Обзор прессы от 10 июня 2008 г

Вторник, 10 июня 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

"Российская газета" (Москва) сообщила о том, что в Адыгее разразился очередной "лесной" скандал. В Майкопском районе республики незаконно вырублено и похищено несколько сотен деревьев ценных пород. И хотя все это происходило на глазах многочисленных свидетелей, виновные до сих пор не найдены.

Пикантность ситуации в том, что браконьерский топор разгулялся на охраняемой территории - в санитарной зоне водозабора, откуда идет снабжение питьевой водой столицы Адыгеи и нескольких поселков Майкопского района. Этот водозабор и 60километровый водовод, построенные в 70-е годы прошлого века, обеспечивают чистейшей ледниковой водой более 200 тысяч человек. Особый неповторимый вкус и постоянную свежесть ей придают катионы серебра: ученые полагают, что ледниковая вода в толще горы течет сквозь серебряную жилу.

О вырубках леса на склонах горы Мессо и в долине реки Шумички первыми сообщили в природоохранные организации и правоохранительные органы туристы из Майкопа. В конце апреля в горы для проверки этих фактов выехала комиссия из представителей прокуратуры Майкопского района, РОВД и общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу". Как сообщил руководитель комиссии, заместитель прокурора Майкопского района Игорь Глушков, проверка началась с обследования 19го квартала Цицинского участкового лесничества, расположенного чуть выше по склону Майкопского водозабора.

Представители лесничества уверяли, что в этом секторе леса ведется только легальная заготовка древесины, однако по лесоустроительным документам выходило, что никаких отводов на рубку леса выше Майкопского водозабора не существует. Факты говорили сами за себя: повсюду были следы лесоразработок. Следом, уже на "место происшествия", выехала группа Майкопского РОВД, которая задокументировала факт незаконного спила 17 деревьев, после чего было возбуждено уголовное дело.

Через пару недель правоохранители вернулись на место порубок, взяв с собой специалистов республиканского Управления лесного хозяйства, но поиски "официальной" делянки закончились провалом: согласно показаниям портативных навигаторов GPS, которыми были вооружены "зеленые", выходило, что она находится совсем не там, где указана на карте. Понять, где ведутся легальные, а где нелегальные вырубки, на месте опять не удалось.

В целом по результатам выезда стало известно, что всего в 19м квартале было незаконно вырублено 351 дерево - в основном буки и пихты. Ни на одном пне не обнаружилось клеймения - зарубки с оттиском специального штампа с информацией о целях рубки. Даже по самым грубым прикидкам, урон, нанесенный неизвестными лесорубами, составил более 100 миллионов рублей, что квалифицируется как особо крупный ущерб.

По свидетельству сотрудников водозабора, лесоразработками в районе никто, кроме государственного унитарного предприятия "Курджипский лесхоз", в последнее время не занимался. В свою очередь, само ГУП отбивается от подозрений, как только может. Его директор Заур Бгуашев заявил, что незаконные порубки имели место в период реорганизации предприятия.

- Охраной леса теперь занимается Майкопское лесничест во, - рассказал корреспонденту "РГ" глава лесхоза. - Мы же отвечаем только за то, что происходит в границах участков в пять и восемь гектаров, выигранных нами на открытом аукционе. Порубки в других местах, в том числе в охранной зоне водозабора, мог сделать кто угодно - тем более что в последние месяцы, пока шла реорганизация лесхоза, лес в долине Шумички фактически никто не контролировал.

В Майкопском лесничестве от комментариев отказываются, ссылаясь на то, что проверка еще не закончилась. Начальник управления лесами Республики Адыгея Рашид Бельмехов даже выразил недоумение, почему представителей его управления не пригласили поучаствовать в первых проверках. По его данным, последние три четыре месяца на станции водозабора "вообще отсутствовал шлагбаум, и на ее территорию мог заезжать кто угодно и с какими угодно целями". Словом, крайних нет.

Недавно жители Майкопа, привыкшие пить чистую горную воду, обнаружили, что из водопроводных кранов течет мутноватая жидкость, отдающая хлоркой. "Мутная" история стала сюрпризом и для коммунальщиков столицы Адыгеи: если раньше и случалось, что районный водозабор поставлял не идеально чистую воду, то бывало это, как правило, во время продолжительных дождей, однако упомянутый инцидент имел место в середине апреля, то есть до того, как в горах зарядили дожди! Районный оператор водоснабжения МУП "Майкопский водозабор" поспешил успокоить население: мол, ничего страшного, количество взвешенных в воде частиц не превышало семивосьми миллиграммов на литр (норма - четыре миллиграмма).

