Конфеты по фэн-шуй

Пятница, 20 августа 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Для того чтобы мука, молоко и сахар превратились во вкусный пирог или торт, требуется особый талант. Возможно, именно поэтому все люди делятся на две категории. Первая - "производители" - это женщины (а нередко и мужчины), которые из любого теста сделают настоящее произведение кулинарного искусства. Ко второй же категории - "потребителей" - относятся те, для кого формула вроде "смешать 200 граммов масла, 2 стакана муки, 1 яйцо…" хуже китайской грамоты. Легче купить в магазине. Собственно, именно для них-то и работают многочисленные кондитерские фабрики и цеха.
Ольга Лаврова в кондитерском бизнесе не так давно. Десять лет назад она из чиновника с 20-летним стажем переквалифицировалась в предпринимателя - занялась производством хлеба. А когда год назад ей предложили возглавить конфетную фабрику "Воскенат", она, недолго думая, согласилась: показалось, что делать конфеты намного легче, чем печь хлеб. Но, как потом оказалось, все не так просто. Ведь у каждого бизнеса свои проблемы. Правда, сама Ольга - последовательница философии фэн-шуй и считает, что проблем как таковых в мире нет вообще - одни только задачи. Да и то - решаемые.
Лиха беда начало
Это, пожалуй, самый трудоемкий и "бумагоемкий" этап, который потребует много времени, терпения и материальных затрат. Кондитерский бизнес только со стороны - "сладкий". Как признает Ольга Лаврова, чтобы построить успешную фирму, необходимо прежде всего составить продуманный до мелочей бизнес-план. Денег на этом лучше не экономить, тем более что сейчас в любом крупном городе предостаточно компаний, занимающихся именно кондитерским направлением. Кстати, бизнес-план напрямую зависит от того, какие именно кондитерские изделия собирается выпускать начинающая фирма.
А вот Артур Карапетян, владелец малого предприятия по производству тортов и пирожных, считает, что самое главное - решить проблему сбыта. О сбыте надо позаботиться задолго до начала производства. Кстати, свой бизнес Артур строил именно по такому принципу: сначала реализовывал чужой товар - а уж когда появились обширные связи в магазинах, начал подумывать о собственном цехе.
Ну и, конечно же, деньги. Денег нужно много. В Москве - как минимум 20 тысяч долларов, а максимум - сколько не жалко. Все зависит от размаха вашего проекта.
После прохождения кругов бюрократического ада: оформления фирмы, сертификации, получения визы СЭС, разрешений от пожарников и подготовки всех необходимых бумаг, которые понадобятся налоговым органам (тут все должно быть в полном порядке, иначе дело из кондитерского может быстро превратиться в уголовное!), - необходимо найти подходящее помещение.
- Если говорить о производстве кондитерских изделий и реализации их в Москве, то помещение лучше подбирать за пределами столицы и даже Московской области. Тогда затраты окажутся на порядок ниже - это касается как аренды помещения, так и фонда заработной платы. Реализовывать же товар надо именно в столице (если речь идет о региональном бизнесе, то - в административном центре). В противном случае затея может просто не оправдать себя, - советует Артур Карапетян. - Мой цех, например, находится в Калужской области: от Москвы недалеко, но цены совершенно другие. Кстати, большинство моих коллег по бизнесу стараются арендовать многочисленные бездействующие столовые, оставшиеся в наследство от советской власти.
Как и ваш бизнес-план, особенности помещения, где должно быть развернуто производство, напрямую зависят от вида кондитерских изделий. В идеале - это отдельно стоящее нежилое здание, причем уровень производственного шума не должен превышать внешнего фона: таковы жесткие требования СЭС. Впрочем, как известно, все в мире относительно. Фабрика "Воскенат", например, находится недалеко от Третьего транспортного кольца - шум проезжающих машин на нем превосходит любой "внешний фон".
Ну и, наконец, чтобы начать производство, необходимо приобрести оборудование. Ветераны кондитерского бизнеса советуют сразу же покупать все новое и импортное. На таком оборудовании сегодня работает половина всех кондитерских цехов. А вот наше, родное, - увы, быстро выходит из строя. Хотя и стоит дешевле.
Найти работников - тоже не слишком большая проблема. Коллектив типичного кондитерского цеха в подавляющем большинстве женский. К тому же штат чаще всего набирается из родственников или знакомых, кое-кого принимают по объявлениям. Главное - не забывать о пресловутых санитарных книжках. Разумеется, штат небольшого кондитерского производства не следует раздувать. Если объемы сбыта будут значительно возрастать, можно будет позаботиться о привлечении новых сотрудников.
