Имущество на $300 млрд находится в залоге у 20 крупных банков России, без учета акций и драгметаллов
Основную их часть составляет недвижимость, падение цены которой в сочетании с ростом просроченной задолженности по кредитам сулит банкам новые потери. Можно ожидать появления многочисленных непрофильных «дочек», считают эксперты.
В залоге у 20 российских банков оказалось имущества на $300 млрд, подсчитали в консалтинговой компании Russian Research Group (RRG). В основу исследования легли ежемесячные данные оборотных ведомостей по счетам бухгалтерского учета банков, которые публикуются на сайте ЦБ. Для анализа авторы взяли 20 банков, у которых наибольший объем активов принят в залог (не считая ценных бумаг и драгметаллов) на 1 февраля 2009 года. Среди них оказались Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ, Банк Москвы. «Примерно половина объема залогового имущества приходится на Сбербанк, остальное – на 19 других банков», – подсчитал главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.
Сумма очень серьезная, признают эксперты. «Это четверть от ожидаемого в 2009 году ВВП России и в 5 раз больше инвестиций в коммерческую недвижимость, совершенных в России в 2008 году», – отмечает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. При этом залоги, кроме ценных бумаг и драгметаллов, это прежде всего недвижимость.
Не менее половины коммерческой недвижимости, расположенной в крупных городах России, находится в залоге, говорит Фильченков.
При этом у этих банков очень быстро растет «просрочка», в том числе и по кредитам, обеспеченным этими $300 млрд. Так, с августа 2008 года по февраль 2009 года просроченная задолженность увеличилась с $3,4 млрд до $8,6 млрд, то есть более чем на 150%, свидетельствуют данные исследования.
Основной риск, при развитии кризиса, очевиден – банки будут выставлять на продажу полученные залоги. Это повлечет рост предложения в данном сегменте недвижимости, и плавное снижение его цены превратится в обвал.
Сами банки, скорее всего, не смогут покрыть свои потери, продав залоги. Для этого первоначальная стоимость имущества должна была хотя бы на 20% превосходить объем выданных кредитов. Стоимость офисных объектов класса B, площадью 10 000 кв. м с августа прошлого года по март 2009 года снизилась на 42% (в рублях) и на 59% (в долларах). Но часто залоговые активы изначально стоят ниже размера самого долга, отмечает генеральный директор RRG Денис Колокольников: «Поэтому, скорее всего, банки будут держать их у себя, так как продавать дешевле выданного кредита невыгодно».
Переход обеспечения в собственность банка – всегда дополнительная головная боль, связанная с его управлением.
В случае если банк не может реализовать залог и тем самым компенсировать свои расходы, то структура приобретает статус банковской «дочки», рассказывает Буздалин. Так, банк, например, «скрещивается с торговой сетью». «Каждый банк в такой ситуации выбирает из двух зол – появление непрофильного актива на балансе или оставление кредита на балансе банка, реструктуризация его. Во втором случае банк вынужден создать под этот кредит резерв, вычтя его из капитала банка», – говорит Буздалин. Поэтому банки, видимо, будут оставлять непрофильные активы. «Снижение капитала всегда плохо для банка, так как рано или поздно это снижает его рейтинг, а если капитал снизится сильно, банк может потерять лицензию. В нынешней ситуации, когда риски растут, банки все больше и больше навешивают на себя непрофильные активы», – отмечает Буздалин.