Принцы нищих Правила мафии попрошаек изучены, но для борьбы с ними нет законов
Столичные правоохранительные органы начали кампанию по борьбе с "бандами нищих", наплыв которых ждет Москву с началом потепления. Так, на днях появилось сообщение о задержании группы цыган, которые эксплуатировали калек, вынуждая их просить милостыню в московском метро. Между тем, по признанию самих оперативников, в столице насчитывается более десяти таких групп, поделивших мегаполис на зоны интересов. Всего в Москве, по самым приблизительным оценкам, около 80 тыс. профессиональных нищих. Но общая численность населения "страны нищих" значительно выше - на одного попрошайку приходится до трех надзирателей. Тем не менее, российские законы не предусматривают наказания за такой "бизнес", и потому мафия нищих в российском государстве продолжает процветать.
Инвалидное рабство
На прошлой неделе сотрудники столичных правоохранительных органов задержали группу цыган, которым позже было предъявлено обвинение в использовании рабского труда. По данным оперативников, предприимчивые граждане - в основном, выходцы из Молдавии, - привозили в столицу на заработки людей с ограниченными физическими возможностями. Делали они это отнюдь не из альтруизма - цыгане заставляли инвалидов попрошайничать, а потом забирали у них деньги, поданные сердобольными гражданами. Ежедневная "норма выручки", установленная для калек, составляла от 1,5 до 2,5 тысяч рублей с человека. Если инвалид не набирал необходимой суммы, его избивали и лишали еды.
На цыган, организовавших этот "бизнес" в столице, правоохранительные органы вышли практически случайно. Как рассказали Стране.Ru в Хорошевской прокуратуре, в милицию поступило заявление от директора дома инвалидов, расположенного в одной из областей центрального района России. "Двое бывших обитателей этого дома, инвалидов, назовем их Г. и Д., обратились к нему за помощью, - рассказал Стране.Ru заместитель прокурора Хорошевской районной прокуратуры Алексей Оспенников. - Они рассказали, что некоторое время назад на территории дома инвалидов появились цыгане, которые обратились к Г. и Д. с предложением: дескать, вместо того, чтобы прозябать в таких условиях, они могут отправиться на заработки в Москву. Инвалидам расписали прекрасную перспективу, рассказывая о том, какие деньги можно заработать на жалостливых людях". Поверив в сказку про "Эльдорадо для калек" инвалиды согласились на предложение цыган, которые и переправили новых работников в столицу.
По словам потерпевших, один из которых одноногий, а у другой нет обеих ног, их привезли на квартиру, а утром доставили в метро, приказав не сходить с места и к вечеру собрать не менее полутора тысяч рублей. Поначалу калеки надеялись, что эти деньги они будут тратить на себя, но после того, как их выручка перешла к цыганам, поняли, что оказались в рабстве. Каждый день их вывозили на "точку", где к ним был приставлен надзиратель, а вечером забирали домой. Аппетиты рабовладельцев росли, и требуемая сумма постепенно повышалась. Как позднее рассказали оперативникам потерпевшие, за невыполнение требований рабовладельцы их жестоко избивали и не давали есть.
В один из дней Г. и Д. удалось усыпить бдительность наблюдающих, и они сумели скрыться от своих мучителей. Единственное место, куда они могли вернуться, был их старый дом инвалидов. Разумеется, никто не стал выгонять на улицу беглых калек, а после их рассказов о столичной жизни, директор решил, что необходимо вмешательство правоохранительных органов.
"Со слов потерпевших удалось установить личности двоих цыган, которые завербовали калек, - сказал Оспенников. - Но в настоящий момент обнаружить их место пребывания пока не удалось. По оперативным данным они скрылись на территории Молдавии". Всего же во время проведения оперативно-розыскных действий милиционерам удалось задержать 19 человек, подозреваемых в причастности к использованию рабского труда инвалидов.
Не исключено, что это расследование окажется лишь первым "нищенским делом". Сейчас столичные правоохранительные органы ведут работу по установлению членов других банд попрошаек, использующих рабский труд. По данным оперативников, таких группировок на территории Москвы больше десятка. Рабы приносят прибыль своим хозяевам, выпрашивая милостыню не только в метро. Весь город четко поделен на территории таких кланов, и этот вид "бизнеса" процветает повсюду - на вокзалах, рынках, в подземных переходах и на центральных улицах столицы.
