Весенние просчеты

Вторник, 12 апреля 2005 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Аграрный сектор ожидают очередные перемены в финансовых взаимоотношениях с региональными властями. Сверстанные по-новому бюджеты субъектов Федерации вынудят администрации активнее приглашать в село частных инвесторов
Уже сегодня ясно: для сибирских сельхозпредприятий эта весна не удалась. К традиционному росту цен на запасные части и горюче-смазочные материалы (ГСМ) добавились дефицит денежных средств в региональных бюджетах и неблагоприятная конъюнктура рынка зерна и муки. Аналитики предполагают сокращение посевных площадей и ухудшение финансово-экономического положения села.
Осенние мотивы
По официальным данным, 2004 год для аграрного сектора России сложился относительно неплохо. Рост сельхозпроизводства составил 1,5%. Прибыль получили 66,4% сельхозпредприятий, тогда как в 2003 году - только половина. Уровень рентабельности аграрного производства достиг 15,2% против 3% в 2003-м. Еще один положительный момент - впервые за последние пять лет просроченная кредиторская задолженность сократилась на 25%. Участниками программы финансового оздоровления стали 12 тыс. хозяйств, сумма реструктурированной задолженности составила 58 млрд рублей.
Увы, все эти цифры не позволяют говорить о положительной динамике производства на селе. Причина успеха 2004 года хорошо известна - временная благоприятная ситуация на рынке зерна. Колоссальный уровень рентабельности зернового производства не мог не оказать положительного влияния на экономику хозяйств. Так, в первом полугодии, до начала весенней интервенционной кампании, он превышал 300% - за тонну пшеницы 3-го класса покупатели предлагали до 6 тыс. рублей. Летом ситуация на рынке выровнялась. А к осени государству, чтобы на этот раз удержать рынок от обвала, пришлось заявить о возможной закупочной интервенции. Тогда зернотрейдеры и переработчики отреагировали на обещание министра сельского хозяйства Алексея Гордеева изъять часть зерна, и закупочные цены сохранились в ценовом коридоре 3,8-4 тыс. рублей за тонну пшеницы 3-го класса. Предполагалось, что интервенция стимулирует спрос на относительно вялом сибирском зерновом рынке. Но закупок со стороны Минсельхоза не последовало.
Только Сибирская межбанковская валютная биржа в январе 2005 года в частном порядке провела альтернативные государственным спотовые торги. Интересно, что в то время о биржевой торговле зерном высказывались противоречивые мнения. Генеральный директор ЗАО "Сибирская биржа" (Новосибирск) Лев Назаров тогда считал это неактуальным: "Ценовой график имеет повышательный тренд до начала лета будущего года. Фьючерсные контракты с исполнением в феврале сегодня торгуются по 4 320 рублей за тонну пшеницы 3-го класса, апрельские контракты - по 4 782 рубля. Этот диапазон экономически оптимален для региона и зернового рынка на настоящий момент. Такая цена является компромиссной для всех его участников". И действительно, ни одной сделки с 19 января по 3 марта, пока шли торговые сессии, так и не состоялось.
Предложение есть, спроса нет
Российский зерновой рынок называют непредсказуемым, что подтверждают итоги торгов предыдущих периодов. Но традиционного роста цен ждали все - и крестьяне, и зернотрейдеры. Весна распорядилась иначе.
С октября 2004 года по февраль 2005-го пшеница 3-го класса подешевела почти на 20%, продовольственная рожь - на 16%. Произошло и снижение цен на муку: пшеничную высшего сорта - почти на 16%, ржаную - на 8%. Как сообщает сибирский филиал ФГУП " Центр рыночной информации АПК" Министерства сельского хозяйства РФ, на рынке продовольственной пшеницы в регионах Сибирского федерального округа отрицательная ценовая динамика пока сохраняется. Цена на пшеницу 3-го класса колеблется на уровне 3,1-3,4 тыс. рублей за тонну.
Пожалуй, главная причина сложившейся ценовой ситуации, как бы странно это ни звучало, - перенасыщение рынка: предложение превышает спрос. В прошлом году продовольственной пшеницы собрали на треть больше, чем в 2003-м, а закупочной кампании, которая сбалансировала бы рынок, так и не случилось. "В результате на рынке возник переизбыток зерна, причем относительно низкого качества, - говорит исполнительный директор новосибирского ЗАО "Сибирская хлебная корпорация" Виктор Барташевич. - Давление оказывает пшеница 4-го и 3-го классов с низким содержанием клейковины". При этом, по его словам, переработчики сегодня не в состоянии скупить зерно даже по низким ценам. Аналогичная ситуация на рынке муки: в последнее время рентабельность производства в редких случаях достигает 5%, а чаще приходится работать себе в убыток. Это фактически оставляет мукомольные предприятия без оборотных средств.