Правда, "зеленые" сомневаются в истинности этих заявлений.

- По свидетельству сотрудников водозабора, такие ЧП стали происходить все чаще, - говорит Андрей Рудомаха. - И чему удивляться, если местами из-за вырубок и движения тяжелой техники лесная почва на больших площадях превращена в грязное месиво, чему мы были свидетелями.

Координатор "Экологической вахты" высказал опасение, что уже через несколько лет при таких темпах уничтожения леса в водоохранной зоне майкопская вода станет совсем непригодной для питья, в лучшем же случае потребует дорогостоящей очистки.

* * *

Газета "Республика Татарстан" (Республика Татарстан) - На выездном заседании Комитета Госсовета по экологии, природным ресурсам и землепользованию в Тюлячинском и Сабинском районах впервые депутаты столь основательно знакомились с лесной отраслью республики, анализировали состояние дел и предлагали свои пути выхода из трудной ситуации, в которой сегодня пребывают "лесники". Достаточно сказать, что техническая оснащенность отрасли давно требует обновления. Лесное хозяйство испытывает жесткий дефицит квалифицированных кадров, а молодежь сюда, как говорят, и медовым пряником не заманишь.

Не привлекают татарстанские леса и инвесторов. Считается, что в основном наша древесина не отличается высоким качеством. К тому же и лесов в республике мало - они занимают всего 17 с небольшим процентов территории. А, например, в соседней Республике Марий Эл их свыше 50 процентов.

Как же быть в такой ситуации, - совсем "забыть" про коммерческий интерес к лесу и довольствоваться лишь ягодно-грибными радостями? Да нет. Специалисты утверждают, что татарстанские леса по составу не так уж плохи, как может показаться на первый взгляд. Если подойти к проблеме грамотно, да еще с учетом местных особенностей и современных технологий деревообработки, то наша древесина могла бы стать востребованной, а лесная отрасль республики - прибыльной.

Между прочим, есть в республике хозяйства, которые сумели добиться успехов в деревообработке и воочию доказали, что проблема вполне решаема, если подходить к ней комплексно и конструктивно. Это государственные бюджетные учреждения "Сабинское лесничество" и "Учебно-опытный Сабинский лесхоз", которые, кстати, расположены в северном малолесном регионе Татарстана (лесистость в зоне деятельности лесхоза составляет всего 16 процентов).

Еще лет двадцать назад Сабинский лесхоз, где всегда с большим уважением относились к науке, полностью перешел на так называемые постепенно-выборочные рубки. В результате значительно улучшились основные показатели лесного фонда, удалось ежегодно сохранять от вырубки около 400 гектаров лесных массивов.

Раньше лесосечные работы в Сабинском лесхозе выполняли малые звенья из трех человек (вальщик, его помощник и тракторист). Теперь в ход пошла мощная импортная техника. Финские агрегаты "Харвастер" и "Форвадер", с работой которых познакомили депутатов, буквально сразили их своими возможностями. Во-первых, получается огромная экономия: на лесозаготовках, где раньше работали 137 лесорубов и 22 единицы лесозаготовительной техники, теперь трудятся лишь 13 операторов-лесорубов и четыре единицы техники. Во-вторых, себестоимость кубометра заготовленной древесины уменьшилась на 70 рублей. В третьих, производительность труда выросла в девять раз!

...Всего несколько секунд потребовалось умной машине для того, чтобы выбрать спелое дерево, обходя молодняк, аккуратно срезать его под корешок, очистить от веток. И вот перед вами готовое бревно...

Другая мощная машина, управляемая оператором, цепко хватает в объятия охапку бревен и грузит их в кузов грузовика. После чего древесину везут на центральный лесопункт - сердце предприятия, основное производство Сабинского лесхоза с деревообрабатывающими цехами. Здесь производятся пиломатериал и различные деревянные заготовки, налажен выпуск фанеры, не так давно начал действовать цех по изготовлению древесной муки.

А еще Сабинский лесхоз славится своим народным промыслом. Осматривая деревообрабатывающее производство, участники выездного заседания задержались на участке по производству товаров народного потребления, пообщались с работниками. А кое-кто под чутким руководством художниц собственноручно попытался провести кисточкой по еще чистой поверхности деревянного изделия. Какими же яркими получаются эти разнообразные поделки! И покупателям радость, и изготовителям выгода. А ведь сделана вся эта красота из бросового материла, из низкосортной древесины и отходов.

