Просрочка косит российские банки
Если просрочка по кредитам достигнет 20%, треть российских банков к концу года могут стать банкротами. Первыми под удар попадут те, кто выдавал ссуды строительному сектору, а также необеспеченные кредиты населению.
«В случае если доля невозвратов к концу года достигнет 20%, то капитал некоторых российских банков может стать отрицательным», – заявил во вторник президент Ассоциации региональных банков («Россия») Анатолий Аксаков. Фактически это означает, что они будут банкротами. Как сообщил «Газете.Ru» источник в ассоциации, речь может идти более чем о 300 банках. А это треть российской банковской системы.
Пока по итогам года эксперты ожидают, что просроченная задолженность не доберется до этой отметки. По словам директора департамента банковского регулирования и надзора Алексея Симановского, регулятор рассматривает несколько сценариев. По консервативному неплатежи по кредитам составят 10%, а по пессимистичному – 12%. Уже по итогам первого квартала, по словам Симановского, просроченная задолженность составит, «вероятнее всего, 4–4,5% с учетом тенденций в экономике» . Согласно данным ЦБ по действующим кредитным организациям, на первое января 2009 года просроченная задолженность по корпоративным кредитам составила 266,43 млрд рублей, по розничным кредитам – 148,57 млрд рублей.
Когда доля «плохих кредитов» растет, банк вынужден увеличить резервы. А это снижает доходы банка и может привести к убыткам.
«До определенного момента резервы будут вычитаться из чистой прибыли. Но если доля просрочки возрастет до 10% от капитала, то никакой чистой прибыли уже не будет», – объясняет начальник отдела рыночной аналитики ФК «Открытие» Валерий Пивень. «Капитал может стать отрицательным, когда увеличивается резервирование и списания по «плохим кредитам», – соглашается аналитик по банковскому сектору ИК «Тройка Диалог» Ольга Веселова.
На начало года резервирование составляло 4,5% от валового объема кредитов. Каким будет этот показатель к концу года – пока сложно прогнозировать. «Критическим является уровень резервов в 14%, поскольку он приведет к таким убыткам, при которых достаточность капитала снижается ниже критического уровня. Иными словами, до этой отметки многие банки точечно будут испытывать потребность в капитале, а при преодолении отметки в 14% проблема достаточности капитала приобретает системный характер», – предупреждает Веселова.
Первыми под ударом окажутся банки, кредитовавшие те сектора, которые сейчас испытывают наибольший спад. «Сейчас риск есть во всех секторах, но наиболее рискованные – это строительство, машиностроение и те отрасли, которые не попадают под прямую поддержку со стороны государства», – считает заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. Кроме того, пострадают и те банки, которые занимались потребительским кредитованием и активно наращивали клиентскую базу. «Прежде всего, это банки, выдававшие необеспеченные экспресс-кредиты. Ипотека тоже представляет собой существенный риск как из-за роста невозвратов, так и из-за потенциала снижения стоимости залога», – добавляет Беленькая.
Из сложившейся ситуации у банков есть несколько вариантов выхода. «Если банк не хочет, чтобы у него возникли проблемы с достаточностью капитала и он вылетал по нормативам ЦБ, необходимо сокращать долю рисковых активов, избавляться от кредитных портфелей», – говорит Пивень. Банки уже активно пользуются этой возможностью.
В четвертом квартале 2008 года количество проблемных кредитов физических лиц, передаваемых банками коллекторам, увеличилось в два раза по сравнению с третьим кварталом, сообщил сегодня президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Евгений Бернштам.
«Если в мае – сентябре мы работали спокойно, то уже в октябре произошел резкий скачок. Количество переданных долгов от одного банка увеличилось в разы: как минимум – в три, как максимум – в восемь», – рассказывает «Газете.Ru» заместитель генерального директора по вопросам развития коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Николая Иванова. По словам эксперта, сегодня банки передают даже те долги, просрочка по которым составляет всего два-три месяца, а не год, как это было раньше. «Долги стали более свежими.
Один из банков, наших клиентов, стал передавать кредиты с десятидневной просрочкой», – добавляет Иванов. По итогам первого полугодия 2008 года, банки отдали коллекторам около 40 млрд рублей просроченных долгов по кредитам физлиц. «К первому января эта цифра увеличилась на 20–30%», – считает генеральный директор банковско-коллекторской компании «Долговой эксперт» Валерий Кардашов.
Однако продажа проблемных долгов «не позволяет рассчитывать на сохранение необходимых темпов кредитования, низкие ставки по кредитам и доверие к оставшимся в живых банкам», считают эксперты центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (ЦЭИ МФПА). Остается еще принудительное стимулирование со стороны властей слияний и поглощений в банковском секторе, выкуп государством плохих долгов и рекапитализация банков за государственный счет, перечисляют эксперты ЦЭИ МФПА. «Денег необходимо много. Если правительство планирует нарастить кредиты на 27% по итогам 2009 года, поддерживать риск-менеджмент в госбанках и не дать упасть достаточности капитала ниже должного уровня, то, по нашим оценкам, потребуется около 2,2 трлн рублей, или 5% ВВП. Столько средств у бюджета, конечно, нет», – отмечается в исследовании центра.
Одним из решений может стать обмен акций банков на государственные облигации, считает Аксаков. В последующем банки смогут использовать гособлигации в сделках краткосрочного ломбардного кредитования, говорит он. Глава Ассоциации региональных банков уверен, что в этом инструменте заинтересованы частные банки, которые после кризиса выкупят обратно свои акции.