ПОЛНАЯ ЯСНОСТЬ НАСТУПИТ В 2009 г. Крестьянам объявят, что землей они больше не владеют

Понедельник, 28 апреля 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Ну, кажется, приехали. После многих лет словесных баталий на всех уровнях, различных обещаний, угроз, взаимных упреков, принятия умных и не очень законов, постановлений и указов пришло, похоже, понимание того, что решение земельного вопроса в России окончательно зашло в тупик.

Тому подтверждение недавно прошедшее обсуждение земельного вопроса в Государственной Думе. Судя по всему, как-то так выходит, что "низы" его решить не могут, "верхи" не хотят. К чему это приводит, объяснять не надо, последствия такого положения дел еще свежи в памяти народной. Намеренно или нет, но запутанные земельные отношения, вполне возможно, заставят крестьян пойти на крайние меры. И это не плод воображения журналистов, которых нередко обвиняют в излишней драматизации ситуации. Я буду беспристрастной. Судите сами.

Согласитесь, цифры впечатляют. Тем более, что за ними судьба миллионов наших соотечественников.

Вот мнение Геннадия Гудкова, заместителя Председателя комитета Государственной Думы по безопасности: "Проблема, которая сегодня существует в РФ, касается миллионов российских граждан, у которых просто украли землю. На лицо массовые преступления, совершаемые на территории огромного количества субъектов РФ, а масштабы хищения земельных долей и земельных паев просто поражают. И все это происходит, к сожалению, либо при бездействии, а иногда в сговоре с органами власти и управления. Я встречался с людьми в Рузском районе, так там один регистратор одним росчерком пера, его фамилия, если не ошибаюсь, Харитонов, определил в собственность юридических лиц, не имея ни одного нормативного акта РФ, 380 квадратных километров, или, если в сотках, то 3млн 800 тыс. соток земли. При этом понятно, что каждая сотка земли в Рузском районе сегодня стоит, по меньшей мере, 3000 долларов, можете посчитать, сколько денег можно наварить на этой земле. Большое количество дел, заведенных сотрудниками правоохранительных органов, закрыты. Там не найдено ни состава преступлений, ни событий преступлений, не проведены ни экспертизы, ни допросы. Единственным достижением по Московской области, по крайней мере, мне это известно, можно считать задержание и арест г. Бойко, компания "Ваш финансовый попечитель".

И похожая ситуация, складывается повсюду. Вот что рассказала Александра Тихонова, руководитель инициативной группы обманутых дольщиков деревни Софьино, Раменского района Московской области: "В Раменском районе ситуация чрезвычайная. Ни в одном из хозяйств не выданы полностью свидетельства на земельные доли. Одновременно исчезли списки дольщиков всех хозяйств из архивов администрации района. Что это, извините, если не сговор чиновников? Такая практика и позволила корпорациям и банкам захватить земли сельхозназначения и переоформить их из долевой собственности в собственность, не имея на то согласия дольщиков, заручившись поддержкой районной власти. Дольщики отчаялись достучаться до прокуратуры. Заявляем: "Мы не отдавали землю, ну господа, товарищи. Ну, поверьте, мы не отдавали землю".

Или вот еще одно признание работника "Агрофирмы Балтым" села Балтым городского округа Верхняя Пышма Свердловской области: "В конце прошлого года мы объявили голодовку, в которой участвовало более 30 человек. 16 человек было увезено в больницу, но на их место вставали все новые граждане, которые нас поддерживали. Дальше люди не намерены терпеть. Во время саммита Шанхайской организации сотрудничества в Екатеринбурге мы готовы провести акцию протеста. Нас никто не запугает, и сдаваться мы не собираемся".

Доведенные до отчаяния люди едут из далеких краев в Москву искать помощи и у правозащитников. Людмила Алексеева, известный правозащитник, человек далекий от сельских проблем, не так давно принимала делегацию из Омской области. "Мы понимаем, раз люди приехали из Омской области в Москву и пришли ко мне, это от отчаяния, так как они прошли уже все инстанции. Решения части своих проблем омичи добились сами жестоким для них способом, массовыми голодовками. Я считаю, что проблему брошенности крестьян государством, может решить только государство, но на самом высоком уровне. Поэтому, нами было предложено организовать крестьянский марш из разных регионов так, чтобы их представителей принял Президент. Видимо, марш состоится уже после инаугурации вновь избранного Президента".