Страна нищих
Попрошайничество можно смело отнести к одной из старейших "профессий". В XIV веке во Франции активно действовала "Ассоциация нищих", у которой был даже король по имени Костер. У его людей был даже свой язык, которому они обучали подрастающее поколение, преподавали подросткам искусство срезать кошельки, учили готовить мазь для фальшивых ран. Отдельным курсом проходило обучение искусству обманывать людей жалобами. Власти Парижа пытались бороться с попрошайками, издавая указы о наказании и выселении их из города, но, по большей части, эти эдикты невозможно было выполнить из-за хорошо организованной системы взаимовыручки среди профессиональных нищих.
Веками попрошайничество оставалось весьма доходным видом "бизнеса" - эта отрасль не облагается налогами, профессиональный стаж можно исчислять с самого рождения, а в строю многочисленные паниковские и балагановы остаются до самой смерти. Более того, "расцвет творческих сил" попрошаек приходится на их младенчество и старость.
Правда, в ряде стран нищенство считается правонарушением. К примеру, в Арабских Эмиратах любого человека, попытавшегося попросить милостыню, выставят из страны в 24 часа, в Китае с попрошаек взимают штрафы. В СССР их просто сажали в тюрьму как тунеядцев, а в современной России закон не предусматривает никакой ответственности для тех, кто ходит по улицам с протянутой рукой. Правда, более десяти лет (с 1993 года) формально действовал указ президента Ельцина "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества", но на практике он почти не применялся. Уголовный же кодекс сегодня содержит ответственность лишь за вовлечение в попрошайничество несовершеннолетних. Поэтому милиционеры могут только прогнать попрошайку с насиженного места, но после ухода людей в форме, тот снова возвращается на "свою" территорию.
Обычно нищие оккупируют крупные, столичные города. Более того, попрошайки - признак современного мегаполиса. Так, столица России считается самым богатым городом страны, но если судить по количеству людей, просящих подаяние, можно смело утверждать, что Москва - и самый бедный регион. Никто не знает точное число профессиональных нищих. По самым приблизительным подсчетам в Москве "работает" около 80 тыс. попрошаек, живущих в своем "государстве нищих", и имеющих мало общего с теми нищими, которые появились на улицах российских городов в первые годы перестройки. Сегодня, по экспертным оценкам, 95% представителей этого сообщества являются нищими не по уровню дохода, а по профессиональной принадлежности.
Как и в любом государстве, у нищих существует строгая иерархия. Как правило, сам попрошайка ничего не знает о своих хозяевах, на которых он работает. Он может знать в лицо только "контролеров", которые раз в 2-3 часа забирают у него "выручку". При этом на одного нищего приходится по два-три контролера - более высокая ступень в иерархии. Один надзиратель доставляет нищего к месту работы, другой - следит за выручкой на протяжении дня, а третий - отвечает за возвращение попрошайки "домой". Тех контролеров, которые следят за нищим в течение дня, именуют "бденцами". Как правило, "бденцы" - женщины или дети. Они меньше привлекают внимания, но на них лежит ответственность собирать "выручку" попрошайки и следить, хорошо ли он "работает".
Все улицы столицы строго поделены между "корпорациями", и никто из попрошаек не имеет права по собственной воле сменить место "работы" или уйти к другому хозяину. Если нищий решит вдруг оставить свое ремесло, он будет жестоко наказан.
Для каждого нищего хозяин устанавливает определенный размер дневного заработка. На языке нищих он именуется "дневником" (с ударением на "е"). Каждая "работа" имеет свою цену, но для всех нищих без исключения действует жесткое "правило протянутой руки" - ежедневная выручка должна быть не меньше пятисот рублей. Если кто-то из попрошаек не выполнит этой нормы, долг переносят на следующий день, то есть - "ставят на предупреждение". Таких предупреждений может быть только три. Если "работник" не справляется с поставленной задачей, его наказывают. Как правило - жестоко избивают. Но подобные методы "воспитания" только на руку самому попрошайке и его хозяевам - чем больше увечий, тем больше подают.
"Бденцы" же проверяют представителей этого ремесла и на честность. "У попрошаек есть своя технология проверки, - рассказал Стране.Ru эксперт Департамента социальной политики Правительства Москвы Андрей Пентюхов. - Подставное лицо подает меченую купюру, потом, если в выручке, которую он сдает, этой купюры не окажется, применяются репрессивные меры".