Кроме того, ликвидация Росгосхлебинспекции, проведенная в конце 2004 года в рамках административной реформы, на время парализовала экспорт российского зерна. В результате сибирский рынок оказался неинтересен московским компаниям, осуществляющим основные экспортные операции, а для внутреннего потребления в европейской части России зерна сегодня и так достаточно. "К сожалению, наши крестьяне проиграли, - констатирует руководитель департамента агропромышленного комплекса администрации Новосибирской области Виктор Гергерт. - Конъюнктура цен оказалась такой, что гораздо выгоднее было продать зерно два месяца назад, чем сегодня. А пока оно большей частью лежит на складах. Не пропадет, конечно, но накануне посевной хозяйствам требуются деньги. Поэтому очевидно, что в масштабе Федерации нужны торги, серьезная закупочная интервенция".
Опасение игры
В марте Алексей Гордеев сделал очередное заявление о проведении государственной закупочной кампании. На сей раз эти слова никак не сказались на рынке зерна. Его участники восприняли заявление правительства как попытку еще раз сыграть на ожидании интервенций. "Есть устойчивое ощущение, что государство за неимением собственных средств пытается решить вопросы развития аграрного комплекса за счет переработчиков и зернотрейдеров, - анализирует ситуацию Виктор Барташевич. - А на самом деле переработчикам тоже несладко. Рентабельность на муке сейчас мизерная. Трейдерам же в случае чего несложно поменять сферу вложения капитала".
Другие участники зернового рынка говорят о том, что с заявлением об интервенции Министерство сельского хозяйство опоздало. Так, в новосибирской агропромышленной компании " СибХлебПром" считают, что торги оказались бы уместными в том случае, если бы цена на пшеницу 3-го класса колебалась на уровне 3,8 тыс. рублей за тонну. "Сейчас провал цены слишком велик, - поясняет генеральный директор ОАО "Новосибирский мелькомбинат № 1"Сергей Грибовский. - К тому же участие в торгах требует дополнительных расходов от крестьян, а они сегодня испытывают финансовый голод. И выгода от сделки с государством в настоящий момент весьма сомнительна. Деньги за проданное зерно можно получить только через два месяца. А кто знает, какой будет цена на зерно летом".
В Новосибирском филиале Российского сельскохозяйственного банка, впрочем, полагают, что при самой благоприятной ситуации интервенции возможны только в начале лета. Дело в том, что принято решение проводить торги через этот банк, и 6,2 млрд рублей, выделенные Министерством финансов РФ на закупку зерна в интервенционный фонд, должны быть перечислены в уставный капитал банка. "Минфин не перечислит деньги в уставный капитал, пока банк не проведет эмиссию - таковы правила, - комментирует директор Новосибирского филиала Россельхозбанка Александр Соболевский. - Но прежде должны быть подготовлены все необходимые документы. В очередной раз все отдано на волю рынка. Так что зерно, скорее всего, будет лежать".
Все это делает бессмысленным ожидание интервенций и, соответственно, более высоких цен. У крестьян в таком случае два выхода: продавать зерно по низкой цене либо отдавать его в залог для получения банковского кредита. В то же время, по оценкам Сибирской биржи, в настоящее время на рынке зерна происходит относительно небольшое движение: сделки совершаются на покупку максимум 0,5-1 тыс. тонн - главным образом фуражного зерна.
"Дешевые" и "дорогие" деньги
Представители банков сегодня согласны, что на селе появилась своего рода культура кредитования. Клиентов с просроченной задолженностью сегодня практически нет, поэтому кредитные учреждения довольно активно начинают работать с хозяйствами. В Томской области, например, сельскохозяйственным предприятиям предоставляют кредиты 17 банковских структур. Среди них Сибирское О.В.К., Томское отделение Сбербанка (ОСБ), Сибакадембанк, Росбанк, " УралСиб", " МЕНАТЕП", Газпромбанк, Банк Москвы, Внешторгбанк, Импэксбанк и другие. Наиболее активно кредитует сельхозпроизводителей Томское ОСБ: в 2004 году крестьянам предоставлено 200 млн рублей заемных средств.
В Красноярском крае в 2001 году было привлечено в аграрный сектор 255 млн рублей банковских кредитов, в 2002 году этот объем увеличился до 483 млн рублей, а в 2004-м составил уже 1,324 млрд рублей. Для кредитных организаций, считают в администрации края, этот вид кредитования привлекателен уже тем, что краевой и федеральный бюджеты компенсируют предприятиям агропромышленного комплекса расходы на оплату части процентных ставок по привлеченным кредитам в размере для краткосрочных - 2/3 ставки, для долгосрочных - 3/4 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
В Новосибирской области, по информации департамента АПК, под 89 млн рублей, выделенных федеральным бюджетом на субсидирование процентной ставки, привлечено 1,6 млрд рублей коммерческих денег.
