Давление Кремля не избавит Россию от кредитных проблем - эксперты
Политическое давление на банки, направленное на то, чтобы они пересмотрели условия кредитов, не избавит крупные российские промышленные компании от кредитных проблем, считают банковские юристы и аналитики.
Столкнувшись с перспективой того, что обремененные долгами компании могут лишить экономику тысяч рабочих мест, президент Дмитрий Медведев в понедельник потребовал от российских банков воздержаться от разорения крупных компаний-должников. Это вселило оптимизм в бизнесменов.
Бывший министр экономики Герман Греф, сейчас возглавляющий Сбербанк, в среду пообещал не банкротить машиностроительную группу ГАЗ и призвал другие банки последовать его примеру.
На следующий день после выступления Медведева Олег Дерипаска, который контролирует ГАЗ и ведет переговоры относительно $14-миллиардного долга своего алюминиевого гиганта РУСАЛ, сказал, что кризис дал компаниям право ожидать, что банки изменят условия кредитов.
"Но помогло ли политическое давление на самом деле? Ни на грош, - уверен Грант Уильямс из юридической компании CMS, которая консультирует крупнейшие российские банки по вопросам долговых переговоров. - Ни один из коммерческих банков не обратит никакого внимания на политическое давление, если почувствует, что ему угрожают потери".
В общей сложности у российских компаний $500 миллиардов внешней корпоративной задолженности, и срок выплаты $130 миллиардов наступает в этом году.
В отраслях, сильнее всего пострадавших от кризиса, - таких, как горнодобывающая промышленность и недвижимость, бизнесмены ведут переговоры о реструктуризации долгов.
Внутренний долг ГАЗа составляет около 45 миллиардов рублей ($1,31 миллиарда), причем половина этой суммы должна быть возвращена в текущем квартале.
Источник, близкий к переговорам ГАЗа о реструктуризации, сказал в четверг, что заявления Грефа и Медведева были позитивным сигналом, но практически не приблизили компанию к заключению соглашения.
Представитель ГАЗа сказала, что не может прокомментировать эту информацию.
ПРОБЛЕМЫ ВПЕРЕДИ
Российские законы крайне затрудняют процесс реструктуризации рублевых долгов, говорят аналитики, поскольку каждый кредитор должен одобрить сделку.
"Даже если 99 процентов кредиторов согласны, оставшийся один процент может подать судебный иск, заблокировать реструктуризацию и обанкротить компанию", - сказал Петр Гришин, долговой аналитик банка Ренессанс Капитал.
Уильямс считает, что долговые переговоры в России будут продолжаться и в следующем году, при этом многие компании среднего размера наверняка разорятся.
"Политическое послание может помочь крупным компаниям, но для фирм со средней капитализацией, где политика не играет роли, все будет происходить по жестким коммерческим законам и многие компании не выстоят", - сказал он.
Даже контролируемый государством Сбербанк, который считается более восприимчивым к давлению правительства, чем частные банки, приостановил долговые переговоры с российско-голландским производителем шин Amtel- Vredestein.
Для группы ГАЗ положение может стать особенно сложным, так как ее долг должен быть реструктурирован вместе с долгами РУСАЛа.
"Трудно отделить ситуацию в ГАЗе от больших проблем с большими долгами Дерипаски", - сказал Гришин.
"КОРПОРАТИВНЫЙ ЭГОИЗМ" СОХРАНЯЕТСЯ
Призыв Медведева к банкам, в котором он заклеймил "корпоративный эгоизм" в период кризиса, прозвучал после его встречи с миллиардером Михаилом Фридманом. Подконтрольный ему Альфа-банк ведет жесткие переговоры о реструктуризации с холдинговой компанией Дерипаски Базовый элемент.
"Мы не можем жертвовать судьбой целых предприятий, работой многотысячных коллективов для удовлетворения амбиций отдельных кредитных учреждений", - сказал Медведев.
После встречи Фридман сказал, что сделает все возможное, чтобы найти взаимоприемлемое решение.
Но Уильямс считает, что российским банкам будет нелегко изменить свои привычки.
В отличие от западных банков, среди российских есть тенденция отправлять заемщиков, которые не возвращают деньги, прямиком в отдел сбора долгов, вместо того, чтобы сначала попробовать договориться с ними об изменении условий.
"Мы недавно встречались с департаментом по взысканию долгов крупного российского банка, и они сказали нам: "Через пару месяцев нам будет принадлежать половина города", - сказал Уильямс.