Еще несколько лет назад в России не собирали иномарки. Понятие «BMW российской сборки» можно было услышать разве что в виде шутки. Однако в начале 2000-х ситуация складывалась так, что многие автолюбители так называемого среднего класса предпочитали покупать не отечественные некачественные автомобили, а иномарки.
Иностранные автоконцерны с удовольствием осваивали новый и огромный по размерам и прибылям рынок, однако проблемы с российской таможней и высокие пошлины мешали масштабно развивать бизнес. И тогда российское правительство решилось впустить мировых автогигантов на отечественный рынок. они нам – инвестиции и рабочие места, мы им – доступ на рынок.
И вот в 2005 году в российской экономике появилось понятие «промсборка». Минэкономики обещало предоставить иностранным автопроизводителям льготы, если они создадут в стране собственное производство. Пошлины на ввоз комплектующих в страну для инвесторов была либо снижена (с 15 до 0,5%), либо обнулена вовсе.
Одним из первых в Россию пришел Ford – он запустил свой завод еще до появления соответствующего закона. После установления законодательной базы автоконцерны буквально выстроились в очередь. Производство открыли GM, Toyota, Nissan, Volkswagen и Peugeot-Citroen. Некоторые из них не строили собственных предприятий, а заключали договоры с отечтесвенными производителями. К примеру, «Соллерс» собирает SsangYong и Fiat, ГАЗ — Volga Siber на платформе Chrysler, «АвтоВАЗ» планирует собирать Renault.
Ограничений было немного: концернам давалось 7 лет на то, чтобы снизить долю импортных деталей в производстве до 30% и собирать не менее 25 тыс. автомобилей в год. Таким образом власти хотели избежать «отверточной» сборки на территории страны, к которой склоняются все больше иностранцев. В России слишком много проблем с поставщиками и качетсвом сырья, чтобы можно было поддерживать бренд и качество на надлежащем уровне. А правительству нужны рабочие места и инвестиции.
За последние 5 лет иностранцы вложили в российскую экономику $4 млрд, заключили 27 соглашений, из них выполнили 17. По состоянию на весну 2011 года каждая четвертая проданная в России автомашина сделана в режиме промсборки.
Однако в прошлом году власти заявили о том, что хотят ужесточить режим промсборки – оставив льготы на прежнем уровне. Например, заставить концерны собирать уже 300 машин в год через 8 лет, вкладывать больше денег в проект (минимум – $50 млн), а также создавать в России не только сварку-покраску кузова, но и производство двигателей.
Старые договоры, конечно, пересматривать никто не собирается, но все новые – включая строительство дополнительный конвейеров, которые, к примеру, планируют Toyota и GM – должны будут соответствовать этим условиям. В начале марта согласие на обновленную программу промсборки уже дали большинство крупнейших производителей. Новые соглашения будут действовать до конца 2020 года.
И если сейчас иностранные автоконцерны имеют возможность собирать до 1,3 млн автомобилей в год, по новым условиям эта цифра вырастет еще на 500 тыс.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.