Вот в такую, довольно угрюмую картину складываются наши земельные отношения. И, если что и расцвечивает этот не веселый колорит, так это, скажем, заявления, исходящие в данном случае от Минюста, который решил провести проверку в Росрегистрации по Московской области с целью выявления незаконных сделок. И самое интересное здесь в том, что в рабочую группу включены сотрудники, принятые на службу в 2006-2008 годах. Впрочем, это вряд ли кого-либо удивляет. Однако не надо думать, что "наверху" не знают о том, что происходит на земле.

По заявлению Генерального прокурора Юрия Чайки: "Более чем в 1,5 раза возросло количество обращений в органы прокуратуры в связи с противоправными захватами земельных угодий сельскохозяйственных предприятий, незаконных действий по скупке паев и земельных долей".

Чуть меньше года прошло с того дня, когда в стенах Генеральной прокуратуры состоялась совместная коллегия Счетной палаты, Генеральной прокуратуры и Минсельхоза. Тогда председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил: "Земельные отношения всегда будут в нашем поле зрения. Поэтому будет создана комиссия из представителей 3-х наших ведомств". Увы, надеждам на работу этой комиссии не суждено было сбыться. Она просто с тех пор ни разу не собиралась. Тем не менее, после стольких лет проведения земельной реформы, наконец-то, кажется, удалось выяснить причины ее провала. Что, конечно, само по себе уже не плохо.

И все-таки хочется спросить: "Как же это все так получилось, ведь хотели как лучше... Кто же виноват в том, что нет порядка в земельных делах и что делать?"

По мнению Сергея Волкова, ректора государственного университета по землеустройству, академика РАСХН: "Системы управления земельными ресурсами в настоящее время в нашей стране нет. Почему нет? Во-первых, потому, что государство не имеет единственного уполномоченного органа, который управляет земельными ресурсами и несет ответственность за то, что он делает. И самое важное — земли сельскохозяйственного назначения, в настоящее время, находятся под угрозой изъятия, и их нужно экономически защищать. Идет приоритет градостроительного законодательства над законодательством землеустроительным".

Или вот как объясняет сложившуюся ситуацию Валентин Денисов, Председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам: "С точки зрения государства землей занимается несколько ведомств, потому что земельные ресурсы РФ делятся на семь категорий, а семь категорий имеют по четыре вида собственности. Это очень сложная иерархия. И самое главное, что из-за этого все проигрывают".

Мартину Шаккуму, Председателю комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы проблема видится так: "Первопричина всего берет корни еще со времен советской власти и первых времен правления Б.Н.Ельцина. Активная скупка паев началась в 2001 году. Село еще не успело подняться, колхозы лежали на боку. И, естественно, когда пришли люди с живыми деньгами и начали предлагать деньги, пусть не большие, не соответствующие рыночной стоимости, (но кто ее тогда знал?), селяне, как правило, продавали паи и, к сожалению, расставались с ними добровольно. Как правило, это все было, скажем так, относительно в рамках закона. Ну, конечно, то, что случилось, вернуть сложно. Закон обратной силы, естественно, не имеет".

Однако далеко не все так думают. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, даже среди предпринимателей 58% считают необходимым сделать шаг навстречу требованиям различных слоев общества и политических деятелей о пересмотре результатов приватизации — заново рассмотреть результаты сделок, совершенных с нарушением закона. А на селе таковых не сосчитать. "Стали ставиться вопросы о том, что, давайте, отменим все итоги приватизации и проведем ее как бы с чистого листа. На наш взгляд, это еще хуже, чем то, что сложилось сегодня".

Может быть, это справедливое утверждение. Но и оставлять земельные отношения в том виде, в котором они сейчас есть, просто нестерпимо. Тем более, что, по утверждению Сергея Волкова, ректора государственного университета по землеустройству, академика РАСХН: "Негативная ситуация, связанная с нерегулируемой скупкой земельных долей, усугубится в самое ближайшее время. Дело в том, что 27 января 2009 года истекает отпущенный статьей 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" срок на проведение регистрации земельных долей. Если в течение этого срока земельные доли, которые находятся в аренде или, скажем, не востребованы, не будут оформлены, то они уйдут в другие распоряжения и могут вообще выйти из сельского хозяйства под различными предлогами. К примеру, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, долги сельхозпредприятий будут погашаться за счет земельных долей даже без согласия собственника земельной доли. Учитывая сегодняшнее состояние экономики сельхозпредприятий, можно спрогнозировать массовую распродажу земельных долей, что неизбежно усугубит социальную напряженность в стране".