Рай для сладкоежки
В отличие от крупных фабрик, ассортимент продукции малых кондитерских предприятий не превышает десяти наименований. Например, на фабрике "Воскенат", которая специализируется только на конфетах из сухофруктов и орехов в шоколадной глазури, выпускают одиннадцать наименований, используя при этом только четыре вида сухофруктов и два вида орехов. Главное - чтобы продукция соответствовала всем требованиям Госстандарта.
Артуру Карапетяну, производителю тортов и пирожных, пришлось намного труднее.
- В самом начале, когда надо было определиться с ассортиментом продукции, - рассказывает Артур, - я оказался перед дилеммой: выпускать вкусные, но давно надоевшие торты, вроде "Праги" и "Киевского", или внедрять что-то новое? Нанял профессионального кондитера, который изобрел для моего производства индивидуальный рецепт (позже, кстати, получил на него авторские права). Затем новорожденный торт прошел ТУ, то есть получил сертификат соответствия техническим условиям, был утвержден его состав, и - торт допустили к производству.
Впрочем, каков бы ни был ассортимент выпускаемой продукции, главное - чтобы она была качественной и эффектной.
- …И вкусной, - добавляет Карапетян. - Ведь не всё то золото, что блестит. Конечно, очень сложно продавать некрасивый товар. Но, с другой стороны, покупка торта с невероятным количеством крема и розочек - это акция разовая, праздничная, что ли. А для "внутреннего пользования" - так, чтобы с тортиком посидеть в кругу домашних, - люди предпочтут не украшения из крема, а достойные вкусовые качества.
- Страна уже наелась всякой гадости, - согласна с Артуром Ольга Лаврова. - Сейчас пришло время здоровой продукции. Рано или поздно потребители придут к тому, чтобы покупаемый продукт был в первую очередь полезным. А это значит, что со временем производители кондитерских изделий вынуждены будут отказаться от различных добавок и консервантов.
Весьма важный фактор: в каких условиях производится продукция. Помимо стерильной чистоты, белых халатов и колпачков, есть и определенные нюансы. Скажем, Ольга Лаврова на посту генерального директора фабрики "Воскенат" призвала на помощь философию фэн-шуй: расположила рабочие места, столы и даже оборудование согласно требованиям древнего учения, развесила по всему предприятию символы успеха и процветания. Кроме того, Ольга искренне уверена, что хорошее настроение персонала непосредственно передается выпускаемым конфетам. Впрочем, в царстве шоколада настроение у любого человека "со стороны" улучшается чуть ли не автоматически! Поэтому автор этих строк ни разу не отклонил предложения попробовать чернослив с грецким орехом или курагу в шоколаде. А Ольга Лаврова напоминала скорее гостеприимную хозяйку, нежели строгого гендиректора.
Что касается Артура Карапетяна, то у него свои представления о факторах успеха. Артур уверен, что тесто любит тишину и спокойную атмосферу. Поэтому из радиоприемника в цехе всегда раздается приятная музыка, чаще всего - классика: "Под попсу тесто может и не подняться". Кроме того, по мнению Артура, с тестом необходимо общаться, при замешивании - хвалить его, приговаривая: "Ах, какой вкусный торт получится!"
Сбыт = конкуренция + качество
Реализация товара - вот настоящая головная боль для любого производства, а для кондитерского - вдвойне. Ведь продукты-то скоропортящиеся! Именно поэтому, не имея рынка сбыта, за производство лучше не браться.
Попасть на прилавки крупных, а тем более популярных магазинов даже самым вкусным тортикам, с любовью испеченным малыми предприятиями, очень непросто - вернее, практически невозможно: новая розница забита изделиями от акул "сладкого" бизнеса. Малые производства чаще всего ориентируются на магазины "своего" же калибра. Однако и здесь конкуренция не слабее, чем в сфере больших фабрик и сетевых торговых центров.
Магазинам нужно предлагать такие условия сотрудничества, при которых они будут заинтересованы в реализации продукции: низкие цены, возможность возврата просроченного товара и т. п. Кроме того, поставлять кондитерскую продукцию нужно небольшими порциями.
Впрочем, плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. И плох тот производитель, который не мечтает о настоящем Сбыте.