В Новосибирском филиале Россельхозбанка в качестве аргумента в пользу банковских кредитов приводят такие расчеты. По словам Александра Соболевского, ГУП "Новосибирская продовольственная корпорация" предоставляет крестьянам ГСМ, запчасти, минеральные удобрения под 35% годовых. Деньги переработчиков стоят 18-19% годовых. Россельхозбанк предлагает кредиты под 16-18% годовых. С учетом субсидирования процентной ставки из федерального бюджета крестьянам деньги банка обходятся в 6-7% годовых.
"Мы можем предложить крестьянам еще один новый продукт - кредитование под будущий урожай, - говорит Александр Соболевский. - По этому виду кредита мы готовы работать с хозяйствами, которые выдерживают технологию производства, работают на новой технике и в любом случае, даже в условиях сильнейшей засухи, способны получить 10 центнеров с гектара". Впрочем, говорят в Россельхозбанке, сегодня интерес хозяйств и переработчиков к банковским услугам довольно слабый.
Аграрные холдинги, в частности, работающие в Новосибирской области, этой весной намерены вести себя менее активно. Переработчики сокращают объемы авансирования хозяйствам - актуальна проблема возврата средств. "В этом году мы планировали на нужды авансирования выделить около 60 млн рублей. Не такая великая сумма, но на самом деле она кратна тому количеству клиентов, которые аккуратны в расчетах с нами, - около 40-45 хозяйств", - говорит по этому поводу Виктор Барташевич.
"К сожалению, чем больше авансируешь, - рассказывает Сергей Грибовский, - тем потом больше становятся долги. В прошлом году мы предоставили крестьянам в общей сложности 350 млн рублей, с тем чтобы вернуть деньги и часть их вновь этой весной отдать в качестве авансов. Но собственные оборотные средства до сих находятся в долгах у крестьян. Хозяйства Кочковского района Новосибирской области нам должны порядка 50 млн рублей, для сравнения: 90 млн рублей стоит техническое перевооружение мельницы. Естественно, в этом году мы пойдем на сокращение авансов".
Более драматичная ситуация складывается в отношении компаний, созданных при региональных администрациях с целью финансирования сезонных работ и формирования региональных продовольственных фондов.
"У нас в области до сих пор актуальна проблема невозврата полученных средств, - комментирует ситуацию на рынке авансирования хозяйств коммерческий директор свинокомплекса "Томский", входящего в структуру Сибирской аграрной группы, Руслан Гурьев. - Особенно это видно на примере работы ОАО "Областной сельскохозяйственный торговый дом". Некоторые хозяйства области хронически не возвращают долги".
Аграрная перспектива
"Как бы сегодня ни сложилась ситуация на рынке авансирования хозяйств, за один год особых изменений не случится, - считает Сергей Грибовский. - Предприятия смогут найти финансовые ресурсы, в крайнем случае порежут коров, освободятся от нерентабельных производств, но поля засеют. А потом, возможно, на более высоком уровне будут предприняты какие-то меры на долгосрочную перспективу".
В регионах все без исключения участники зернового рынка ожидают от государства по меньшей мере внятной и последовательной политики на рынке зерна. Переработчики и трейдеры считают, что государство должно участвовать в регулировании цен, чтобы минимизировать инвестиционные риски и сделать рынок прозрачным, предсказуемым.
С другой стороны, сегодня его участники и администрации субъектов Федерации ожидают от правительства шагов в отношении топливных компаний. 21 марта премьер Михаил Фрадков дал поручение Федеральной антимонопольной службе принять меры по прекращению необоснованного роста цен на нефтепродукты. По итогам прошлого года дизельное топливо подорожало на 60%, бензин - на 35%. Это влечет увеличение расходов хозяйств на горючее в общей структуре затрат на производство зерна.
Кроме того, сокращаются финансовые возможности региональных бюджетов - теперь они располагают только 20% свободных денежных средств против 40-50% в прошлые годы. Значит, главная задача государства - сделать аграрный сектор привлекательным для частных компаний. В ближайшее время администрации субъектов Федерации вынуждены будут минимизировать свое присутствие в аграрном секторе. Таковы общие тенденции. В этом плане показательны два примера. Первый - Новосибирская область. В 2000 году здесь выделялось селу более 1,7 млрд рублей, в 2005-м - только 350 млн. При этом заявлено, что финансовая помощь будет оказываться только убыточным предприятиям - со сменой руководства и последующим привлечением эффективного собственника. Второй пример - Омская область, где проблему убыточных хозяйств пытаются решить за счет частных инвесторов.
Сегодня всем понятно, что решение подобных задач региональным и федеральному бюджетам не по плечу. Между тем, для аграрных холдингов вложение средств в сельхозпредприятие - политический момент, который позволяет обеспечить собственную ресурсную базу. А для банков это вложение денег в сферу, которая может принести неплохие доходы.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1019
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Ноябрь 2003: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30