"Двойная игра. На молочном рынке Сибири разворачивается двойная борьба".
На молочном рынке Сибири разворачивается двойная борьба - за покупателя и за сырье. Региональные производители уступают в этой битве федеральным.
В феврале крупнейший игрок на российском рынке молочной промышленности компания "Вимм-Билль-Данн" (ВБД) возобновила поставки своей продукции в новосибирскую торговую сеть "Сибириада" - один из крупных торговых операторов города. Еще весной прошлого года партнеры потеряли взаимопонимание. По официальной информации, они не смогли договориться о порядке поставок продукции и расчетов за нее, что, в общем-то, на потребительском рынке случается довольно часто.
Теперь сотрудничество возобновилось. Как предполагают эксперты рынка, партнеры пришли к пониманию того, что проигрывают в этой ситуации обе стороны. Для "Сибириады" важно максимально удовлетворять спрос, а продукция "Вимм-Билль-Данна" очень популярна у потребителей. В свою очередь ВБД проигрывал в том, что сузил рынок сбыта своей продукции. Масла в огонь добавила активность на сибирском рынке основного конкурента - компании "Юнимилк". Купив в течение 2005 г. сразу три сибирских предприятия, "Юнимилк" занял конкурентоспособную с "Вимм-Билль-Данном" позицию. Между тем конкурентная борьба за покупателя - одна из основных сегодня на молочном рынке.
Равный счет.
Необходимость развития рынков сбыта продукции вынуждает компании федерального уровня все активнее продвигаться в регионы. "Приобретение красноярского завода "Назаровское молоко" дает "Вимм-Билль-Данну" возможность освоения новых рынков молочной продукции, а также выхода в новый перспективный с точки зрения потенциала развития регион. Ранее продукция ВБД доставлялась в Красноярск с завода в Новосибирске, находящегося в 800 км, что не позволяло увеличивать продажи в таком важном городе, как Красноярск", - прокомментировали свою сделку с акционерами ОАО "Назаровское молоко" в компании "Вимм-Билль-Данн".
Покупка этого предприятия состоялась в конце декабря 2005 г. До этого у ВБД в Сибири уже было три "дочки" - "Сибирское молоко" (Новосибирск), молочно-консервный комбинат "Карасукское молоко" (Новосибирская область), Рубцовский молочный завод (Алтайский край).
"Предприятия приобретаются компаниями федерального уровня там, где есть рынок сбыта. Как правило, это крупные города, в которых сконцентрированы потребители с высоким социальным статусом. Это первый признак, по которому выбирается предполагаемый объект для покупки", - говорит исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов.
Тактика этих компаний - поглощение лидеров местного рынка, молочных заводов, которым принадлежит определенный сегмент рынка и достаточно раскрученные торговые марки. В итоге сегодня ВБД в структуре имеет 30 предприятий, четыре из которых успешно работают на территории Сибири.
По тому же пути сегодня продвигается компания "Юнимилк", объединяющая 19 российских и украинских молочных заводов. В 2005 г. холдинг провел в Сибири ряд сделок (с 2002 г. в Сибири ему принадлежала только красноярская компания "Милко").
В марте же компания купила молочный завод "Новосибирский", по объемам производства занимающий второе место в области после "Сибирского молока". Затем, осенью в структуру "Юнимилка" вошел томский завод "ТомМас", контролирующий около 60% томского рынка молочных продуктов. В то же самое время приобретены 100% акций ОАО "Кемеровский молочный комбинат", работающего, в том числе под хорошо известной торговой маркой "Солти".
В настоящий момент активно идут переговоры о покупке омского регионального лидера - компании "Манрос-М", по масштабам бизнеса сравнимой с вимм-билль-данновским "Сибирским молоком": ей принадлежит около 35% местного рынка.
В результате этих сделок 2 лидера получили значительную часть сибирского рынка, "купив" вместе с молочными заводами их бренды и потребителей их продукции. "Юнимилк", кроме того, занял стратегические высоты в основных сибирских регионах. Счет у федеральных лидеров на территории Сибири пока равный - 4:4.
Сырьевой баланс.
Сырье - еще одна причина экспансии крупнейших игроков на сибирский рынок. Ежегодное снижение производства молока - общероссийская тенденция. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, за 2005 г. оно снизилось более чем на 3%. А дойное стадо в России за 4 года сократилось на 21% - до 9,3 млн голов. В этом случае у молочных заводов, помимо ценовых войн на рынке сырого молока, есть два приемлемых варианта.
Первый - покупать фермы и держать собственное стадо.
Второй - осваивать те регионы, в которых ситуация с сырьем более или менее благополучна.
