Обзор прессы от 1 ноября 2008 г

Понедельник, 3 ноября 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

«Россия: деревянное домостроение просится в широкую практику» – «Строительная газета» взяла интервью у президента Группы компаний «Глобал Эдж» Михаила Лифшица.

            - Михаил Валерьевич, как вы оцениваете нынешнее состояние деревообрабатывающей промышленности?

            - Все последние годы шло, можно сказать, уверенное развитие отрасли. Однако и сегодня деревообрабатывающее производство сталкивается с множеством нерешенных проблем. Всем известно, что Россия владеет четвертью мировых запасов леса, и при этом деревообрабатывающие предприятия страны ощущают сильный сырьевой голод. Почему?! Чтобы дерево стало сырьем, его надо срубить, очистить и доставить до транспортных путей сообщения. Если в прежние времена расстояние от места вырубки леса до дороги составляло несколько десятков километров, то сейчас оно местами составляет несколько сотен километров труднопроходимой пересеченной местности. Отсутствие лесовозных дорог приводит к тому, что транспортировка леса производится в основном в зимний период, по зимнику. Это приводит к сезонности заготовки, вследствие чего необходимого количества древесины заготовить не удается. В идеале при рубке леса должны строиться дороги, подтягиваться инфраструктура, обеспечивающая нормальные условия для проживания работающих там людей. Но этого не происходит. Из-за несовершенства законодательной базы представителям коммерческих структур вкладывать в это свои денежные средства невыгодно, а государственных средств тоже не выделяется. Для решения данного вопроса требуется целевая федеральная программа по развитию инфраструктуры, необходимой для освоения лесных массивов. Говорим мы об этом уже около пятнадцати лет, но положение не меняется.

            Вывоз леса в таких условиях становится безумно дорогим. Немало средств уходит и на энергоресурсы. Деревообрабатывающая отрасль достаточно энергоемка. Инвестиционный процесс в ней всегда связан с увеличением потребления энергии, и без того немалая стоимость которой все время возрастает. Закупка оборудования, сырья, электроэнергии, заработная плата работников производства и прочие расходы отражаются на себестоимости продукции. В итоге по отношению к западным производителям мы стоим на грани конкурентоспособности даже по сырью, не говоря уже о готовой продукции, хотя ее качество и не уступает зарубежным образцам.

            - Известно, что залогом эффективности предприятия является создание высокотехнологичного, безотходного производства. Как используются древесные отходы?

            - Прошли те времена, когда наша деревообработка была устаревшей и все было завалено отходами. Сегодня освоение древесины большей частью комплексное. Достаточно много плитных производств, активно используется биотопливо. На вновь вводимых деревообрабатывающих объектах вся теплоэнергетика работает на отходах. То, что не употребляется в производстве, сжигается.

            - Как вы оцениваете техническое состояние отрасли, а также процесс оснащения предприятий деревообрабатывающей промышленности новейшим оборудованием, современными технологиями?

            - В настоящее время техническое состояние отрасли достаточно хорошее. Непрерывно идет процесс переоснащения производства, хотя, может, не всегда правильно и рационально. В 2007 году объем ввода только технологического оборудования по стране составил около 300 миллионов долларов. В настоящее время практически любое мебельное производство оснащено не хуже, чем западное.

            - Каково качество деревообрабатывающего оборудования, выпускаемого отечественными машиностроительными предприятиями в сравнении с зарубежными аналогами?

            - Даже в советские времена предприятия, выпускающие качественную деревянную продукцию, были оснащены импортным оборудованием. Сегодня в России наряду с появившимися новыми предприятиями остались "старые" производства, которые выпускают заказное (несерийное) оборудование. Что касается машиностроения для глубокой переработки леса, я знаю лишь один завод, который выпускает приличную продукцию. Серийное машиностроение - это отрасль, которая сильно зависит от интеграции. Российским машиностроительным предприятиям очень не просто работать, поскольку существует проблема комплектующих. Если я захочу сделать в России хороший станок, то 70-80 процентов комплектующих придется использовать зарубежных. Система таможни и логистики в нашей стране такова, что мне дешевле будет привести готовое оборудование иностранного производства.

            - Велика ли инвестиционная привлекательность отрасли и насколько эффективно используются инвестиции?

            - Это не нефть или газ. Деревообрабатывающую отрасль практически невозможно монополизировать, ресурс при грамотном подходе возобновляемый. Эти и прочие факторы говорят о том, что при наличии нормальных условий работы, эта сфера производства инвестиционно более чем привлекательна. Я считаю, что деревообработка - единственная сырьевая отрасль, в которой возможно наиболее успешное развитие среднего и малого бизнеса.

