Вятские ремесла: из прошлого в настоящее
Изделия вятских умельцев пользуются особым спросом у иностранцев и гостей города. Кировчане же предпочитают покупать более дешевую, но менее изысканную продукцию зарубежного производства.
Тяжёлым мужским трудом сейчас занимаются в основном женщины
Ситуация не всегда была такой. До революции вятские ремесленники, мастера-древоделы, имели добрую славу далеко за пределами губернии. В основном, конечно, широкая известность местных умельцев появлялась благодаря зимогорам. В переводе на современный язык, это что-то вроде шабашников, меняющих место работы в зависимости от сезона: зимой – на уборке снега, летом – на сборе урожая. Вятские же зимогоры осенью уходили в Москву – плотничать и столярничать. Именно про них в статье "Русские крестьяне Вятской губернии" (1838 год) Александр Герцен писал: "...В особенности они еще хорошо выделывают все деревянное, отдавая тем дань и своей страсти, и богатым лесам".
Капокорень универсальный
Славу кустарей утверждали и многочисленные выставки, к которым самые лучшие мастера тщательно готовились, желая показать свой товар "лицом". Например, знаменитые часовщики Бронниковы славились эксклюзивными, как сказали бы сегодня, каповыми часами. А благодаря тому, что кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает и не рассыхается, в Слободском уезде умудрялись делать из него даже молотки-киянки. Вятские же охотники употребляли березовый нарост для изготовления рукояток ножей, делали из него пороховницы и курительные трубки.
Однако пристрастие к этому природному материалу, активное использование которого началось в XVIII веке, привело к тому, что в следующем столетии бурно разросшееся производство ощутило острую нехватку сырья. Существование многих ремесленных мастерских было поставлено под угрозу. По случайному стечению обстоятельств именно в это время незрячий мастер Ковязин из Истобенска сделал открытие, давшее новую жизнь каповому промыслу: слепец обнаружил кап на корнях березы. Этот природный материал хоть и худшего качества, чем древесный, зато изделия из него стоили дешевле, поскольку самого материала было в избытке.
Искусство плетения бураков на грани вымирания
Ложки и плошки
О времени возникновения столярного промысла в Вятской губернии точных сведений нет. Старики-ложкари говорят, что известен он с самого начала заселения края. Прежде ложки имели не столь изысканный вид: большие, круглые, с толстыми точеными черенками. Центром распространения ложкарного промысла являлись две волости: Кстининская и Пасеговская, хотя и здесь ассортимент был незначительным – "на соловецкий манер", круглые, "ребячьи", "смяточные", "поваренки". Вытачивали из дерева и плошки. Фантазия мастеров не знала предела: большие и маленькие, плоские и глубокие, с изящным рисунком.
Кстати, в 70-е годы XX века вятская посуда пережила настоящий бум. После всем надоевшей пластмассы и алюминия в моду вновь вошла кухонная утварь из природных материалов. Деревянная посуда не гнется, не хрупка, не обжигает. Недостаток, пожалуй, только один – высокие цены.
Кукла Маша, кукла Саша…
Отходы от деревообработки (основной вид деятельности многочисленных артелей, существовавших на Вятке в XIX веке) тоже не лежали без дела. Из них делали игрушки – щепные (как правило, они не окрашивались, что делало их гигиенически ценными) и резные. Обычно к этому "производству" привлекались ученики, чаще – девушки. Делали игрушку из мочальной и проволочной сетки. Детские корзинки, сумочки, бурачки, одновременно выполняя функции домашней утвари, служили не одному поколению малышей.
Знаток кустарных ремесел Шатров писал: "Небольшие фигурки в 25-30 сантиметров вышиной. Старик и старуха. Их одежда из мха, руки из еловых шишек, лицо из липовой лутошки. Шляпа у старика из коры, платок у женщины – из мха. Волосы, борода и усы из лишайника. Подпоясаны лыком или мочальной веревочкой, на ногах лапти. Во рту у старика трубка, за поясом топор. У женщины за спиной вязанка хвороста. В руках у того и другого по палке. Выражение лиц угрюмое, сосредоточенное".
Ивушка зеленая
Отправной точкой для развития вятского корзиноплетения стало открытие в 1882 году – по инициативе московского земства – первого кустарного музея. Здесь-то и были представлены плетеные изделия.