Конечно же, крестьянам стоит поторопиться и оформить свои земельные доли и паи. Но как тут поторопишься, когда помимо бюрократических проволочек, хождений по кабинетам и инстанциям, нужно еще и выложить кругленькую сумму: кадастровые работы — около 100 рублей за гектар, свидетельство о праве собственности — 500 рублей за долю, госпошлина за договор аренды и регистрацию в регистрационной палате — 7500 рублей за договор.

Словом, как ни посмотри, а правительству придется заняться вплотную земельными отношениями. Иначе ими займутся другие. Да уже занимаются. Хотя кто-то и не хочет этого замечать, делая вид, что этих процессов на селе не происходит. Но стоит ли уподобляться страусу?

Не так давно, Сергей Шугаев, Председатель политсовета Межрегионального движения "Крестьянский фронт", сделал следующее заявление: "Теми методами, которыми мы сейчас пытаемся защитить права крестьян и восстановить их права, нам это сделать не удается. Почему? Потому, что слишком сильно сопротивление коррумпированных государственных органов. В первую очередь — судебной системы, во вторую — правоохранительной системы, исполнительных органов и т.д. Поэтому у нас есть намерения преобразоваться в политическую партию".

Однако Дмитрий Ларионов, Председатель Совета координаторов межрегионального движения "Наша Земля", считает иначе: "Включение в политическую борьбу самого движения не соответствует конкретной защите прав земельных дольщиков и граждан землепользователей. "Крестьянский фронт" отрицает само сотрудничество, считая, что только методы политической борьбы приведут крестьян к победе".

Но, как говорится, процесс уже пошел. И остановить его будет все труднее.

2 марта на выборах главы сельского поселения Клементьевское Можайского района Московской области с огромным перевесом победила Ольга Алимова, член "Крестьянского фронта". Пожалуй, это редчайший случай за последнее время, когда на селе проигрывает выборы кандидат от партии власти. Вполне возможно, что факт этот может превратиться в тенденцию. Казалось бы, ну, что в этом предосудительного? Скорее, наоборот — на лицо торжество демократии в отдельно взятом сельском поселении. Однако в районе это событие было воспринято настороженно. И действительно, какое отношение "Крестьянский фронт" может иметь к местному самоуправлению? По словам

Сергея Шугаева, Председателя политсовета Межрегионального движения "Крестьянский фронт": "Алимова Ольга Станиславовна, которая избрана главой сельского поселения Клементьевское, является членом "Крестьянского фронта", она разделяет наши взгляды. Это вот как раз первый случай, когда низовая власть становится лицом к людям".

Интересно, какие взгляды "Крестьянского фронта" убедили жителей Клементьево отдать свои голоса его кандидату?

Ситуацию несколько прояснила Антонина Голованова, депутат Клементьевского поселения: "Дело в том, что у нее в предвыборной компании первым пунктом было то, что она вернет людям паи. Она вышла на "Крестьянский фронт" и привезла их сюда. Они людям пообещали, что проведут собрание, свергнут нынешнего гендиректора ЗАО "Клементьево", поставят своего и выплатят всем компенсацию или раздадут землю крестьянам. То есть, вообще-то все из-за денег".

Сама же Ольга Станиславовна объясняет свою победу иначе:

"Да, я являюсь членом "Крестьянского фронта". Строила свою программу на наказах избирателей. Считаю, как народ решит, так и будет. Меня народ выбрал с большим перевесом голосов, любовь и доверие народа для меня важный источник".