Психология попрошайничества
Боссы "мафии нищих" - отличные психологи. Они ставят перед контролерами задачу - периодически менять местами нищих, чтобы лицо попрошайки не примелькалось и ему не стали меньше подавать. Поэтому между попрошайками "клана" происходят постоянные рокировки. "Психологическая служба" учитывает и тот факт, что, если рядом с ребенком, просящим денег "на хлебушек", поставить пожилого человека, которому "не хватает пенсии на пропитание", то один из них обязательно останется в проигрыше. Невыгодно также ставить рядом женщину с ребенком на руках и попрошайку-инвалида - эти типы взаимно исключают друг друга.
По мнению эксперта Санкт-Петербургского центра независимых социологических исследований Марии Кудрявцевой, "успешный, профессиональный нищий - это эксперт по социальным проблемам и кризисным ситуациям". Иными словами, попрошайка мастерски ориентируется в социальной обстановке в стране и использует ее себе во благо. "У всех нас в сознании и на виду пенсионеры - старички и старушки, которым не хватает на жизнь их мизерной пенсии, - рассказывает Кудрявцева. - Значит, и на улицах мы будем встречать нищенствующих стариков: как настоящих бедняков, так и людей, инсценирующих свою бедность".
В настоящее время наиболее распространены типажи стариков и старушек, калек, как правило, мужчин - женщины реже выставляют свои физические недостатки и уродство на всеобщее обозрение. "Для женщин важным ресурсом является общественная ценность материнства, - считает социолог. - Поэтому женщина с ребенком - это еще один очень распространенный тип". После войны в Афганистане и Чечне остались нерешенными проблемы бывших воинов. И этот типаж тоже был активно востребован попрошайками. Обычный калека переодевается в военную форму, садится в инвалидную коляску и взывает к милосердию окружающих, сообщая о своей мнимой контузии и подрыве на мине.
Как считают эксперты, современные попрошайки - хорошо организованный, прибыльный "бизнес", а потому, без законодательного решения этой проблемы бороться с "мафией нищих" практически невозможно. "С наступлением тепла в Москву потянутся жители бывших республики СССР, - убежден Андрей Пентюхов. - И снова на улицах города будут сновать босые женщины с плачущими младенцами на руках. Но борьба с наплывом попрошаек, равно как и с "оседлыми" представителями этого сообщества у нас не ведется. Я не знаю ни одной инициативы по решению этой проблемы, которая бы выносилась на обсуждение наших законодателей, а потому, эта проблема так и остается нерешенной".
Инвалидное рабство
На прошлой неделе сотрудники столичных правоохранительных органов задержали группу цыган, которым позже было предъявлено обвинение в использовании рабского труда. По данным оперативников, предприимчивые граждане - в основном, выходцы из Молдавии, - привозили в столицу на заработки людей с ограниченными физическими возможностями. Делали они это отнюдь не из альтруизма - цыгане заставляли инвалидов попрошайничать, а потом забирали у них деньги, поданные сердобольными гражданами. Ежедневная "норма выручки", установленная для калек, составляла от 1,5 до 2,5 тысяч рублей с человека. Если инвалид не набирал необходимой суммы, его избивали и лишали еды.
На цыган, организовавших этот "бизнес" в столице, правоохранительные органы вышли практически случайно. Как рассказали Стране.Ru в Хорошевской прокуратуре, в милицию поступило заявление от директора дома инвалидов, расположенного в одной из областей центрального района России. "Двое бывших обитателей этого дома, инвалидов, назовем их Г. и Д., обратились к нему за помощью, - рассказал Стране.Ru заместитель прокурора Хорошевской районной прокуратуры Алексей Оспенников. - Они рассказали, что некоторое время назад на территории дома инвалидов появились цыгане, которые обратились к Г. и Д. с предложением: дескать, вместо того, чтобы прозябать в таких условиях, они могут отправиться на заработки в Москву. Инвалидам расписали прекрасную перспективу, рассказывая о том, какие деньги можно заработать на жалостливых людях". Поверив в сказку про "Эльдорадо для калек" инвалиды согласились на предложение цыган, которые и переправили новых работников в столицу.