"Я думаю, что сегодня среди молочных компаний борьба за рынки сбыта и сырья равнозначна. И острее она в европейской части России. Самая жесткая конкуренция - в Москве: здесь с учетом области 20 млн потребителей, - рассуждает В. Лабинов. - На территории в радиусе 150 км находятся крупнейшие молочные заводы страны - компании "Вимм-Билль-Данн", Danone, Campina, Ehrmann AG, Hochland. Причем уровень конкуренции в Москве и области настолько высок, что сравнивать его с сибирскими условиями просто некорректно".
По информации Минсельхоза, в 2004 г. Алтайский край, Новосибирская и Омская области входили в десятку российских регионов-лидеров по производству сырого молока. На долю Сибири в тот год пришлось более 16% произведенного в России молока. С учетом острой борьбы за сырье в европейской части России сибирский рынок продолжает выглядеть привлекательным для компаний федерального уровня, которые способны предложить хозяйствам более высокую закупочную цену. Но как раз такие методы борьбы на рынке сырья в скором времени останутся в прошлом. В условиях дальнейшего сокращения производства сырого молока рост цен на сырье будет продолжаться.
Между тем на розничном рынке есть ценовой потолок, выше которого компаниям уже не прыгнуть. И в такой ситуации может наступить момент, когда переработчики станут работать на грани рентабельности. Предполагая такой вариант развития событий, участники рынка постепенно берут на вооружение принцип аграрных холдингов, когда в составе предприятия работает ряд местных животноводческих хозяйств, территориально приближенных к молзаводам компании.
Принципы молочного федерализма.
К приходу ВБД и "Юнимилка" в Сибирь можно относиться по-разному. В Молочном союзе говорят по этому поводу так: "Процесс концентрации собственности в молочной промышленности продолжается. И приобретение крупными компаниями очередных предприятий - тому подтверждение, это тенденция". В европейской части России передел молочного рынка между крупными компаниями идет более активно и завершится раньше, чем в Сибири. У нас все только начинается.
По оценкам участников рынка, в ближайшее время нам стоит ожидать группу "Нутритек", специализирующуюся на выпуске молочных продуктов, детского и специального питания (в России ей принадлежат 12 региональных заводов), молочный комбинат "Воронежский", приобретающий сегодня молочные заводы по России, московский завод плавленых сыров "Карат", который интересовался покупкой одного из молочных предприятиятий на Алтае. "Скорее всего, в Сибирь придут все без исключения федеральные и международные переработчики молока", - говорит В. Лабинов.
В этой ситуации у действующих на территории Сибири предприятий будет выбор: разориться или поменять собственника. Второе, разумеется, предпочтительнее. Местные компании отмечают положительные моменты в таком укрупнении производства и считают, что отношения на рынке молока будут пересматриваться в пользу гигантов. С одной стороны это неплохо. Это позволит каждому предприятию в структуре компании сохранить свою специализацию.
Например, сегодня Ордынский молочный завод в Новосибирской области занимается производством только кисломолочной продукции. Если у него много молока, и он не справляется с его переработкой, он отправляет часть сырья в Тюменцево в Алтайский край - своим партнерам по бизнесу, которые специализируются на производстве масла.
Летнее "большое молоко" молзавод может доставлять и в Татарск, где производят сухое молоко. "Мы не можем специально содержать оборудование для производства сыров на период "большого молока", который длится всего 2 месяца, - комментирует ситуацию заместитель председателя по переработке и сбыту продукции ЗАО "Ирмень" (Новосибирская область) Павел Иваровский. - В это время мы продаем сырое молоко своим конкурентам". За укрупнением последует модернизация (по опыту нынешних приобретений молзаводов), расширение ассортиментной линии.
Конечно, не все предприятия в дальнейшем окажутся интересными для участников рынка. Привлекательными будут экономически сильные предприятия, такие как молзавод "Ирмень", Искитимский молочный завод (Новосибирская область) или компания "Столица молока" (Славгород, Алтайский край), чувствующие себя уверенно за счет собственной сырьевой базы. Они же в свою очередь с приходом гигантов рискуют потерять значительную долю рынка розничных продаж.
П. Иваровский замечает: "Для нас серьезная проблема заключается в том, что торговые дома "Сибириада", "Пятерочка", "Холидей Классик", "Премьер" или "Столичный" сегодня выставляют довольно жесткие условия партнерства. И если раньше достаточно было обратиться в магазин и договориться о торговой надбавке, то сегодня речь идет о покупке торгового места. Но нам некуда деваться, других-то торговых сетей у нас нет! И фактически для нас идет ограничение рынка сбыта".
