Евразийский экономический союз намерен отказаться от доллара и евро
Как выяснили «Известия», на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, в него вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения) могут запретить межстрановые операции в долларах и евро. Переход на расчеты только в национальных валютах (рубли, белорусские рубли, тенге, драм) должен произойти к 2025–2030 году. Такое предложение содержится в проекте концепции развития платежных систем на территории ЕАЭС — об этом сообщил «Известиям» председатель совета директоров Национального платежного совета (НПС), вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. В пятницу, 28 ноября, на совещании по развитию платежных систем и инфраструктуры ЕАЭС в Казани он представил детали своего предложения; НП «НПС» участвует в разработке концепции.
Как говорит Мурычев, концепция предполагает создание инфраструктуры общего платежного пространства стран-участниц, позволяющего проводить платежи с учетом совместимости национальных карточных систем, в том числе создаваемой российской национальной системы платежных карт (НСПК) и ныне функционирующих систем «Белкарт» (Беларусь) и Armenian Card (ArCa). Также в документе предлагается отказаться от хождения доллара и евро на территории ЕАЭС.
— Создание единого платежного пространства ЕАЭС приведет к острой необходимости внедрения системы мультивалютных операций либо к ускоренному переходу на платежное пространство единой валюты. Одновременно необходимо поставить перед национальными банками стран-участниц вопрос об исключении из межгосударственного платежного оборота доллара США и евро. По имеющимся статистическим данным, около половины взаимного платежного оборота между странами Евразийского экономического союза приходится на чужие валюты — доллар США и евро, что повышает зависимость Союза от соответствующих экономик. Ведь в любой подобной сделке так или иначе участвуют западные банки, в которых открыты долларовые или евро-счета контрагентов. Для решения данной проблемы необходимо успешно сочетать меры административного воздействия и экономического стимулирования, — подчеркнул Александр Мурычев. — Например, запретить расчеты между в долларах и евро (такой запрет действует для резидентов в России).
Договор об образовании ЕАЭС подписан 29 мая 2014 года в Астане, это следующая стадия развития Таможенного союза: цель ЕАЭС — свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами, а также координация политики в ключевых отраслях экономики — энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Известно, что к 2025 году члены союза намерены создать финансовый регулятор (в Алма-Ате), который позволит контролировать проведение единой макроэкономической и антимонопольной политики. Договор вступит в силу 1 января 2015 года. Кроме того, Киргизия заявила о намерении присоединиться к ЕАЭС с этой даты. Стоит отметить, что на ЕАЭС приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти.
По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК — правительство ЕАЭС), в 2013 году общий оборот между членами Таможенного союза составил $64,1 млрд; совокупный оборот с третьими странами — $930,1 млрд. По данным ЕЭК, сейчас расчеты между членами ТС примерно на 50% проводятся в рублях, 40% — в долларах, 8–9% — в евро, около 1% — в других валютах.
В Совете Федерации поддержали идею отказа от доллара и евро в расчетах на территории ЕАЭС.
— Почему мы должны пускать в товарооборот с Арменией, Белоруссией и Казахстаном страны, которые не являются участниками ЕАЭС, за счет расчетов в долларах и евро? Эмиссия доллара сейчас очень велика, не исключен крах американской экономики, внешний долг США очень велик, — говорит член комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Тарло. — Ориентируясь на доллар, мы его укрепляем. Например, рубль девальвировал к доллару более чем на 40% с начала 2014 года, белорусский рубль — на 11,67%, тенге — на 15,04%, драм — на 7,2%. Если же в расчетах будут использоваться национальные валюты, можно будет говорить об их укреплении, и рубля в первую очередь.
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина указала, что инициатива по переходу на расчеты в нацвалюте и отказу от долларов-евро логична, ведь речь идет о создании единого экономического пространства в рамках ЕАЭС.
— Почему нет? Насколько я понимаю, это наша цель к 2025 году, — сказала Бурыкина.
По мнению Мурычева, переход на национальные валюты полностью на территории ЕАЭС должен быть постепенным — учитывая их волатильность в свете политического кризиса на Украине и санкций со стороны Европы и США.
В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова «Известиям» сообщили, что не видели концепции и поэтому отказались от комментариев. Впрочем, Шувалов в этом году сам заявлял о плавном переходе от расчетов в долларах и евро на расчеты в нацвалютах, но о категоричном отказе от долларов и евро речи не шло. Похожая логика у Минэкономразвития: запрещать доллар и евро довольно абсурдно.