Однако ее избиратели все же надеются, что новый глава поселения решит вопрос с их земельными паями, и они получат компенсацию. Но ведь работа главы сельского поселения не состоит из одной только борьбы за земельные паи, к тому же, и не все жители Клементьево — пайщики. Да и вообще, мне думается, эта работа должна строиться не на наказах избирателей, а, главным образом, в соответствии с законом о самоуправлении, который четко определяет все права и обязанности главы поселения. И это прежде всего вопросы каждодневной жизни каждого жителя, которые надо решать каждый день. И решать их надо в теснейшем взаимодействии с районной администрацией. Однако отношения с районом у Ольги Станиславовны явно не складываются. Причина тому кроется еще в предвыборной компании. По словам Антонины Головановой, депутата Клементьевского поселения: " На первом собрании, которое у нас проводил "Крестьянский фронт", Шугаев обливал грязью нынешнего главу районной администрации Насонова. Кстати сказать, не только на собрании в Клементьево, но и на своем сайте в Интернете. Ну, как теперь рассчитывать на нормальную работу двух администраций. А страдать будут жители села". Да и сама Алимова повела себя не совсем корректно, выложив в Интернет записи с внутреннего рабочего совещания у главы администрации района. На собрания в район она больше не ездит, посылает своих заместителей. Словом, война развязана".

Ну, а что касается земли, то Антонина Голованова и здесь все разъяснила: "Я была у нее на приеме по вопросам земли. Она мне четко сказала: "Я землей заниматься не буду, я ушла в политику".

Ну, а что же "Крестьянский фронт"? Каковы их планы на будущее в этом районе Подмосковья и не только? Вот как оно видится Сергею Шугаеву, Председателю политсовета Межрегионального движения "Крестьянский фронт": "Бородино — это не второе и не последнее место, где мы намерены участвовать в выборах глав сельских поселений. В октябре у нас состоятся массовые выборы в размерах всей страны, это и по областям, и по районам, и мы своих членов будем баллотировать на должности глав сельских поселений не только в Бородино. Да там есть человек, который является членом нашего движения и который свою кандидатуру выставит".

Вот так.

А что же партия власти? Неужели опять сдаст свои позиции? Вот как оценивает эту ситуацию Валентин Денисов, Председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам: "Да, я член фракции "Единая Россия", я член партии "Единая Россия", я являюсь координатором по работе на селе, но при этом я говорю: "А никто "Единой России" победный входной билет на всю жизнь не выписывал. Его надо постоянно отстаивать". Действительно, нам, единороссам, труднее на местах заниматься обещалками. Мы этим и не занимаемся. Я бывал в таких сельских поселениях и знаю, что там проголосовали за ту или иную оппозиционную партию 20%, 17%. А приезжаешь туда, они говорят: "Слушай, надо газификацией заниматься, ты давай вот тут начинай". Ты говоришь им, что придет лидер оппозиции, он, вам и дорогу построит, и газ проведет. А они в ответ: "Да это все политика, и они ничего не сделают. Все равно это вам надо делать".

Вот и получается, что земельные отношения плавно перетекают из категории экономической в явно политическую. Главное — кто подхватит эту тему, а желающих ох как, немало. Но насколько чисты будут их помыслы?

Множатся партии, плодятся движения, формируются марши, проходят митинги, заседают круглые столы. Вместе с ними увеличивается злоба, растет негодование крестьян на бездействие власти, появляется отчаяние. Похоже, никто не может или не хочет разорвать этот порочный круг. Но так не бывает. Ведь даже, если кошку загнать в угол, она будет отчаянно защищаться. Так надо ли своих крестьян туда загонять? Вопрос сегодня, судя по всему, — риторический.

Для справки:

В ходе земельной реформы при реорганизации в 1992-1994 годах колхозов и совхозов 115 млн га сельскохозяйственных угодий было передано в общую долевую собственность 11,8 млн граждан.

Примерно 70% сельскохозяйственных организаций и не менее половины граждан, имеющих в собственности земельные участки, не смогли реализовать свои земельные права.

Порядка 700 тыс. человек пострадали в результате незаконных действий по скупке паев и земельных долей, незаконном их отчуждении и регистрации права собственности на них посредством мошеннических действий.

83% бывших земель колхозов и совхозов в настоящее время используются сельскохозяйственными организациями без оформления и государственной регистрации каких-либо документов в регистрационных палатах.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась на 37,2%.

Суммарные потери от ухудшения землепользования за период с 1990 по 2006 годы составляют не менее 906 млрд рублей в год.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 712
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003