На новую моду быстро отреагировали и местные умельцы, благо сырья оказалось в изобилии, да и собственные традиции плетения из природных материалов имелись. В результате в продаже все чаще стали появляться корзины, короба, стульчики, санки, тележки, сундуки, кресла и вазы. Для их изготовления использовалась лоза. Из берестяных лент плели лапти, короба, плетенки, солоницы, пестери, бураки. Однако как бы ни были хороши в этом ремесле наши кустари, но удмурты все же оказались проворнее: они умудрялись делать из бересты даже игральные карты.
"Кустарная" экономика
Возвращаясь к современности, напомним, с чего начали: изделия современных мастеров в основной своей массе уже не пользуются былой популярностью. К примеру, если в специализированных торговых точках ремесленная продукция еще худо-бедно раскупается, то в неспециализированных подолгу пылится на полках.
Декоративной деревообработкой в Кирове сегодня занимаются несколько предприятий. Наиболее известные из них – "Идеал", "Сувенир", "Солоница", "Центр народных промыслов и ремесел "Вятка". Причем, что самое интересное, хозяева предприятий ремесленных промыслов затруднились ответить, насколько сильно изменилась динамика их продаж за последнее время. Объясняется данное обстоятельство тем, что объемы продаваемого товара не стабильны, как говорится, день на день не приходится. В области ситуация аналогичная.
По мнению замдиректора салона "Вятские промыслы" Людмилы Колеватовой, проблему невостребованности продукции надо решать по примеру хохломских ремесленников: "Им удалось наладить рынки сбыта и сделать свою марку узнаваемой. Цветную и яркую утварь знают даже за границей. К сожалению, мы от подобных компаний отстаем".
И это только одна из причин того, почему наши предприятия, занимающиеся народными промыслами, еле сводят концы с концами. Плетение само по себе – процесс очень трудоемкий и финансово затратный. Существуют проблемы и с заготовкой сырья. Например, лоза нуждается в многочасовой варке; бересту можно обдирать лишь в течение двух недель в июне, а чтобы не потеряла своих нужных свойств – хранить при определенных условиях. Понятно, что для таких целей нужны специальные склады, где будут соблюдены особые световые и температурные режимы.
Конечно, решением проблемы вполне мог бы стать договор с деревообрабатывающими предприятиями о поставке сырья. Береста там идет на отходы, а могла бы приносить реальную прибыль. Например, именно по таким договорам работают предприятия ремесленных промыслов в Томской области. Подобным образом пытался работать "Идеал", но местные деревообработчики не особенно охотно шли на контакт, видимо, из "рациональных" соображений предпочитая ту же бересту просто выбрасывать.
Любая плетёная вещица – прекрасный подарок
Проблем переплетенье…
Еще одна сложность ремесленного производства связана с нехваткой квалифицированных кадров. Тяжелая работа плетения требует сильных мужских рук, но мужчины крайне неохотно занимаются этим делом. Главным образом потому, что зарплата здесь невысока, точнее – она сдельная, то есть выплачивается по мере изготовления товара. Иногда на плетение туеска уходит месяц, поэтому особо не разбогатеешь.
Чтобы в срок выдавать зарплату рабочим, цены на бураки и туески поднимают. Этот дополнительный удар по карману потребителя и становится главной причиной, по которой он не спешит сделать столь дорогую покупку. Чаще всего плетеную утварь и изделия из капокорня покупают или иностранцы, особенно немцы, или наши соотечественники, выезжающие за границу. Совсем маленькая шкатулочка обойдется покупателю в 100-170 рублей.
Также существует проблема "вымирания" промысла. К примеру, продающиеся в салоне "Вятские промыслы" бураки и пестери плетет мастер, которому уже перевалило за 80 лет. Свой опыт он никому не передал, поэтому когда болеет, магазин лишается плетеных туесков. Конечно, кропотливому искусству плетения обучают в Областном доме народного творчества, но ученики редко связывают эти занятия с будущей профессией, чаще всего это просто хобби.
Если предприятия ремесленных промыслов не будут искать свою нишу на рынке, не научатся правильно вести маркетинговую политику, то продукция кустарных ремесел сойдет на нет, а следующее поколение увидит плетеную сахарницу только на картинках в большой красивой книге.
