много азота, из-за чего и получаются характерные темно-зеленые пучки. Картина, надо сказать, некрасивая. Растение, подобно индикатору, проявляет небрежность земледельца. Надо было просто растащить равномерно солому по полю. При той биологической активности, которая есть в почвах Тамбовщины, можно было бы только благодаря этому получать 30 ц/га. Сжигать же солому – преступление.
Полегание нужно предотвращать
Следующий технологический цикл – предотвращение полегания. Начинается он с момента начала формирования соломины. Полегание обычно отмечается в период созревания урожая. В Тамбовской области нередки сильные ветры, вплоть до ураганных. В прошлом году, несмотря на ретардантную обработку, пшеницу на наших полях покрутило. Хотя, в общем-то, она выстояла. Тогда я не смог своевременно учесть ветровой режим. Но в опыте с озимой пшеницей эта тамбовская особенность была учтена и приняты профилактические меры.
В чем они заключаются? Начать надо с обработки семян, чтобы усилить устойчивость подземных органов и основания стебля, который должен стать толстым и крепким. Тогда он выдержит все. В результате хорошего питания происходит мощное кущение, что обусловливает высокую влажность в нижней части хлебостоя. Основание стебля после обработки семян не будет изнеживаться, размочаливаться, повысится устойчивость к полеганию.
Приступать к повторной обработке надо, когда стебель только-только начинает трогаться в рост. В этот момент первый узел еще сидит в почве на глубине 1 см. Это фаза конца полного кущения - начала выхода в трубку. Использовать надо ретардант ТУР, или ССС. Механизм его действия заключается в изменении направленности деления клеток. При нормальном делении клетки растут в длину (в нашем случае они вытянуты вдоль стебля). После обработки направление их деления изменяется на 90 градусов (т. е. клетки с их вытянутостью располагаются поперек стебля). Из-за этого стебель становится толще и короче.
Почему очень важно начать своевременно? Дело в том, что если первое междоузлие уже выросло, его обратно не осадить. Тур действует только на следующее междоузлие. Если не успеть, то основание получится обычным, не укрепленным. Обрабатывать уже поздно, а препарат довольно дорогой. В результате осенью урожай поляжет от слабого основания.
Таким образом, чтобы удержать на корню высокий урожай, то первое, что нужно сделать - это обрабатывать семена, благодаря чему укорачивается подземное междоузлие и укрепляется основание стебля. Оно становится фундаментом. И второе - своевременно обработать хотя бы первый раз, то есть в фазе полного кущения - начале выхода в трубку. Уловить эту фазу "на глазок" очень сложно, лучше прощупать основание стебля на наличие узла и быстро, ни в коем случае не затягивая, обработать. Мы в Сибири, например, 10 тыс. га обрабатывали за 5-7 дней.
Обращаясь к сибирскому опыту, хочу сказать, что руководитель ЗАО "Верх-Ирмень" Юрий. Бугаков, которого теперь с уважением называют патриархом сибирского земледелия, получая с площади 10 тыс. га пшеницы по 46 ц/га с клейковиной до 41%, основную ставку всегда делал на механизаторов. Их обучению он придавал первостепенное значение. Многие из них имеют звание заслуженных работников сельского хозяйства. В прошлом году, когда я уже работал в Москве, благодаря их опыту и знаниям, хозяйство в условиях сильной засухи на круг получило 42 ц/га. А на опытных полях арендных коллективов было собрано по 60 ц/га сильной пшеницы…
«Крестьянские Ведомости»

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003