Банк Англии получил максимум прибыли за 300 лет
Но российский ЦБ ему не догнать.
Может ли банк в условиях кризиса получить сверхприбыль? Может, если это центральный банк, который активно борется с этим кризисом. Так, Банк Англии благодаря массированной поддержке финансовой системы по итогам прошлого года увеличил прибыль на 400%, до 1,5 млрд долл., рекордного уровня за все 300 лет своего существования. Впрочем, Банк России за прошлый год заработал вдвое больше — 3 млрд долл.
Доналоговая прибыль Банка Англии в прошлом финансовом году (закончился в феврале) увеличилась со 197 млн до 995 млн фунтов стерлингов (1,5 млрд долл.) — это стало лучшим результатом деятельности британского центробанка с момента его основания в 1694 году. В то же время многие крупнейшие британские банки, например HBOS и Royal Bank of Scotland (RBS), понеся многомиллиардные убытки, были поставлены на грань банкротства, от чего их спасла только частичная национализация. Масштабные денежные вливания властей в финансовую систему с помощью кредитных инструментов Банка Англии и объясняют его рекордную прибыль: он хорошо заработал на комиссиях и процентах, которые ему выплачивали коммерческие банки. Например, по антикризисной программе краткосрочного кредитования банков (SLS) под залог неликвидных активов Банк Англии одолжил банкам 185 млрд фунтов в прошлом году, заработав на этом 664 млн фунтов. Поддержка национализированного Northern Rock принесла ему 4 млн фунтов.
Банк России тоже заработывает на кризисе. Так, его прибыль за прошлый год увеличилась в четыре раза, причем ее абсолютный показатель — 97,8 млрд руб. (3 млрд долл.) — вдвое выше прибыли Банка Англии. Однако если посмотреть на показатели двух регуляторов в соотношении с числом сотрудников, то на первое место выходит все же британский регулятор: на каждого из его 1,85 тыс. сотрудников приходится порядка 807,8 тыс. долл., в то время как на каждого из 70 тыс. работников Банка России приходится «всего» около 42,86 тыс. долл.
Рекордная прибыль Банка Англии дала повод для критики. Его обвиняют в стремлении нажиться на кризисе. «Прибыль Банка Англии — это следствие политических решений по борьбе с кризисом. Он предоставил существенную поддержку ликвидности банковской системы, — заявил РБК daily официальный представитель британского центробанка. — И это совершенно правильно, что банк получает комиссии, это задает правильные стимулы для финансовых учреждений и позволяет банку защитить себя и налогоплательщиков от потенциального кредитного риска».
Одновременно с рекордным увеличением прибыли Банк Англии также в 2008 году провел самый значительный набор сотрудников с 1987 года, увеличив их число на 6%, до 1857 человек. Вырос также и объем бонусного пула — с 7% от зарплаты до 8,1%. «Повышение выплат своим сотрудникам на фоне публичного давления на другие банки с целью заставить их снизить бонусы несправедливо», — отметил РБК daily аналитик одного из лондонских банков на условиях анонимности. Увеличилась и компенсация председателя Банка Англии Мервина Кинга: объем его персональной пенсии вырос на 11%, до 5,4 млн фунтов, это лишь в три раза меньше, чем пенсионный пакет бывшего главы RBS Фреда Гудвина (16,6 млн фунтов), объем которого спровоцировал широкую кампанию за ограничение бонусных выплат, в рамках которой, как отмечает The Daily Telegraph, сам г-н Кинг критиковал банки за «выплату огромных сумм, невообразимых для обычных людей». В самом центробанке, однако, рост выплат денег сотрудникам оправдывают возросшей нагрузкой на них. «Некоторые исключительные выплаты были проведены, чтобы компенсировать возросшее давление на отдельных сотрудников осенью 2008 года», — заявили в Банке Англии.
Великобритания поддержит фондовый рынок
Власти Великобритании начали рассматривать вопрос о продаже государственной доли в некоторых банках страны с целью оживления фондового рынка. Потенциальными покупателями являются как государственные инвестиционные фонды, так и частные инвесторы. По данным Financial Times, UK Financial Investments, которая управляет долями правительства в Lloyds Banking Group (в размере 43,5%) и Royal Bank of Scotland (70%), может начать продажу этих активов уже в этом году.