Тяжёлым мужским трудом сейчас занимаются в основном женщины
Ситуация не всегда была такой. До революции вятские ремесленники, мастера-древоделы, имели добрую славу далеко за пределами губернии. В основном, конечно, широкая известность местных умельцев появлялась благодаря зимогорам. В переводе на современный язык, это что-то вроде шабашников, меняющих место работы в зависимости от сезона: зимой – на уборке снега, летом – на сборе урожая. Вятские же зимогоры осенью уходили в Москву – плотничать и столярничать. Именно про них в статье "Русские крестьяне Вятской губернии" (1838 год) Александр Герцен писал: "...В особенности они еще хорошо выделывают все деревянное, отдавая тем дань и своей страсти, и богатым лесам".
Капокорень универсальный
Славу кустарей утверждали и многочисленные выставки, к которым самые лучшие мастера тщательно готовились, желая показать свой товар "лицом". Например, знаменитые часовщики Бронниковы славились эксклюзивными, как сказали бы сегодня, каповыми часами. А благодаря тому, что кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает и не рассыхается, в Слободском уезде умудрялись делать из него даже молотки-киянки. Вятские же охотники употребляли березовый нарост для изготовления рукояток ножей, делали из него пороховницы и курительные трубки.
Однако пристрастие к этому природному материалу, активное использование которого началось в XVIII веке, привело к тому, что в следующем столетии бурно разросшееся производство ощутило острую нехватку сырья. Существование многих ремесленных мастерских было поставлено под угрозу. По случайному стечению обстоятельств именно в это время незрячий мастер Ковязин из Истобенска сделал открытие, давшее новую жизнь каповому промыслу: слепец обнаружил кап на корнях березы. Этот природный материал хоть и худшего качества, чем древесный, зато изделия из него стоили дешевле, поскольку самого материала было в избытке.
Искусство плетения бураков на грани вымирания
Ложки и плошки
О времени возникновения столярного промысла в Вятской губернии точных сведений нет. Старики-ложкари говорят, что известен он с самого начала заселения края. Прежде ложки имели не столь изысканный вид: большие, круглые, с толстыми точеными черенками. Центром распространения ложкарного промысла являлись две волости: Кстининская и Пасеговская, хотя и здесь ассортимент был незначительным – "на соловецкий манер", круглые, "ребячьи", "смяточные", "поваренки". Вытачивали из дерева и плошки. Фантазия мастеров не знала предела: большие и маленькие, плоские и глубокие, с изящным рисунком.
Кстати, в 70-е годы XX века вятская посуда пережила настоящий бум. После всем надоевшей пластмассы и алюминия в моду вновь вошла кухонная утварь из природных материалов. Деревянная посуда не гнется, не хрупка, не обжигает. Недостаток, пожалуй, только один – высокие цены.
Кукла Маша, кукла Саша…
Отходы от деревообработки (основной вид деятельности многочисленных артелей, существовавших на Вятке в XIX веке) тоже не лежали без дела. Из них делали игрушки – щепные (как правило, они не окрашивались, что делало их гигиенически ценными) и резные. Обычно к этому "производству" привлекались ученики, чаще – девушки. Делали игрушку из мочальной и проволочной сетки. Детские корзинки, сумочки, бурачки, одновременно выполняя функции домашней утвари, служили не одному поколению малышей.
Знаток кустарных ремесел Шатров писал: "Небольшие фигурки в 25-30 сантиметров вышиной. Старик и старуха. Их одежда из мха, руки из еловых шишек, лицо из липовой лутошки. Шляпа у старика из коры, платок у женщины – из мха. Волосы, борода и усы из лишайника. Подпоясаны лыком или мочальной веревочкой, на ногах лапти. Во рту у старика трубка, за поясом топор. У женщины за спиной вязанка хвороста. В руках у того и другого по палке. Выражение лиц угрюмое, сосредоточенное".
Ивушка зеленая
Отправной точкой для развития вятского корзиноплетения стало открытие в 1882 году – по инициативе московского земства – первого кустарного музея. Здесь-то и были представлены плетеные изделия.