- Нам, можно сказать, повезло, - вспоминает директор по сбыту фабрики "Воскенат" Елена Макарова. - Наша продукция заинтересовала сетевые магазины "Метро", попасть в которые может далеко не каждый производитель. Теперь же мы стараемся "выехать с товаром" из Москвы и Подмосковья на север России, где у людей постоянная нехватка витаминов. Именно такие покупатели по-настоящему оценят наш товар.
Уровень рентабельности "сладкого" бизнеса сильно зависит и от такого фактора, как сезонность. У Артура Карапетяна на этот счет есть даже своя статистика: июль–август для производителей - мертвый сезон. В это время года людям явно не до сладостей, которые под солнцем буквально тают в руках. Весной реализуется только 80 процентов производимой продукции. А "пик" приходится на сентябрь–апрель: можно реализовать все 100 процентов.
Кондитерские изделия лучше расходятся в холодное время года, когда чашечка ароматного горячего чая с кусочком торта или конфетами согревает душу. Но даже зимой стопроцентного сбыта можно достичь лишь в том случае, если выпускаемый продукт - качественный. Да и конкуренцию выдержать можно только при этом условии. Вот и получается, что все дороги ведут к качеству.
Разумеется, можно закупить дешевое сырье и произвести, соответственно, дешевую продукцию, которая будет напоминать покрытый глазурью винегрет из сахара и всевозможных добавок. Затем - приплюсовать к себестоимости 20 процентов торговой надбавки и по сравнительно низкой цене "растолкать" товар по магазинам или оптовым базам в ожидании прибыли. Но так обычно поступают владельцы подпольных цехов и те, кто стремится к сиюминутной выгоде: для таких не существует понятий "долгосрочный проект" и "здоровая конкуренция". Что же касается предприятий, ориентированных в первую очередь на качество, то для них халтура - непозволительная роскошь.
- При обязательном стремлении к постоянному качеству наша фабрика просто не в состоянии все время снижать цены на свою продукцию, - говорит Ольга Лаврова. - Тем более что каждая конфета у нас - ручной работы, а такой труд стоит недешево. Хотя у производителей "плохой" продукции тоже есть свой рынок сбыта и свой покупатель. И если они привлекают клиентов красочной упаковкой, мы не имеем права их ругать: на то и существуют рыночные отношения. Наш же покупатель - это человек, заботящийся о своем здоровье, который быстро определится в море сладостей и предпочтет цене качество.
В общем, если после дегустации кондитерского изделия во рту у потребителя не осталось обволакивающего вкуса, а шоколад не липнет к нёбу - значит, товар - качественный. Поэтому у вас непременно найдется "свой" покупатель и бизнес ваш может стать успешным. Как уверяют участники рынка, прибыль можно будет подсчитывать уже через год.
h6 { font-size: 12px; text-align: left; color: ##6C0000; background-color: #F7F7E8; padding:5px 5px; margin:0px; }
Тетенька, купите конфетку!
Может быть, реклама и двигатель прогресса, но для малых предприятий этот двигатель почти не работает. Реклама на радио, а тем более на телевидении - даже в самое "несмотрибельное" время и по самой низкой расценке - для подобных производителей остается лишь заоблачной мечтой. Уличные растяжки, которые пытаются использовать некоторые компании, тоже обходятся в солидную сумму. Такая же ситуация - с рекламой в метро (разумеется, в тех городах, где оно есть). Например, в Москве плакатик размером 5х20 см в одном вагоне стоит до 300 долларов в месяц. Умножаем на количество вагонов в составе - получаются "сумасшедшие" деньги! И это на самом захудалом направлении! На "престижных" же линиях метрополитена цена увеличивается в несколько раз.
Итак, единственно доступный вид рекламы, как считают участники малого "сладкого рынка", - это промо-акции. Покупателей здесь привлекают не длинноногими полуобнаженными моделями (которые не имеют к рекламируемому товару никакого отношения) и не броскими текстами-слоганами, а элементарной дегустацией товара. Обычно подобные акции устраиваются по праздникам или выходным дням, причем желательно - по всему городу.
Практика показывает, что объемы сбыта после таких мероприятий значительно возрастают. А если кондитерское изделие понравилось, то к первым покупателям обязательно присоединятся их друзья и родственники. Вот почему предприниматель Артур Карапетян давно использует весьма эффективный, по его собственному признанию, ход: в каждом магазине, куда он сбывает свои изделия, наготове всегда имеется так называемый "пробник". Ведь любому покупателю интересно знать, за какие такие вкусовые качества он выкладывает свои кровные денежки!

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 2838
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003