Конкурируй кто может. Самые жесткие конкуренты-страны СНГ

Среда, 2 августа 2006 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

У российских производителей сельхозпродукции и продовольствия неоднозначное отношение к коллегам из ближнего зарубежья. В одних секторах агропрома бывшие союзные республики дополняют наши компании, а в других - жестко конкурируют с ними. В борьбе за российский рынок козырем Украины являются дешевый металл и лучший, чем в России, климат, а Белоруссии - административное регулирование.
После того как в январе этого года Россельхознадзор запретил ввоз сельхозтоваров из Украины, у Ефремовского маслосырзавода (Тульская обл) за месяц вдвое вырос объем продаж. "В феврале вместо запланированных 120 т сыра у нас ушло 200 т, - радуется директор завода Сергей Митусов - А в марте продали бы еще больше, но когда планировали производство, мы не предполагали, что с Украиной такое произойдет".
Молочно-сырные дела
По оценке исполнительного директора Молочного союза России Владимира Лабинова, в 2005 г доля Украины в импорте сыров в Россию была около 40% (111 тыс т - по данным компании "Аграрика", это 95% украинского сырного экспорта), Белоруссии - примерно 17% (41,2 тыс т), Литвы - порядка 7% (20,3 тыс т). При этом участники рынка рассматривают как конкурирующую только украинскую продукцию. "Литовский сыр дороже российских сортов на 5-10%, - говорит директор сырного проекта компании "Вимм-Билль-Данн" (марка "Ламбер") Юрий Власенко - Он соперничает разве что с [дешевым] угличским сыром". Но в Угличе производят не более 2 тыс т сыра в год, и с реализацией таких объемов проблем не возникает, добавляет он. Звиад Гаганидзе, эксперт по маркетингу компании Npconsulting, отмечает, что российские производители сыров, одноименных с выпускаемыми в бывших союзных республиках (таких как "Гауда" и "Эдам"), вынуждены уступать часть рынка поставкам из Прибалтики.
А белорусские сыры, рассказывает Митусов, на 20% дешевле наших, но уступают по качеству. Поэтому российские предприятия напрямую с ними не конкурируют и устанавливают цены, не ориентируясь на стоимость товара из Белоруссии. Однако разница остро чувствуется в регионах, где покупатель чувствителен к цене, говорит Гаганидзе, и часто делает выбор в пользу белорусских сыров. Тем более что эта страна, как и Украина, выпускает самые ходовые в России марки - "Костромской", "Российский" и "Пошехонский".
Украина еще несколько лет назад не считалась прямым конкурентом наших сыроделов из-за более низкого, чем у них, качества сыров, вспоминает Митусов. Но этой стране, по его мнению, помогли инвестиции и консолидация рынка. Например, в 2001 г французская компания BonGrain Group приобрела Звенигородский сыродельный комбинат, а ряд местных предприятий в 2003 г объединились в созданную в 2003 г корпорацию "Клуб сыра". Это, по словам Митусова, позволило им согласовывать свои действия по ценообразованию и объемам производства.
Другими преимуществами Украины сыроделы называют более дешевые, чем в России, рабочую силу, сырье и энергоносители, которые мы продаем туда дешевле, чем в Европу. А белорусским сыроделам помогает прямое госрегулирование цен на сельхозпродукцию. По оценке Власенко, затраты на оплату труда у украинских предприятий на 10-15% ниже, чем у наших. Митусов оценивает среднюю стоимость молока на Украине в 6 руб/л, в России - около 7, в Белоруссии - 4,5-5 руб/л. Между российским и белорусским показателями, обращает он внимание, принципиальная для сыроделов разница,: удорожание молока на 1 руб/л поднимает цену сыра на 10 руб/кг. Из-за этого Ефремовский маслосырзавод некоторое время даже привозил молоко из Белоруссии, тем более что транспортные расходы (50-60 коп/л) были небольшими по сравнению с почти двухрублевой разницей в ценах на сырье из двух стран. Но в 2005 г. Белоруссия запретила экспорт молока, и с тех пор завод работает полностью на отечественном сырье, хотя в январе этого года запрет был снят.
Сейчас сырое молоко из Белоруссии везет ВБД, но оно не превышает 0,5% сырья, потребляемого компанией. Такие закупки холдинг осуществляет осенью и зимой, когда российское молоко - дефицит, а цены на него превышают расчетные, определенные ВБД в 9 руб/л. В отличие от сыров поставки из Белоруссии не ущемляют интересов российских производителей, признает Власенко: "Наш молочный рынок пока не насыщен. Отечественные поставщики могут закрыть потребности заводов в сырье только на 40-80% в зависимости от региона и времени года".