— С партнерами по союзу — Республикой Беларусь, Республикой Казахстан — эта тема не обсуждалась, — сообщила «Известиям» помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — В Договоре о Евразийском экономическом союзе таких положений нет. Единственное, о чем говорится в договоре, — это о расширении использования национальных валют во взаимных расчетах между резидентами государств-членов (п. 3 Протокола о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики; приложение № 15 к Договору). Это не предполагает отказа от доллара и евро. Чисто теоретически валютный союз является следующей стадией интеграции после экономического союза. Мы сейчас находимся на стадии экономического союза. Вопрос о плюсах, минусах и рисках введения единой валюты должен изучаться с участием финансовых институтов (центральных банков, минфинов).
В Минфине России на запрос «Известий» не ответили.
— Предложение Мурычева об ускорении развития платежных систем союзных государств является весьма актуальным, позволит снизить трансакционные и банковские издержки, в дальнейшем позволит отказаться в расчетах в межгосударственном платежном обороте государств — членов ЕАЭС от доллара США и евро, — считает профессор ИГСУ РАНХиГС Валерий Абрамов.
— Но полностью исключить из цепочек иностранную валюту пока не удастся, — говорит старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. — В конце концов, ЕАЭС не является зацикленной структурой, он будет общаться и с внешним миром, а 80% всех глобальных расчетов идут в USD. Отказ от долларов и евро приведет к консервации экономической системы и большему отторжению этих стран в мире.
По словам директора департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрия Амвросиева, на реализацию проекта по отказу от доллара и евро уйдут годы, так как нужно решить море технических, инфраструктурных и экономических вопросов — расчетные системы и базы, взаимные товарные потоки.
— Создание инфраструктуры общего платежного пространства для стран-участниц, позволяющего осуществлять платежи с учетом совместимости национальных платежных систем, — это весьма трудоемкий процесс, который потребует значительных расходов на оптимизацию среды конверсионных сделок, — соглашается руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. — Но если в итоге в расчетах будут отсутствовать международные посредники, то страны-участники получат возможность проводить сделки в национальных валютах по самому выгодному курсу. За счет того что платежи осуществляются без банков-посредников, прямые расчеты в единой валюте существенно сократят время прохождения платежей. Просто не будет необходимости отвечать на запросы американских и европейских банков, которые часто поступают при проведении расчетов в долларах США и евро.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий уверен, что российские предприятия вряд ли будут счастливы получать от партнеров зайчики, тенге или драмы.
— Во-первых, наши предприятия будут нести дополнительные валютные риски по слабым валютам, — скептичен собеседник. — Во-вторых, они будут нести дополнительные издержки конвертации, связанные с существенно меньшей ликвидностью этих экзотических валют.
Главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисоволик считает, что надо идти по более эволюционному пути — не полностью отказываться от доллара-евро, а повышать привлекательность рубля как актива не только в России, но и странах ближнего зарубежья.
— Нужно снижать инфляцию (по официальным прогнозам в этом году достигнет 9%), вводить различные инструменты защиты от валютных рисков, совершенствовать банковскую и финансовую систему России, чтобы завоевать доверие к стране и ее валюте для инвесторов, — говорит Лисоволик. — Стремление решить вопрос одним махом недопустимо.
Мурычев отмечает, что следующим шагом после отказа от доллара и евро может стать создание единой нацвалюты на территории ЕАЭС. Как указывает собеседник, Евросоюз создавался несколько десятков лет, и евро в ходу уже 15 лет. Игорь Шувалов в июле 2014 года в Татарстане заявил, что вопрос о введении единой валюты в ЕАЭС решился бы сам собой, если бы не было развала СССР.
— Мы могли бы этого избежать, если бы не сломали рубль, когда распался Советский Союз. Мы развалили единое экономическое пространство и теперь, оставаясь разными государствами, это пространство создаем. Тема введения валюты будет обсуждаться в профессиональных кругах, — говорил вице-премьер. Идея перевести все финансовые расчеты в единую валюту на территории ЕАЭС принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Ее поддержали президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко.
Деев считает, что у рубля есть все шансы стать единой валютой в рамках ЕАЭС, особенно после того как его обменный курс был отправлен в свободное плавание для достижения равновесного значений на валютном рынке.