* * *

Газета "Выборгские ведомости" (Ленинградская обл) - На Северо-Западе России в процессе лесозаготовки, лесопиления и деревообработки ежегодно образуется более 16 млн. куб. м. древесных отходов, из которых можно получить количество энергии, равное почти половине энергопотребления региона. Потому сегодня в Петербурге действует десяток предприятий, занимающихся производством или поставкой оборудования для выпуска биотоплива из древесных отходов, и еще с десяток предприятий в Питере и Ленобласти делают древесные топливные гранулы.

В районе несколько лет назад было обнародовано намерение осуществить проект строительства в Верхнем Черкасове завода по производству топливных гранул из отходов древесины, однако после публичных слушаний проект, похоже, не продвинулся дальше намерений. И вот в пятницу на прошлой неделе в Лесогорском состоялись общественные слушания проекта строительства в поселке завода по производству топливных гранул (пеллет) из отходов лесопиления.

Гарантий того, что проект будет осуществлен, не требуется - предприятие фактически уже изготовило пробную партию гранул и убедилось в высоком качестве продукции. Дело в том, что ООО "Яаски-Пром" не нуждалось ни в выделении земельного участка, ни в строительстве производственных корпусов, все это оно приобрело в свое время при распродаже имущества бывшего ЛЗИВ. Так что на сегодняшний день остается только пройти все предусмотренные законодательством процедуры и отладить технологическое оборудование. С последним тоже не будет проблем: "Яаски-Пром" специализируется на выпуске оборудования для производства пеллет и сейчас строит завод топливных гранул в Сургуте.

Как рассказал на слушаниях генеральный директор 000 "Яаски-Пром" Михаил Гладких, рост цен на газ и электроэнергию побуждает расширять применение биотоплива, что делает все более перспективным производство топливных гранул из древесных отходов. В Швеции, Дании и в последнее время в Финляндии растет применение отопительных котлов на пеллетах. В Швеции, например, гранулами отапливается уже 35-40% населения. У нас же в Ленобласти подобных котельных пока не существует.

По словам генерального, до промышленного пуска первой очереди завода остается не более трех месяцев. Проектная мощность ее - 500 тонн пеллет в месяц. В дальнейшем выпуск увеличится до 1,5 - 2 тыс. тонн. Объем инвестиций около $ 1 млн. в течение достаточно длительного периода. Не исключается и привлечение западного инвестора, поскольку обозначился интерес к предприятию с той стороны границы.

Сама по себе технология производства пеллет проста и понятна: размещение сырья на площадке приема отходов - сушка их с помощью теплогенератора - тонкодисперсное измельчение - промежуточное хранение - прессование гранул - упаковка готовой продукции. На первых порах предприятие будет использовать опилки местных предприятий лесопиления, мелких лесопилок и Светогорского ЦБК. В дальнейшем цикл переработки будет увеличен, поскольку в ход пойдут уже древесные отходы (горбыль, кромка) и потребуется установка рубительной машины. В долгосрочной перспективе - переработка торфа. Все это предусмотрено проектом.

С точки зрения экологии предприятие практически безопасно, поскольку его выбросы носят в основном чисто бытовой характер, а выбросы работающего на щепе и опилках теплогенератора не превышают 0,1 %. К тому же, само по себе производство пеллет сбособствует улучшению экологической обстановки, поскольку пускает в дело отходы, захламляющие территорию лесоперерабатывающих предприятий, а в перспективе может способствовать полной очистке лесосек от порубочных остатков. В Швеции сегодня уже используются передвижные рубительные машины, перерабатывающие порубочные остатки в щепу прямо на лесосеке.

Пеллеты же - довольно перспективный вид топлива для нашей местности. Гранулы -это те же дрова, только в более удобном для транспортировки и использования виде. Так, есть котлы, где пеллеты засыпаются в бункер и потом подаются в топку автоматически. Специальные котлы, как промышленные, так и бытовые, работая на гранулах, имеют КПД до 80%. В отличие от наших бытовых дровяных печей, где КПД - 15%.

С промышленным пуском завода откроется 18-20 новых рабочих мест. Проблема - в дефиците квалифицированных кадров. Предприятие ориентируется на поставку пеллет на внешний рынок. С возникновением спроса на биотопливо в наших краях, будет поставлять пеллеты и на внутренний рынок.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1146
Рубрика: Бумпром и Леспром


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003