А вот сухое молоко из Белоруссии и Украины, по оценке ведущего эксперта ИКАРа Татьяны Рыбаловой, дешевле нашего на 15-20%. Однако Лабинов из Молочного союза не видит в этом сегменте явной конкуренции: в России производится около 200 тыс т сухого молока в год (из них 65 тыс т экспортируется), а ввозится - 80 тыс т. Таким образом, экспорт превышает импорт на 15 тыс т, что в пересчете на восстановленное молоко составляет 120 тыс т, подсчитывает Лабинов. "Это капля в море по сравнению с 32 млн т цельного молока, производимыми у нас", - уверен он. Но после снятия запрета на импорт сельхозпродукции из Украины возможно падение цен на сухое молоко. "То сырье, которое сейчас [украинцам] некуда девать, сушится про запас, - рассказывает Лабинов - Оно хлынет в Россию, как только поставки вновь разрешат".
В Молочном союзе считают, что долю украинского сыра на нашем рынке теперь поровну делят российские и белорусские поставщики. Рыбалова менее оптимистична: "Твердые сыры из Украины заменил более дешевый белорусский импорт". А по оценке Власенко из ВБД, учитывая снятие запрета с нескольких украинских предприятий и неофициальный ввоз в Россию в 2006 г, попадет 40-50 тыс т украинских сыров. "Российские заводы не имеют мощностей для резкого наращивания производства, - говорит он - На днях я сам видел на рынке, как покупатели берут явно украинский сыр из Гадяча (Сумская обл), продающийся как продукция Угличского завода".
Что делать без мяса
Серьезными поставщиками в нашу страну мяса из стран бывшего СССР можно назвать только Украину и Белоруссию, рассказывает исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Мясная промышленность Украины, как и молочная, была ориентирована на Россию. По данным ассоциации "Укрмясо", запрет Россельхознадзора привел к прекращению производства на четырех крупных МПЗ, а еще 20 местных мясных предприятий на грани остановки. По словам предправления "Укрмяса" Владимира Попова, за время действия запрета оптовые цены на живой КРС на Украине снизились с 9 до 5,5-6 грн/кг, на живых свиней - с 10 до 7,5-8 грн/кг, на говядину - с 14-14,5 до 11 грн/кг.
А вот в сегменте сырого мяса Украина нам не конкурент, уверены эксперты и участники рынка. Аналитик ИКАРа Лариса Дорогова напоминает, что в 2005 г. Украина поставляла 56 тыс т замороженной говядины (почти 9% совокупного импорта этого мяса в Россию), занимая третье место после Бразилии и Аргентины. Поставки украинской свинины были незначительны - всего 6,5 тыс т/г. Белоруссия, по данным Дороговой, ввозит до 40 тыс т говядины и 20 тыс т свинины. Однако "российское поголовье КРС сокращается на 9-10% в год, - напоминает она - Так что даже если Белоруссия и Украина будут наращивать поставки, это можно рассматривать лишь как частичную компенсацию снижения отечественного производства". Не чувствует конкуренции и глава калужского КФХ "ДиК" (разводит мясной скот) Андрей Давыдов: "Мяса будет не хватать еще лет 10, а значит, бывшие союзные республики не будут нам конкурентами".
Юшин соглашается с Дороговой и Давыдовым, но его беспокоит возможный реэкспорт мяса через Украину и Белоруссию и исходящая от него угроза потребителям. До закрытия украинского рынка недобросовестные импортеры, добавляя в мясо птицы или фарш соль и перец, обходили квоты и под видом полуфабрикатов беспошлинно ввозили через страны СНГ европейское и американское мясо, сетует Юшин. В апреле 2005 г. Россельхознадзор вместе с украинскими и белорусскими ветеринарами проверил запросы российских импортеров на ввоз 300 тыс т мяса с Украины и пришел к выводу, что большая часть контрактов заключалась под поставку реэкспортного товара из третьих стран.
Пшеница не конкурент
Как ожидают в центре "СовЭкон", в этом году в Россию завезут 1,2 млн т пшеницы из этой страны. Три четверти объема придется на Сибирь, Урал и Алтай: возить туда зерно из европейских регионов невыгодно, а местного не хватает, рассказывает Валентин Сельвесюк, руководитель департамента торговли компании "Настюша". Дефицит зерна на одних только мукомольных предприятиях Алтайского края он оценивает в 500 тыс т/г.
В Москву, по оценке гендиректора "СовЭкона" Андрея Сизова, в год привозят 150-300 тыс т казахстанской пшеницы 3 класса, которую мукомолы используют для улучшения качества помольных смесей. Для сравнения: всего столица потребляет около 800 тыс т пшеницы в год. Сельвесюк называет пшеницу из Казахстана альтернативой ставропольской, которая с учетом всех транспортных расходов может стоить в Москве на 100-150 руб/т дороже. Но Сизов уверен, что ставропольские аграрии не страдают от казахстанских поставок: они сами вывозят зерно в Азербайджан, Грузию и дальнее зарубежье.
Сахар не лишний
По данным ИКАРа, в 2005 г. Россия потребила 5,8 млн т сахара, из которых 2,6 млн т пришлось на дальнее зарубежье и 700 тыс т - на страны СНГ (в основном Белоруссию). По словам коммерческого директора группы "Имтеп" Сергея Бигачева, белорусский сахар продается дешевле российского на 10-15 коп/кг, "что укладывается в стандартный разброс цен по российскому сахару". По его данным, поставки из Белоруссии закрывают для российских производителей Брянск, Смоленск, Псков, Великий Новгород и 50% рынка Санкт-Петербурга.