— Если абстрагироваться от последней девальвационной динамики национальной валюты, рубль сможет претендовать на стабильность в перспективе, а значит, потенциальное снижение валютных рисков вкупе с достойными международными резервами России (на фоне других участников) позволят сделать выбор в его пользу, — поясняет Деев.
Как говорит Мурычев, концепция предполагает создание инфраструктуры общего платежного пространства стран-участниц, позволяющего проводить платежи с учетом совместимости национальных карточных систем, в том числе создаваемой российской национальной системы платежных карт (НСПК) и ныне функционирующих систем «Белкарт» (Беларусь) и Armenian Card (ArCa). Также в документе предлагается отказаться от хождения доллара и евро на территории ЕАЭС.
— Создание единого платежного пространства ЕАЭС приведет к острой необходимости внедрения системы мультивалютных операций либо к ускоренному переходу на платежное пространство единой валюты. Одновременно необходимо поставить перед национальными банками стран-участниц вопрос об исключении из межгосударственного платежного оборота доллара США и евро. По имеющимся статистическим данным, около половины взаимного платежного оборота между странами Евразийского экономического союза приходится на чужие валюты — доллар США и евро, что повышает зависимость Союза от соответствующих экономик. Ведь в любой подобной сделке так или иначе участвуют западные банки, в которых открыты долларовые или евро-счета контрагентов. Для решения данной проблемы необходимо успешно сочетать меры административного воздействия и экономического стимулирования, — подчеркнул Александр Мурычев. — Например, запретить расчеты между в долларах и евро (такой запрет действует для резидентов в России).
Договор об образовании ЕАЭС подписан 29 мая 2014 года в Астане, это следующая стадия развития Таможенного союза: цель ЕАЭС — свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами, а также координация политики в ключевых отраслях экономики — энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Известно, что к 2025 году члены союза намерены создать финансовый регулятор (в Алма-Ате), который позволит контролировать проведение единой макроэкономической и антимонопольной политики. Договор вступит в силу 1 января 2015 года. Кроме того, Киргизия заявила о намерении присоединиться к ЕАЭС с этой даты. Стоит отметить, что на ЕАЭС приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти.
По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК — правительство ЕАЭС), в 2013 году общий оборот между членами Таможенного союза составил $64,1 млрд; совокупный оборот с третьими странами — $930,1 млрд. По данным ЕЭК, сейчас расчеты между членами ТС примерно на 50% проводятся в рублях, 40% — в долларах, 8–9% — в евро, около 1% — в других валютах.
В Совете Федерации поддержали идею отказа от доллара и евро в расчетах на территории ЕАЭС.
— Почему мы должны пускать в товарооборот с Арменией, Белоруссией и Казахстаном страны, которые не являются участниками ЕАЭС, за счет расчетов в долларах и евро? Эмиссия доллара сейчас очень велика, не исключен крах американской экономики, внешний долг США очень велик, — говорит член комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Тарло. — Ориентируясь на доллар, мы его укрепляем. Например, рубль девальвировал к доллару более чем на 40% с начала 2014 года, белорусский рубль — на 11,67%, тенге — на 15,04%, драм — на 7,2%. Если же в расчетах будут использоваться национальные валюты, можно будет говорить об их укреплении, и рубля в первую очередь.
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина указала, что инициатива по переходу на расчеты в нацвалюте и отказу от долларов-евро логична, ведь речь идет о создании единого экономического пространства в рамках ЕАЭС.
— Почему нет? Насколько я понимаю, это наша цель к 2025 году, — сказала Бурыкина.
По мнению Мурычева, переход на национальные валюты полностью на территории ЕАЭС должен быть постепенным — учитывая их волатильность в свете политического кризиса на Украине и санкций со стороны Европы и США.
В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова «Известиям» сообщили, что не видели концепции и поэтому отказались от комментариев. Впрочем, Шувалов в этом году сам заявлял о плавном переходе от расчетов в долларах и евро на расчеты в нацвалютах, но о категоричном отказе от долларов и евро речи не шло. Похожая логика у Минэкономразвития: запрещать доллар и евро довольно абсурдно.
