В Москве появится сеть халяльных кафе и ресторанов
Сеть халяльных (отвечающих нормам ислама) кафе и ресторанов быстрого питания может появиться в Москве в скором будущем.
"Мы обсуждаем идею открыть халяльный "Макдональдс", как в других странах, например, в Турции, Малайзии. Сегодня в Москве необходима сеть закусочных халяль, но, к сожалению, нет бизнесменов, которые вложили бы в это деньги", — сказал в интервью РИА Новости глава Центра стандартизации и сертификации продукции халяль при Совете муфтиев России (СМР) Жафар Азизбаев.
"Халяль", — пояснил он, — это то, что разрешено мусульманам по Корану, в отличие от "харам" — запретного. "Но это не ритуальная пища, а просто нормальная еда, которая не портит человеку здоровье", — подчеркнул Азизбаев.
"Мы даже уходим от названия "халяль", чтобы не было конфессиональных разделений. Например, соответствующие магазины с сертифицированной нами (Советом муфтиев) продукцией называем просто "магазинами здорового питания", чтобы все окрестные жители могли приобретать качественные, полезные продукты. Так и происходит, даже священники покупают", — добавил собеседник агентства.
По его словам, в Москве сейчас существует около 30 точек продажи халяльной продукции: при мечетях, в торговых центрах "Ашан", "Метро", на Черкизовском, Мытищинском и других рынках — и местные мусульмане о них знают. А в ближайшие годы появятся еще 40 точек. "В Интернете уже есть интерактивная карта их расположения, аналогичные карты составляются по другим городам и регионам", — сообщил Азизбаев.
Как это ни странно, но, по его словам, большинство производителей халяля в России не являются последователями ислама. В частности, крупнейшие российские мясоперерабатывающие комбинаты реализуют по три тысячи тонн халяльного мяса в месяц.
"Продукцию можно заказывать по Интернету", — отметил Азизбаев.
Филиалы Центра СМР по стандартизации и сертификации продукции халяль действуют при духовных управлениях мусульман в Татарстане, Мордовии, Карелии Свердловской и Тюменской областях, в Пензе, Саратове.
По оценкам Азизбаева, мусульмане во всех крупных городах сегодня имеют возможность купить халяль. Речь, в основном, идет о мясной продукции (сыром мясе, фарше, разнообразных полуфабрикатах и колбасных изделиях). Чтобы мясо считалось халяльным, оно должно быть без крови, а животные должны забиваться "с посвящением Всевышнему", а не кому-либо или чему-либо иному.
Эксперт особо отметил, что Коран разрешает мусульманам употреблять в пищу мясо животных, забитых "людьми Писания": иудеями, христианами, зороастрийцами, буддистами".
"Поэтому кошерный (соответствующий требованиям иудаизма) продукт для меня — такой же халяль, как продукт, приготовленный мусульманином. А в гостях у христианина я могу спокойно есть, например, говядину", — добавил Азизбаев.
"Запретное и дозволенное точно определено в Коране. Однозначно запрещены мусульманам свинина, кровь, мертвечина, а также опьяняющие, одурманивающие напитки", — напомнил представитель Совета муфтиев.
Он отметил, что, если магазин сертифицируется полностью, то СМР проверяет всю продукцию, не только мясную.
"Например, есть торты с содержанием вина, коньяка — их мусульманам нельзя. В свое время был запрещен желатин, потому что для его приготовления могло использоваться нехаляльное сырье (свиные кости или кости неправильно забитых животных)", — отметил собеседник агентства.
Сертификат СМР ставится на упаковке товара, которая, в свою очередь, обязательна, чтобы разрешенный продукт не соприкасался и не смешивался с запретным. При этом никаких особых требований к продавцу, стоящему за прилавком, не предъявляется: им может быть как мужчина, так и женщина, любого вероисповедания. Если продавец говорит, что товар — халяль, то покупатель вправе потребовать сертификат, выданный религиозной организацией.
"Однако на сегодняшний день заниматься халяльным бизнесом невыгодно, потому что в целом очень низкие объемы продаж", — поделился в беседе с корреспондентом РИА Новости гендиректор одного из мясоперерабатывающих заводов, производящих халяль, Рафаэль Насыров. По его данным, в Московской области, где проживает около двух с половиной миллионов этнических мусульман, должно потребляться в сутки около 180 тонн колбасных изделий, а халяльной продукции реально потребляется в сутки не более десяти тонн.
Причины низкого спроса на халяль представители СМР и бизнеса видят в недостатке религиозного воспитания среди этнических мусульман, а также в более высокой себестоимости, а следовательно, и рыночной цене "здоровой пищи".
Что же касается интереса к продукции халяль со стороны представителей других вероисповеданий, то он не осуждается, если не ведет к нарушению норм отдельной религии.
Так, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рощин заявил РИА Новости, что всякая пища пригодна к еде, согласно Евангелию, — и "для православного христианина кошерная или халяльная пища не представляет никакой опасности, если не смущает человека в вере".
"Единственное педагогическое предостережение о вкушении той или иной пищи — чтобы не смущалась совесть. Это касается, например, идоложертвенного", — отметил священник.