            Эффективность использования средств во многом зависит от "человеческого фактора" тех, кто проектирует производственный объект, и тех, кто будет эксплуатировать уже готовое производство и какую продукцию выпускать. Это даже не имеет прямого отношения к технической оснащенности или количеству вложенных денег. Есть достаточно много проектов, которые работают неэффективно при вложении в их реализацию десятков миллионов евро, и есть очень много производств, которые показывают гораздо большую эффективность при значительно меньших вложениях.

            В настоящее время зачастую упускается и такой фактор, как рациональное размещение производительных сил на территории страны. В итоге гигантский лесопильный завод может быть построен в значительном удалении от мест лесозаготовки. Кто в этом случае просчитывал эффективность данного производства? Чаще всего, когда инвестор приходит в какой-то регион, все считают, сколько денег будет инвестировано. Но задача не только в этом, а и в том, чтобы, помимо производства, была создана необходимая инфраструктура, обеспечивающая нормальное проживание специалистов, которые будут привлекаться для работы на данном предприятии. В данном вопросе необходима помощь государства. У нас же чаще всего инвестор сам должен построить дорогу, жилье и прочее, поэтому говорить об эффективности производства не приходится. Когда жилье строится в Москве, а производство - где-то в регионе, получается, что люди в этом регионе не живут и производство не развивается.

            - Как развивается в нашей стране деревянное домостроение, и как вы оцениваете его роль в развитии массового жилищного строительства?

            - Для развития деревянного домостроения необходима инфраструктура и кадры. Если строим из дерева, то должны быть как соответствующие нормативные документы, так и специалисты, которые умеют строить. У нас таких кадров практически нет. Не хватает архитекторов, которые могут спроектировать современный деревянный дом. Есть горе-архитекторы, которые берут проект кирпичного дома, разбрусовывают его и выдают заказчику за деревянный. Потом приходит очередь строителей возводить эту изначально неправильную "конструкцию". Детали - совсем другой сопромат, совсем другая теплотехника, совсем другая методика укладки инженерных сетей - выясняются только потом. Поэтому освоение деревянного домостроения в нашей стране сильно затянулось. За последние лет семь появились люди, которые методом собственных проб и ошибок чему-то научились. Только наша компания за последние три года оснастила порядка 200 предприятий, работающих в сфере деревянного домостроения. И все работают. Значит, есть спрос, есть перспектива.

            Одним из сдерживающих факторов развития деревянного домостроения в России является недостаток комплексных решений для организации производств, в том числе и панельного домостроения. Отсутствие инфраструктуры на рынке деревянного домостроения неизбежно приводит к сложности организации производства. Сейчас каждое предприятие выпускает продукцию по своим собственным техническим условиям и каждый работает так, как ему вздумается. Для дальнейшего развития деревянного домостроения необходимо принять различные регламенты: строительные, пожарные и прочие, определяющие правила производства работ. Должна быть разработана линейка стандартных деревянных строительных деталей. В этом случае архитектор будет знать, используя какие элементы, он может спроектировать дом, строитель, будет знать, как ему строить, а деревообработчик будет понимать, какую продукцию ему надо выпускать. Поэтому регламенты по деревянным строительным деталям и их применению в строительстве - это то, над чем сейчас необходимо усиленно работать и отраслевикам, и государству, и строителям.

            Особое внимание необходимо уделять технологиям строительства деревянного дома. Хорошо, если поставщик технологий добросовестный и продвигает на рынке проверенные серьезные технологические разработки, учитывающие российские особенности. Но есть много иностранных недобросовестных компаний, которые приходят на наш рынок с весьма сомнительными технологическими решениями и заверениями, что у них именно так строится дешевое доступное жилье. Сорвав куш, они исчезают. А тем временем уже после возведения таких домов выясняется, что в целях удешевления были использованы непредусмотренные для данных проектов системы вентиляции, отопления, строительные материалы. В итоге жить в таких домах практически невозможно. Вот так и подрывается доверие к деревянному малоэтажному домостроению.

            - Ощущается ли в деревообрабатывающей промышленности недостаток квалифицированных кадров?

            - Действительно, сейчас в деревообработке, как, наверное, и в других производственных отраслях, существует острый дефицит профессиональных кадров как управленческих, так и рабочих. Молодежь охотнее ищет работу в сфере экономики, коммерции... Можно привезти станки, но в чьи руки ты их отдашь?! Из институтов выходят инженеры-теоретики, которых приходится всему учить на производстве. Да и в самих учебных заведениях налицо дефицит высокопрофессиональных преподавателей и слабая техническая база. На своем предприятии для наших заказчиков мы обучаем в год порядка тысячи человек станочников, но и этого недостаточно.