— С партнерами по союзу — Республикой Беларусь, Республикой Казахстан — эта тема не обсуждалась, — сообщила «Известиям» помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — В Договоре о Евразийском экономическом союзе таких положений нет. Единственное, о чем говорится в договоре, — это о расширении использования национальных валют во взаимных расчетах между резидентами государств-членов (п. 3 Протокола о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики; приложение № 15 к Договору). Это не предполагает отказа от доллара и евро. Чисто теоретически валютный союз является следующей стадией интеграции после экономического союза. Мы сейчас находимся на стадии экономического союза. Вопрос о плюсах, минусах и рисках введения единой валюты должен изучаться с участием финансовых институтов (центральных банков, минфинов).
В Минфине России на запрос «Известий» не ответили.
— Предложение Мурычева об ускорении развития платежных систем союзных государств является весьма актуальным, позволит снизить трансакционные и банковские издержки, в дальнейшем позволит отказаться в расчетах в межгосударственном платежном обороте государств — членов ЕАЭС от доллара США и евро, — считает профессор ИГСУ РАНХиГС Валерий Абрамов.
— Но полностью исключить из цепочек иностранную валюту пока не удастся, — говорит старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. — В конце концов, ЕАЭС не является зацикленной структурой, он будет общаться и с внешним миром, а 80% всех глобальных расчетов идут в USD. Отказ от долларов и евро приведет к консервации экономической системы и большему отторжению этих стран в мире.
По словам директора департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрия Амвросиева, на реализацию проекта по отказу от доллара и евро уйдут годы, так как нужно решить море технических, инфраструктурных и экономических вопросов — расчетные системы и базы, взаимные товарные потоки.
— Создание инфраструктуры общего платежного пространства для стран-участниц, позволяющего осуществлять платежи с учетом совместимости национальных платежных систем, — это весьма трудоемкий процесс, который потребует значительных расходов на оптимизацию среды конверсионных сделок, — соглашается руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. — Но если в итоге в расчетах будут отсутствовать международные посредники, то страны-участники получат возможность проводить сделки в национальных валютах по самому выгодному курсу. За счет того что платежи осуществляются без банков-посредников, прямые расчеты в единой валюте существенно сократят время прохождения платежей. Просто не будет необходимости отвечать на запросы американских и европейских банков, которые часто поступают при проведении расчетов в долларах США и евро.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий уверен, что российские предприятия вряд ли будут счастливы получать от партнеров зайчики, тенге или драмы.
— Во-первых, наши предприятия будут нести дополнительные валютные риски по слабым валютам, — скептичен собеседник. — Во-вторых, они будут нести дополнительные издержки конвертации, связанные с существенно меньшей ликвидностью этих экзотических валют.
Главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисоволик считает, что надо идти по более эволюционному пути — не полностью отказываться от доллара-евро, а повышать привлекательность рубля как актива не только в России, но и странах ближнего зарубежья.
— Нужно снижать инфляцию (по официальным прогнозам в этом году достигнет 9%), вводить различные инструменты защиты от валютных рисков, совершенствовать банковскую и финансовую систему России, чтобы завоевать доверие к стране и ее валюте для инвесторов, — говорит Лисоволик. — Стремление решить вопрос одним махом недопустимо.
Мурычев отмечает, что следующим шагом после отказа от доллара и евро может стать создание единой нацвалюты на территории ЕАЭС. Как указывает собеседник, Евросоюз создавался несколько десятков лет, и евро в ходу уже 15 лет. Игорь Шувалов в июле 2014 года в Татарстане заявил, что вопрос о введении единой валюты в ЕАЭС решился бы сам собой, если бы не было развала СССР.
— Мы могли бы этого избежать, если бы не сломали рубль, когда распался Советский Союз. Мы развалили единое экономическое пространство и теперь, оставаясь разными государствами, это пространство создаем. Тема введения валюты будет обсуждаться в профессиональных кругах, — говорил вице-премьер. Идея перевести все финансовые расчеты в единую валюту на территории ЕАЭС принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Ее поддержали президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко.
Деев считает, что у рубля есть все шансы стать единой валютой в рамках ЕАЭС, особенно после того как его обменный курс был отправлен в свободное плавание для достижения равновесного значений на валютном рынке.
— Если абстрагироваться от последней девальвационной динамики национальной валюты, рубль сможет претендовать на стабильность в перспективе, а значит, потенциальное снижение валютных рисков вкупе с достойными международными резервами России (на фоне других участников) позволят сделать выбор в его пользу, — поясняет Деев.