Так что вполне можно говорить о тенденции сокращения доли розничных продаж местных молочных заводов. Подобная экономическая блокада, безусловно, спровоцирует волну слияний и поглощений с крупнейшими игроками рынка.
В феврале крупнейший игрок на российском рынке молочной промышленности компания "Вимм-Билль-Данн" (ВБД) возобновила поставки своей продукции в новосибирскую торговую сеть "Сибириада" - один из крупных торговых операторов города. Еще весной прошлого года партнеры потеряли взаимопонимание. По официальной информации, они не смогли договориться о порядке поставок продукции и расчетов за нее, что, в общем-то, на потребительском рынке случается довольно часто.
Теперь сотрудничество возобновилось. Как предполагают эксперты рынка, партнеры пришли к пониманию того, что проигрывают в этой ситуации обе стороны. Для "Сибириады" важно максимально удовлетворять спрос, а продукция "Вимм-Билль-Данна" очень популярна у потребителей. В свою очередь ВБД проигрывал в том, что сузил рынок сбыта своей продукции. Масла в огонь добавила активность на сибирском рынке основного конкурента - компании "Юнимилк". Купив в течение 2005 г. сразу три сибирских предприятия, "Юнимилк" занял конкурентоспособную с "Вимм-Билль-Данном" позицию. Между тем конкурентная борьба за покупателя - одна из основных сегодня на молочном рынке.
Равный счет.
Необходимость развития рынков сбыта продукции вынуждает компании федерального уровня все активнее продвигаться в регионы. "Приобретение красноярского завода "Назаровское молоко" дает "Вимм-Билль-Данну" возможность освоения новых рынков молочной продукции, а также выхода в новый перспективный с точки зрения потенциала развития регион. Ранее продукция ВБД доставлялась в Красноярск с завода в Новосибирске, находящегося в 800 км, что не позволяло увеличивать продажи в таком важном городе, как Красноярск", - прокомментировали свою сделку с акционерами ОАО "Назаровское молоко" в компании "Вимм-Билль-Данн".
Покупка этого предприятия состоялась в конце декабря 2005 г. До этого у ВБД в Сибири уже было три "дочки" - "Сибирское молоко" (Новосибирск), молочно-консервный комбинат "Карасукское молоко" (Новосибирская область), Рубцовский молочный завод (Алтайский край).
"Предприятия приобретаются компаниями федерального уровня там, где есть рынок сбыта. Как правило, это крупные города, в которых сконцентрированы потребители с высоким социальным статусом. Это первый признак, по которому выбирается предполагаемый объект для покупки", - говорит исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов.
Тактика этих компаний - поглощение лидеров местного рынка, молочных заводов, которым принадлежит определенный сегмент рынка и достаточно раскрученные торговые марки. В итоге сегодня ВБД в структуре имеет 30 предприятий, четыре из которых успешно работают на территории Сибири.
По тому же пути сегодня продвигается компания "Юнимилк", объединяющая 19 российских и украинских молочных заводов. В 2005 г. холдинг провел в Сибири ряд сделок (с 2002 г. в Сибири ему принадлежала только красноярская компания "Милко").
В марте же компания купила молочный завод "Новосибирский", по объемам производства занимающий второе место в области после "Сибирского молока". Затем, осенью в структуру "Юнимилка" вошел томский завод "ТомМас", контролирующий около 60% томского рынка молочных продуктов. В то же самое время приобретены 100% акций ОАО "Кемеровский молочный комбинат", работающего, в том числе под хорошо известной торговой маркой "Солти".
В настоящий момент активно идут переговоры о покупке омского регионального лидера - компании "Манрос-М", по масштабам бизнеса сравнимой с вимм-билль-данновским "Сибирским молоком": ей принадлежит около 35% местного рынка.
В результате этих сделок 2 лидера получили значительную часть сибирского рынка, "купив" вместе с молочными заводами их бренды и потребителей их продукции. "Юнимилк", кроме того, занял стратегические высоты в основных сибирских регионах. Счет у федеральных лидеров на территории Сибири пока равный - 4:4.
Сырьевой баланс.
Сырье - еще одна причина экспансии крупнейших игроков на сибирский рынок. Ежегодное снижение производства молока - общероссийская тенденция. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, за 2005 г. оно снизилось более чем на 3%. А дойное стадо в России за 4 года сократилось на 21% - до 9,3 млн голов. В этом случае у молочных заводов, помимо ценовых войн на рынке сырого молока, есть два приемлемых варианта.
Первый - покупать фермы и держать собственное стадо.
Второй - осваивать те регионы, в которых ситуация с сырьем более или менее благополучна.