По словам потерпевших, один из которых одноногий, а у другой нет обеих ног, их привезли на квартиру, а утром доставили в метро, приказав не сходить с места и к вечеру собрать не менее полутора тысяч рублей. Поначалу калеки надеялись, что эти деньги они будут тратить на себя, но после того, как их выручка перешла к цыганам, поняли, что оказались в рабстве. Каждый день их вывозили на "точку", где к ним был приставлен надзиратель, а вечером забирали домой. Аппетиты рабовладельцев росли, и требуемая сумма постепенно повышалась. Как позднее рассказали оперативникам потерпевшие, за невыполнение требований рабовладельцы их жестоко избивали и не давали есть.
В один из дней Г. и Д. удалось усыпить бдительность наблюдающих, и они сумели скрыться от своих мучителей. Единственное место, куда они могли вернуться, был их старый дом инвалидов. Разумеется, никто не стал выгонять на улицу беглых калек, а после их рассказов о столичной жизни, директор решил, что необходимо вмешательство правоохранительных органов.
"Со слов потерпевших удалось установить личности двоих цыган, которые завербовали калек, - сказал Оспенников. - Но в настоящий момент обнаружить их место пребывания пока не удалось. По оперативным данным они скрылись на территории Молдавии". Всего же во время проведения оперативно-розыскных действий милиционерам удалось задержать 19 человек, подозреваемых в причастности к использованию рабского труда инвалидов.
Не исключено, что это расследование окажется лишь первым "нищенским делом". Сейчас столичные правоохранительные органы ведут работу по установлению членов других банд попрошаек, использующих рабский труд. По данным оперативников, таких группировок на территории Москвы больше десятка. Рабы приносят прибыль своим хозяевам, выпрашивая милостыню не только в метро. Весь город четко поделен на территории таких кланов, и этот вид "бизнеса" процветает повсюду - на вокзалах, рынках, в подземных переходах и на центральных улицах столицы.
Страна нищих
Попрошайничество можно смело отнести к одной из старейших "профессий". В XIV веке во Франции активно действовала "Ассоциация нищих", у которой был даже король по имени Костер. У его людей был даже свой язык, которому они обучали подрастающее поколение, преподавали подросткам искусство срезать кошельки, учили готовить мазь для фальшивых ран. Отдельным курсом проходило обучение искусству обманывать людей жалобами. Власти Парижа пытались бороться с попрошайками, издавая указы о наказании и выселении их из города, но, по большей части, эти эдикты невозможно было выполнить из-за хорошо организованной системы взаимовыручки среди профессиональных нищих.
Веками попрошайничество оставалось весьма доходным видом "бизнеса" - эта отрасль не облагается налогами, профессиональный стаж можно исчислять с самого рождения, а в строю многочисленные паниковские и балагановы остаются до самой смерти. Более того, "расцвет творческих сил" попрошаек приходится на их младенчество и старость.
Правда, в ряде стран нищенство считается правонарушением. К примеру, в Арабских Эмиратах любого человека, попытавшегося попросить милостыню, выставят из страны в 24 часа, в Китае с попрошаек взимают штрафы. В СССР их просто сажали в тюрьму как тунеядцев, а в современной России закон не предусматривает никакой ответственности для тех, кто ходит по улицам с протянутой рукой. Правда, более десяти лет (с 1993 года) формально действовал указ президента Ельцина "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества", но на практике он почти не применялся. Уголовный же кодекс сегодня содержит ответственность лишь за вовлечение в попрошайничество несовершеннолетних. Поэтому милиционеры могут только прогнать попрошайку с насиженного места, но после ухода людей в форме, тот снова возвращается на "свою" территорию.
Обычно нищие оккупируют крупные, столичные города. Более того, попрошайки - признак современного мегаполиса. Так, столица России считается самым богатым городом страны, но если судить по количеству людей, просящих подаяние, можно смело утверждать, что Москва - и самый бедный регион. Никто не знает точное число профессиональных нищих. По самым приблизительным подсчетам в Москве "работает" около 80 тыс. попрошаек, живущих в своем "государстве нищих", и имеющих мало общего с теми нищими, которые появились на улицах российских городов в первые годы перестройки. Сегодня, по экспертным оценкам, 95% представителей этого сообщества являются нищими не по уровню дохода, а по профессиональной принадлежности.