            - Отразится ли мировой финансовый кризис на развитии деревообрабатывающей промышленности?

            - Следующий год, вероятно, для многих будет непростым. Конечно же, стоит ожидать роста инфляции. Ситуация во многом будет зависеть от тех шагов, которые предпримет наше правительство. Мы уже пережили не один кризис. Переживем и этот. Многое в отрасли держится на частной инициативе и на энтузиазме отдельных людей. Хочется надеяться, что в будущем наше государство будет уделять больше внимания деревообрабатывающей отрасли.

 

*   *   *

 

Ярославское издание «Северный край» в статье «Заготовка дров в «Стране Советов» пишет: До дров у депутатов областной Думы руки не дошли. А в селе ждали решения важного вопроса: кто будет выписывать ордера на заготовку - колхоз или лесничество? Межколхозное лесничество расформировали - леса на территории колхозов "Верный путь" и ООО "Страна Советов" попали в ведение ГУ ЯО "Брейтовское лесничество".

            Раньше представители межколхозного лесничества в сельсовете выписывали ордера на кубометры, люди платили - и отправлялись на заготовку. Никто не контролировал, где и сколько пилят. Только совесть: пилили на межах, по канавам, ненужные заросли в полях. За очистку полей деньги вообще брать не следовало, но никто не возражал. Если были нарушения - взял в неположенном месте или больше, или участок за собой не прибрал - их сельское общество осуждало без вмешательства чиновников. Теперь не то: из убеждения, что все воруют, вышло то, что одна контролирующая организация громоздится на другую, но справедливости нет. Привычная сезонная заготовка дров стала сложным мероприятием.

            В прошлом году было ещё сносно: из села Лацкого жители ездили в Борок - в администрацию Веретейского сельского поселения. Там назначили представителя - он получал деньги, выписывал ордера, а лесник указывал место, где заготавливать. Нынче летом стали узнавать - каков будет порядок? В сентябре, когда в лесах снижается опасность пожаров, исчезнет гнус, настаёт пора пилить. А указания всё не поступали. В райцентре ничего определённого не отвечали. Даже был такой разговор: мол, продали свои земельные паи - теперь ищите новых хозяев, чтобы заготавливать у них в полях и на межах. Верно - продали. Но кто тогда объяснял колхозникам, что они теряют и что получают? А теперь - упрекать?

            В конце октября в Лацкое приехали-таки представители с разъяснениями. Из Веретейской администрации - Александр Фёдорович Тюмин. Из ГУ ЯО "Брейтовское лесничество" - Игорь Алексеевич Скучилов, от него исходили главные сведения. Норма заготовки - 20 кубометров. На одно хозяйство по 40 - 47 рублей за кубометр на корню. Хозяин должен приехать в Брейтово (от Лацкого - 47 километров), заплатить деньги, заключить договор. Но индивидуально каждому заготовителю делянку отвести нельзя: в лесничестве этим занимаются только три работника на территории Брейтовского и части Некоузского районов. Потому хозяева должны сбиться в бригады по 10-20 человек, чтобы облегчить труд отмеряльщиков. Некоторые жители, помня прежние времена, предложили: давайте мы сами заготовим, где - вам покажем, а вы уж потом контролируйте не спеша. Реакция была отрицательной: мол, неизвестно, где вы напилите и в каком состоянии оставите участок.

            От Веретейской администрации помощь предложили небольшую: напечатать бланки заявлений. Те селяне, которые сразу поняли новые порядки, сколотили бригаду и выбрали ходока для дел в Брейтове. Может, им уже отвели делянку. Потом они найдут пильщиков и заготовят дрова. Мешкать - себе дороже: скоро зима, а за самовольную порубку обещали сурово штрафовать. Ну нет бы властям начать эту кампанию летом: разъяснить порядок заготовки через районную газету, дать время собрать бригады...

            Опять крестьянам - труднее всех.

            Однако зимой у тёплой русской печи все неприятности забудутся. В Лацком есть природный газ и отопление от него, но от печей почти никто не отказался. Без неё даже скотину содержать нельзя - не накормишь. Печь - не отопление, а семейный очаг: кормит, поит, лечит, утешает... Остывает, когда погибает вся семья или дом. Дрова для неё - серьёзное дело. Берёзовые - жарко горят. Осиновые - прочищают дымоход. Сосновые - музыкально потрескивают. Ольховые - не считаются дровами, сорняк, но мясо и рыбу коптить ими хорошо...

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1385
Рубрика: Бумпром и Леспром


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003