Он напомнил слова из новозаветной книги "Деяния святых апостолов": "Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым". А в Евангелии от Матфея сказано: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека".
"Мы обсуждаем идею открыть халяльный "Макдональдс", как в других странах, например, в Турции, Малайзии. Сегодня в Москве необходима сеть закусочных халяль, но, к сожалению, нет бизнесменов, которые вложили бы в это деньги", — сказал в интервью РИА Новости глава Центра стандартизации и сертификации продукции халяль при Совете муфтиев России (СМР) Жафар Азизбаев.
"Халяль", — пояснил он, — это то, что разрешено мусульманам по Корану, в отличие от "харам" — запретного. "Но это не ритуальная пища, а просто нормальная еда, которая не портит человеку здоровье", — подчеркнул Азизбаев.
"Мы даже уходим от названия "халяль", чтобы не было конфессиональных разделений. Например, соответствующие магазины с сертифицированной нами (Советом муфтиев) продукцией называем просто "магазинами здорового питания", чтобы все окрестные жители могли приобретать качественные, полезные продукты. Так и происходит, даже священники покупают", — добавил собеседник агентства.
По его словам, в Москве сейчас существует около 30 точек продажи халяльной продукции: при мечетях, в торговых центрах "Ашан", "Метро", на Черкизовском, Мытищинском и других рынках — и местные мусульмане о них знают. А в ближайшие годы появятся еще 40 точек. "В Интернете уже есть интерактивная карта их расположения, аналогичные карты составляются по другим городам и регионам", — сообщил Азизбаев.
Как это ни странно, но, по его словам, большинство производителей халяля в России не являются последователями ислама. В частности, крупнейшие российские мясоперерабатывающие комбинаты реализуют по три тысячи тонн халяльного мяса в месяц.
"Продукцию можно заказывать по Интернету", — отметил Азизбаев.
Филиалы Центра СМР по стандартизации и сертификации продукции халяль действуют при духовных управлениях мусульман в Татарстане, Мордовии, Карелии Свердловской и Тюменской областях, в Пензе, Саратове.
По оценкам Азизбаева, мусульмане во всех крупных городах сегодня имеют возможность купить халяль. Речь, в основном, идет о мясной продукции (сыром мясе, фарше, разнообразных полуфабрикатах и колбасных изделиях). Чтобы мясо считалось халяльным, оно должно быть без крови, а животные должны забиваться "с посвящением Всевышнему", а не кому-либо или чему-либо иному.
Эксперт особо отметил, что Коран разрешает мусульманам употреблять в пищу мясо животных, забитых "людьми Писания": иудеями, христианами, зороастрийцами, буддистами".
"Поэтому кошерный (соответствующий требованиям иудаизма) продукт для меня — такой же халяль, как продукт, приготовленный мусульманином. А в гостях у христианина я могу спокойно есть, например, говядину", — добавил Азизбаев.
"Запретное и дозволенное точно определено в Коране. Однозначно запрещены мусульманам свинина, кровь, мертвечина, а также опьяняющие, одурманивающие напитки", — напомнил представитель Совета муфтиев.
Он отметил, что, если магазин сертифицируется полностью, то СМР проверяет всю продукцию, не только мясную.
"Например, есть торты с содержанием вина, коньяка — их мусульманам нельзя. В свое время был запрещен желатин, потому что для его приготовления могло использоваться нехаляльное сырье (свиные кости или кости неправильно забитых животных)", — отметил собеседник агентства.
Сертификат СМР ставится на упаковке товара, которая, в свою очередь, обязательна, чтобы разрешенный продукт не соприкасался и не смешивался с запретным. При этом никаких особых требований к продавцу, стоящему за прилавком, не предъявляется: им может быть как мужчина, так и женщина, любого вероисповедания. Если продавец говорит, что товар — халяль, то покупатель вправе потребовать сертификат, выданный религиозной организацией.
"Однако на сегодняшний день заниматься халяльным бизнесом невыгодно, потому что в целом очень низкие объемы продаж", — поделился в беседе с корреспондентом РИА Новости гендиректор одного из мясоперерабатывающих заводов, производящих халяль, Рафаэль Насыров. По его данным, в Московской области, где проживает около двух с половиной миллионов этнических мусульман, должно потребляться в сутки около 180 тонн колбасных изделий, а халяльной продукции реально потребляется в сутки не более десяти тонн.
Причины низкого спроса на халяль представители СМР и бизнеса видят в недостатке религиозного воспитания среди этнических мусульман, а также в более высокой себестоимости, а следовательно, и рыночной цене "здоровой пищи".
Что же касается интереса к продукции халяль со стороны представителей других вероисповеданий, то он не осуждается, если не ведет к нарушению норм отдельной религии.
Так, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рощин заявил РИА Новости, что всякая пища пригодна к еде, согласно Евангелию, — и "для православного христианина кошерная или халяльная пища не представляет никакой опасности, если не смущает человека в вере".
"Единственное педагогическое предостережение о вкушении той или иной пищи — чтобы не смущалась совесть. Это касается, например, идоложертвенного", — отметил священник.
Он напомнил слова из новозаветной книги "Деяния святых апостолов": "Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым". А в Евангелии от Матфея сказано: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека".
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00