"Я думаю, что сегодня среди молочных компаний борьба за рынки сбыта и сырья равнозначна. И острее она в европейской части России. Самая жесткая конкуренция - в Москве: здесь с учетом области 20 млн потребителей, - рассуждает В. Лабинов. - На территории в радиусе 150 км находятся крупнейшие молочные заводы страны - компании "Вимм-Билль-Данн", Danone, Campina, Ehrmann AG, Hochland. Причем уровень конкуренции в Москве и области настолько высок, что сравнивать его с сибирскими условиями просто некорректно".
По информации Минсельхоза, в 2004 г. Алтайский край, Новосибирская и Омская области входили в десятку российских регионов-лидеров по производству сырого молока. На долю Сибири в тот год пришлось более 16% произведенного в России молока. С учетом острой борьбы за сырье в европейской части России сибирский рынок продолжает выглядеть привлекательным для компаний федерального уровня, которые способны предложить хозяйствам более высокую закупочную цену. Но как раз такие методы борьбы на рынке сырья в скором времени останутся в прошлом. В условиях дальнейшего сокращения производства сырого молока рост цен на сырье будет продолжаться.
Между тем на розничном рынке есть ценовой потолок, выше которого компаниям уже не прыгнуть. И в такой ситуации может наступить момент, когда переработчики станут работать на грани рентабельности. Предполагая такой вариант развития событий, участники рынка постепенно берут на вооружение принцип аграрных холдингов, когда в составе предприятия работает ряд местных животноводческих хозяйств, территориально приближенных к молзаводам компании.
Принципы молочного федерализма.
К приходу ВБД и "Юнимилка" в Сибирь можно относиться по-разному. В Молочном союзе говорят по этому поводу так: "Процесс концентрации собственности в молочной промышленности продолжается. И приобретение крупными компаниями очередных предприятий - тому подтверждение, это тенденция". В европейской части России передел молочного рынка между крупными компаниями идет более активно и завершится раньше, чем в Сибири. У нас все только начинается.
По оценкам участников рынка, в ближайшее время нам стоит ожидать группу "Нутритек", специализирующуюся на выпуске молочных продуктов, детского и специального питания (в России ей принадлежат 12 региональных заводов), молочный комбинат "Воронежский", приобретающий сегодня молочные заводы по России, московский завод плавленых сыров "Карат", который интересовался покупкой одного из молочных предприятиятий на Алтае. "Скорее всего, в Сибирь придут все без исключения федеральные и международные переработчики молока", - говорит В. Лабинов.
В этой ситуации у действующих на территории Сибири предприятий будет выбор: разориться или поменять собственника. Второе, разумеется, предпочтительнее. Местные компании отмечают положительные моменты в таком укрупнении производства и считают, что отношения на рынке молока будут пересматриваться в пользу гигантов. С одной стороны это неплохо. Это позволит каждому предприятию в структуре компании сохранить свою специализацию.
Например, сегодня Ордынский молочный завод в Новосибирской области занимается производством только кисломолочной продукции. Если у него много молока, и он не справляется с его переработкой, он отправляет часть сырья в Тюменцево в Алтайский край - своим партнерам по бизнесу, которые специализируются на производстве масла.
Летнее "большое молоко" молзавод может доставлять и в Татарск, где производят сухое молоко. "Мы не можем специально содержать оборудование для производства сыров на период "большого молока", который длится всего 2 месяца, - комментирует ситуацию заместитель председателя по переработке и сбыту продукции ЗАО "Ирмень" (Новосибирская область) Павел Иваровский. - В это время мы продаем сырое молоко своим конкурентам". За укрупнением последует модернизация (по опыту нынешних приобретений молзаводов), расширение ассортиментной линии.
Конечно, не все предприятия в дальнейшем окажутся интересными для участников рынка. Привлекательными будут экономически сильные предприятия, такие как молзавод "Ирмень", Искитимский молочный завод (Новосибирская область) или компания "Столица молока" (Славгород, Алтайский край), чувствующие себя уверенно за счет собственной сырьевой базы. Они же в свою очередь с приходом гигантов рискуют потерять значительную долю рынка розничных продаж.
П. Иваровский замечает: "Для нас серьезная проблема заключается в том, что торговые дома "Сибириада", "Пятерочка", "Холидей Классик", "Премьер" или "Столичный" сегодня выставляют довольно жесткие условия партнерства. И если раньше достаточно было обратиться в магазин и договориться о торговой надбавке, то сегодня речь идет о покупке торгового места. Но нам некуда деваться, других-то торговых сетей у нас нет! И фактически для нас идет ограничение рынка сбыта".
Так что вполне можно говорить о тенденции сокращения доли розничных продаж местных молочных заводов. Подобная экономическая блокада, безусловно, спровоцирует волну слияний и поглощений с крупнейшими игроками рынка.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00