На новую моду быстро отреагировали и местные умельцы, благо сырья оказалось в изобилии, да и собственные традиции плетения из природных материалов имелись. В результате в продаже все чаще стали появляться корзины, короба, стульчики, санки, тележки, сундуки, кресла и вазы. Для их изготовления использовалась лоза. Из берестяных лент плели лапти, короба, плетенки, солоницы, пестери, бураки. Однако как бы ни были хороши в этом ремесле наши кустари, но удмурты все же оказались проворнее: они умудрялись делать из бересты даже игральные карты.
"Кустарная" экономика
Возвращаясь к современности, напомним, с чего начали: изделия современных мастеров в основной своей массе уже не пользуются былой популярностью. К примеру, если в специализированных торговых точках ремесленная продукция еще худо-бедно раскупается, то в неспециализированных подолгу пылится на полках.
Декоративной деревообработкой в Кирове сегодня занимаются несколько предприятий. Наиболее известные из них – "Идеал", "Сувенир", "Солоница", "Центр народных промыслов и ремесел "Вятка". Причем, что самое интересное, хозяева предприятий ремесленных промыслов затруднились ответить, насколько сильно изменилась динамика их продаж за последнее время. Объясняется данное обстоятельство тем, что объемы продаваемого товара не стабильны, как говорится, день на день не приходится. В области ситуация аналогичная.
По мнению замдиректора салона "Вятские промыслы" Людмилы Колеватовой, проблему невостребованности продукции надо решать по примеру хохломских ремесленников: "Им удалось наладить рынки сбыта и сделать свою марку узнаваемой. Цветную и яркую утварь знают даже за границей. К сожалению, мы от подобных компаний отстаем".
И это только одна из причин того, почему наши предприятия, занимающиеся народными промыслами, еле сводят концы с концами. Плетение само по себе – процесс очень трудоемкий и финансово затратный. Существуют проблемы и с заготовкой сырья. Например, лоза нуждается в многочасовой варке; бересту можно обдирать лишь в течение двух недель в июне, а чтобы не потеряла своих нужных свойств – хранить при определенных условиях. Понятно, что для таких целей нужны специальные склады, где будут соблюдены особые световые и температурные режимы.
Конечно, решением проблемы вполне мог бы стать договор с деревообрабатывающими предприятиями о поставке сырья. Береста там идет на отходы, а могла бы приносить реальную прибыль. Например, именно по таким договорам работают предприятия ремесленных промыслов в Томской области. Подобным образом пытался работать "Идеал", но местные деревообработчики не особенно охотно шли на контакт, видимо, из "рациональных" соображений предпочитая ту же бересту просто выбрасывать.
Любая плетёная вещица – прекрасный подарок
Проблем переплетенье…
Еще одна сложность ремесленного производства связана с нехваткой квалифицированных кадров. Тяжелая работа плетения требует сильных мужских рук, но мужчины крайне неохотно занимаются этим делом. Главным образом потому, что зарплата здесь невысока, точнее – она сдельная, то есть выплачивается по мере изготовления товара. Иногда на плетение туеска уходит месяц, поэтому особо не разбогатеешь.
Чтобы в срок выдавать зарплату рабочим, цены на бураки и туески поднимают. Этот дополнительный удар по карману потребителя и становится главной причиной, по которой он не спешит сделать столь дорогую покупку. Чаще всего плетеную утварь и изделия из капокорня покупают или иностранцы, особенно немцы, или наши соотечественники, выезжающие за границу. Совсем маленькая шкатулочка обойдется покупателю в 100-170 рублей.
Также существует проблема "вымирания" промысла. К примеру, продающиеся в салоне "Вятские промыслы" бураки и пестери плетет мастер, которому уже перевалило за 80 лет. Свой опыт он никому не передал, поэтому когда болеет, магазин лишается плетеных туесков. Конечно, кропотливому искусству плетения обучают в Областном доме народного творчества, но ученики редко связывают эти занятия с будущей профессией, чаще всего это просто хобби.
Если предприятия ремесленных промыслов не будут искать свою нишу на рынке, не научатся правильно вести маркетинговую политику, то продукция кустарных ремесел сойдет на нет, а следующее поколение увидит плетеную сахарницу только на картинках в большой красивой книге.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00