Белоруссия имеет право беспошлинно поставлять в Россию излишки собственного свекловичного сахара. Но по данным Союза сахаропроизводителей (Союзроссахар), в 2002-2004 гг местные заводы произвели 700 тыс т сахара из свеклы, а в нашу страну экспортировали 1,08 млн т. В 2005 г исследования не проводились. "Весь "излишний" сахар был изготовлен из импортного сырца, поэтому он не считается белорусским и должен облагаться пошлиной в $340/т", - настаивает председатель правления Союзроссахара Юрий Чумаков. В 2004 г из-за падения цен, спровоцированного беспошлинной белорусской продукцией, наши компании потеряли при переработке каждой тонны сахара-сырца $41, доказывает он. А в апреле 2006 г российские таможенники задержали почти 2 тыс т беспошлинного белорусского сахара - самую большую за постсоветское время партию, якобы изготовленную из импортного сырца.
Как уверяет ведущий эксперт ИКАРа Евгений Иванов, если бы белорусские производители работали в условиях, аналогичных российским, то себестоимость их сахара была бы "минимум на несколько долларов [за тонну] выше отечественного". Бигачев подтверждает, что белорусским сахарным заводам предоставляются отсрочки по уплате НДС и пошлин на ввоз сырца. По оценке Союзроссахара, за несколько последних лет Белоруссия потратила на поддержку этого сектора, в том числе экспорта сахара, более $161 млн. Этим в союзе объясняют случившееся в 2004 г падение производства белого сахара в России на 21,3% при одновременном росте поставок из Белоруссии на 32%. А с 2002 по 2004 г потери отечественных сахарных компаний от неравных условий конкуренции с этой страной составили $500 тыс, утверждают в Союзроссахаре.
Бигачев обращает внимание, что белорусский сахар дешевле нашего не только из-за льгот: "Белорусы используют качественные семена, современную технику, проводят модернизацию заводов. За счет этого и сокращается себестоимость". Однако в Союзроссахаре возражают, что белорусские сахарные заводы получают кредиты под гарантии правитель- ства по нулевой или субсидируемой процентной ставке. "Россия тоже поддерживает своих сельхоз-производителей субсидированными кредитами", -спорит Бигачев.
Сейчас российские производители сахара возлагают большие надежды на пролоббированный ими новый таможенный режим: с февраля этого года весь белорусский сахар ввозится в нашу страну че-рез единственный таможенный пункт в Москве. По подсчетам финдиректора группы Sucden в Рос-сии Глеба Тихомирова, транспортные расходы увеличивают цену легального белорусского саха-ра минимум на $10 за тонну. Больше сахара, чем производит Белоруссия из свеклы (300 тыс т), те-перь не получится поставить без уплаты таможен-ной пошлины, надеется Тихомиров. Кроме того, единый таможенный пункт позволит эффектив-нее выявлять ввозимый под видом свекловичного тростниковый сахар, не исключает он.
Бигачев говорит, что с октября по ноябрь из Бело-руссии в Россию приходит до 900 вагонов сахара. Он сомневается, что одна таможня сможет не только проверить, но и оперативно пропустить такую пар-тию. Бигачев опасается, что белорусы, которые не смогут ждать, пока все растаможат, начнут продавать сахар российским посредникам еще до попадания его на таможню, при этом еще больше опустив цены.
Советское наследство
"Потери в торговле сельхозтехникой с Белорус-сией мы оцениваем в $200 млн, а с Украиной - в $150 млн", - говорит директор Союзагромаша Евге-ний Корчевой. Основная конкуренция у российских машиностроителей, по его словам, разворачивается с Минским тракторным заводом и украинской "Крас-ной звездой" ("Червона Зирка"). По данным Союзаг-ромаша, в 2005 г украинцы завезли порядка 3 тыс се-ялок на $32 млн, заняв треть нашего рынка. А МТЗ ввез 11,5 тыс тракторов, в основном МТЗ-82 (общая сто-имость - $170 млн), что составляет 70% ежегодной потребности агрохозяйств в тракторах.
С учетом другой техники, например почвообра-батывающих машин, Белоруссия поставила в Рос-сию сельхозтехники на $209 млн, что сделало эту страну вторым импортером после Германии ($214 млн). Как говорит директор по маркетингу Грязинского культиваторного завода (Липецкая обл) Дмитрий Тищенко, на украинские и белорус-ские почвообрабатывающие машины приходится не менее трети российского рынка. А по словам ген-директора ОАО "Сибзавод Центр" (Омская обл) Ви-ктора Титарева, преимущество Украины в дешевых металле и рабсиле. "В структуре себестоимости сельхозтехники металл и энергия составляют около 60%", - рассказывает Титарев.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1104
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003