"Тернейлес" приступает к освоению спорной территории
После двухгодичного добровольного моратория на рубку леса в бассейне р. Самарга, в январе 2004 г. ОАО "Тернейлес" готовится начать промышленное освоение арендованной территории площадью в 641 тыс. га.
Напомним, два года назад "Тернейлес" выиграл закрытый аукцион, организованный краевой администрацией по сдаче в аренду на 25 лет Самаргинского лесоучастка. Реализация этого проекта сделает "Тернейлес" самой крупной лесодобывающей и лесоперерабатывающей компанией Дальнего Востока, удвоит объемы заготавливаемой древесины и объемы экспорта в страны АТР, и прежде всего - на японский рынок, самый дорогой "деревянный" рынок мира, за выход на который "дерутся" лесорубы многих стран.
Возможно, именно это является тайной движущей силой повышенного интереса к "Самарге" со стороны зарубежных экологических общественных организаций, зачастую пытающихся настраивать местную общественность против реализации Самаргинского проекта. Читай - против укрепления российской компании на японском рынке. О проекте рассказывает его главный куратор, зам. генерального директора ОАО "Тернейлес" по строительству Владимир КАУШИНСКИЙ.
"В доле" - только "Тернейлес"
- Владимир Степанович, в какой стадии работа над проектом?
- К началу следующего года Хабаровское госпредприятие, проектно-исследовательский институт "Дальлеспромпроект" завершит работу по составлению проекта по созданию Самаргинского лесопромышленного комплекса. По предварительным данным, примерная стоимость проекта - 1 млрд руб. Сроки реализации - 3-3,5 года, срок окупаемости - 5 лет. Из 560 тыс. кубов ежегодно добываемой древесины 100 тыс. будем перерабатывать на месте, в бухте Адими, на технологическую щепу экспортного назначения. Для этого будет создан цех по утилизации низкосортной древесины. В рамках проекта построим 105 км дороги от бухты Адими до лесоучастков. Лесозаготовки будут идти выше пос. Агзу, в 10-15 км севернее этого села. В бухте Адими построим портпункт с двумя причалами, поселок вахтовиков на 400 человек - общежитие, административный корпус, баню, столовую и АЗС.
Вся продукция будет экспортироваться морем в страны АТР. Часть круглого леса будет направляться на переработку в Пластун, где находятся три лесоперерабатывающих завода "Тернейлеса". Какая именно - трудно сказать, это будет зависеть от спроса и востребованности нашего пиломатериала на азиатско-тихоокеанском рынке. В Адими, кроме цеха по выпуску щепы, другой деревопереработки не будет: там нет линий "Дальэнерго", электроэнергию придется получать от дизэлектростанций, себестоимость деревообработки была бы слишком высокой. К тому же в Адими не будет постоянных жителей, только вахтовики.
На разных этапах строительства будут задействованы 900 человек, на этапе эксплуатации готового Самаргинского комплекса - около 600 человек. Поскольку людские ресурсы п. Пластуна и Тернейского района практически исчерпаны, рабочих будем привлекать со всего края, даже из Хабаровского края.
- "Тернейлес" будет финансировать проект из своего кармана или привлечет зарубежных инвесторов?
- Нет, никого в долю мы не берем: не хотим подпускать сторонних инвесторов к сырьевой базе. Доступом к сырью должны обладать россияне. Проект будет финансироваться за счет собственных средств "Тернейлеса", частично - за счет привлеченных банковских кредитов.
"А судьи кто?..."
- Кто главные оппоненты проекта?
- БРОК - бюро региональных общественных организаций, оно проиграло все суды краевой администрации, организовавшей закрытый аукцион по сдаче в аренду Самаргинского лесоучастка. "Тернейлес" представлял на судах третью заинтересованную сторону. Последний суд состоялся в октябре 2002 г.
Можно предположить, что на деле эти деятели пекутся вовсе не о сохранности окружающей среды: за ними стоят иностранные лесопромышленные компании, которые не желают укрепления российской компании в лице "Тернейлеса" на японском рынке, самом дорогом деревянном рынке мира, за который идет жесткая конкурентная борьба. Ведь "Самарга" позволит нам удвоить выпуск и объем экспорта продукции. При этом эксперты и полпреды "общественности" иногда прикрываются заботой о коренном населении таежных северных сел Тернейского района, о проживающих там удэгейцах: мол, аборигены против проекта -реки обмелеют, звери разбегутся?
- А каково сегодня общественное мнение внутри района?
- Оно склоняется на чашу весов "Тернейлеса". В зоне промосвоения два села - Агзу и Самарга. В Агзу 190 жителей, из них 132 - удэгейцы. В Самарге - 163 жителя, включая 2 удэгейцев. Никаких предприятий нет, кроме бюджетных учреждений - школы, клуба, поселковой администрации, детсада? Работать негде, молодежь уезжает, население стремительно стареет, очень много людей старшее 55 лет. Поселки брошены на произвол судьбы, обречены на деградацию и вымирание. На "северах" нет нормальных дорог, неразвита инфраструктура, плохое сообщение с райцентром.
"Самарга" - единственная перспектива экономического и социального возрождения этих северных поселков. Это рабочие места и зарплата для жителей. От Адими до Пластуна будет курсировать пароход на 100 мест (его уже приобрели), будем осуществлять и морские пассажирские перевозки.
ДОСЬЕ "ЗР": Из интервью с гендиректором ОАО "Тернейлес" Владимиром ЩЕРБАКОВЫМ: "Если бы не "Сумитомо", мы вообще не попали бы на японский рынок готовой продукции деревообработки, там очень жесткая конкуренция. В Японии ежегодно продают, например, 1,5 млн. кубов клееного бруса, а наш завод "Текновуд" выпускает и реализует туда лишь 38 тыс. кубов. У "Хардвуда", производящего продукцию из твердолиственных пород, конкуренция еще жестче. Поэтому мощности хардвудовского цеха по выпуску фрибода (клееного щита) загружены всего наполовину. На самом дорогом японском рынке пиломатериалов присутствуют европейцы и китайцы, не только россияне. К вопросу о рубках. В национальных парках Японии разрешают рубить спелый лес. В Канаде водоохранная зона та, где дерево упало в воду. Мы оставляем за собой лесную среду, подрост. Это самое важное. Таких технологий нет нигде - ни в Канаде, ни в Америке!"
Ещё новости по теме:
15:00
14:20