Как и в любом государстве, у нищих существует строгая иерархия. Как правило, сам попрошайка ничего не знает о своих хозяевах, на которых он работает. Он может знать в лицо только "контролеров", которые раз в 2-3 часа забирают у него "выручку". При этом на одного нищего приходится по два-три контролера - более высокая ступень в иерархии. Один надзиратель доставляет нищего к месту работы, другой - следит за выручкой на протяжении дня, а третий - отвечает за возвращение попрошайки "домой". Тех контролеров, которые следят за нищим в течение дня, именуют "бденцами". Как правило, "бденцы" - женщины или дети. Они меньше привлекают внимания, но на них лежит ответственность собирать "выручку" попрошайки и следить, хорошо ли он "работает".
Все улицы столицы строго поделены между "корпорациями", и никто из попрошаек не имеет права по собственной воле сменить место "работы" или уйти к другому хозяину. Если нищий решит вдруг оставить свое ремесло, он будет жестоко наказан.
Для каждого нищего хозяин устанавливает определенный размер дневного заработка. На языке нищих он именуется "дневником" (с ударением на "е"). Каждая "работа" имеет свою цену, но для всех нищих без исключения действует жесткое "правило протянутой руки" - ежедневная выручка должна быть не меньше пятисот рублей. Если кто-то из попрошаек не выполнит этой нормы, долг переносят на следующий день, то есть - "ставят на предупреждение". Таких предупреждений может быть только три. Если "работник" не справляется с поставленной задачей, его наказывают. Как правило - жестоко избивают. Но подобные методы "воспитания" только на руку самому попрошайке и его хозяевам - чем больше увечий, тем больше подают.
"Бденцы" же проверяют представителей этого ремесла и на честность. "У попрошаек есть своя технология проверки, - рассказал Стране.Ru эксперт Департамента социальной политики Правительства Москвы Андрей Пентюхов. - Подставное лицо подает меченую купюру, потом, если в выручке, которую он сдает, этой купюры не окажется, применяются репрессивные меры".
Психология попрошайничества
Боссы "мафии нищих" - отличные психологи. Они ставят перед контролерами задачу - периодически менять местами нищих, чтобы лицо попрошайки не примелькалось и ему не стали меньше подавать. Поэтому между попрошайками "клана" происходят постоянные рокировки. "Психологическая служба" учитывает и тот факт, что, если рядом с ребенком, просящим денег "на хлебушек", поставить пожилого человека, которому "не хватает пенсии на пропитание", то один из них обязательно останется в проигрыше. Невыгодно также ставить рядом женщину с ребенком на руках и попрошайку-инвалида - эти типы взаимно исключают друг друга.
По мнению эксперта Санкт-Петербургского центра независимых социологических исследований Марии Кудрявцевой, "успешный, профессиональный нищий - это эксперт по социальным проблемам и кризисным ситуациям". Иными словами, попрошайка мастерски ориентируется в социальной обстановке в стране и использует ее себе во благо. "У всех нас в сознании и на виду пенсионеры - старички и старушки, которым не хватает на жизнь их мизерной пенсии, - рассказывает Кудрявцева. - Значит, и на улицах мы будем встречать нищенствующих стариков: как настоящих бедняков, так и людей, инсценирующих свою бедность".
В настоящее время наиболее распространены типажи стариков и старушек, калек, как правило, мужчин - женщины реже выставляют свои физические недостатки и уродство на всеобщее обозрение. "Для женщин важным ресурсом является общественная ценность материнства, - считает социолог. - Поэтому женщина с ребенком - это еще один очень распространенный тип". После войны в Афганистане и Чечне остались нерешенными проблемы бывших воинов. И этот типаж тоже был активно востребован попрошайками. Обычный калека переодевается в военную форму, садится в инвалидную коляску и взывает к милосердию окружающих, сообщая о своей мнимой контузии и подрыве на мине.
Как считают эксперты, современные попрошайки - хорошо организованный, прибыльный "бизнес", а потому, без законодательного решения этой проблемы бороться с "мафией нищих" практически невозможно. "С наступлением тепла в Москву потянутся жители бывших республики СССР, - убежден Андрей Пентюхов. - И снова на улицах города будут сновать босые женщины с плачущими младенцами на руках. Но борьба с наплывом попрошаек, равно как и с "оседлыми" представителями этого сообщества у нас не ведется. Я не знаю ни одной инициативы по решению этой проблемы, которая бы выносилась на обсуждение наших законодателей, а потому, эта проблема так и остается нерешенной".
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00