За последние десять лет российская банковская система восстановилась, однако, возможны и некоторые рецидивы
«По мнению Standard & Poor"s, банковский сектор России будет постепенно реформироваться и совершенствоваться, однако возможны и некоторые рецидивы», — отмечается в новом отчете «Российская банковская система стала устойчивее, но она по-прежнему уязвима к разного рода стрессовым ситуациям».
Банковская система России оказалась одной из главных жертв финансового кризиса 1998 г.
«Вместе с тем за последние десять лет она быстро восстановилась, — отметила кредитный аналитик Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. — Прогноз — умеренно благоприятный, но с некоторыми оговорками».
О восстановлении банковской системы свидетельствует тенденция к повышению среднего кредитного рейтинга российских банков с «ССС» до «В+», хотя следует отметить, что такой показатель остается одним из самых низких в мире.
Другим отражением этого процесса является тот факт, что за последние два года мы дважды повышали оценку страновых рисков банковской системы — BICRA для Российской Федерации (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ+/Позитивный/А-2; по обязательствам в национальной валюте: А-/Позитивный/А-2). В последний раз, 6 августа 2008 г., на основании оценки BICRA Россия была переведена из группы 8 в более «надежную» группу 7, в которую, кроме нее, входят Латвия, Румыния и Турция.
Банковская система стала более устойчивой, однако, констатируя это, мы должны сделать ряд оговорок. На состояние российского банковского сектора положительно влияют внешние факторы, в частности благоприятный макроэкономический климат.
Вместе с тем уверенно говорить о существенных позитивных изменениях внутри самого сектора пока рано: эти процессы если и идут, то спорадически и довольно медленно.
«Кредитные портфели еще сравнительно молоды, но по мере повышения срока их «выдержки», а также ухудшения кредитного климата будут нарастать и кредитные риски. Впрочем, мы полагаем, что они не будут угрожать рейтингам банков — по крайней мере в ближайшем будущем», — подчеркнула г-жа Трофимова.
По мнению Рейтинговой службы Standard & Poor"s, в ближайшее время именно риски ликвидности вызывают наибольшее опасение.
Поддержанию ликвидности помогают благоприятные экспортные цены на сырьевые товары, производимые государственными органами вливания денежных средств, а также внешние заимствования.
«Тем не менее мы считаем, что спады ликвидности (хотя и преодолимые) будут продолжаться — тем более, что продолжающийся мировой кредитный кризис и охлаждение отношений с Западом не лучшим образом влияют на уже и так непростые условия заимствования и способствуют повышению волатильности рынка», — пояснила г-жа Трофимова.
Объемы кредитования и привлечения вкладов будут продолжать расти, но менее быстрыми темпами. Количество банков должно сократиться, так как регулирующие органы будут проводить соответствующую «чистку». Однако количество слияний и поглощений останется ограниченным. Выжившие банки станут более крупными и диверсифицированными.
«Если в 1998 г. больной, образно говоря, находился в состоянии клинической смерти, то сейчас он поправился и ходит уже достаточно уверенно. Однако нет никаких гарантий, что на пути к дальнейшему выздоровлению он вновь не споткнется и не упадет», — заключила г-жа Трофимова.
Данная статья является частью специального исследования «Десять лет после дефолта: новые риски возрождающейся России», которое будет опубликовано в CreditWeek (еженедельном журнале, специализирующемся на анализе кредитных рисков) 17 сентября 2008 г.