Вступление в ВТО может обернуться для РФ потерей $50 млрд.
В сентябре 2004 года комиссар Еврокомиссии по торговле Паскаль Лами заявил, что полноправным членом ВТО Россия может стать уже в 2005 году, максимум в 2006-м.
Комиссар знает, что говорит, именно его прочат вскоре на пост генерального секретаря Всемирной торговой организации.
Переговоры, которые Россия ведет о своем вступлении в ВТО, вызывают большой международный резонанс. В особенности на постсоветском пространстве. Наибольший интерес заметен у наших союзников по организации Единого экономического пространства - Белоруссии, Украины, Казахстана. Это понятно. Наша страна является их главным экономическим партнером, и в случае приема в ВТО это обстоятельство тотчас скажется на объемах товарного экспорта этих стран. Пересмотру подвергнутся таможенные тарифы, торговые квоты, новое измерение приобретут антидемпинговые процедуры.
И все же самые жесткие дискуссии о целесообразности вступления России в ВТО идут не за рубежами нашей родины, а у нас дома. И тем интенсивнее, чем короче становится финишная прямая этого забега длиной в 11 лет.
Противники вступления, а их немало, свои возражения адресуют, как правило, министру экономического развития и торговли, который убежден, что, вступив в ВТО, Россия получит до 17 миллиардов долларов дополнительной прибыли, в то время как сейчас из-за того, что наша страна находится за пределами этой организации, мы теряем до 2,5 миллиарда долларов в год.
Герман Греф, правда, не уточняет, за какой период на нас свалится манна небесная в виде 17 миллиардов. За год? За 10 лет? За 20? Между тем есть экспертные оценки, согласно которым прежде чем мы получим эти 17 миллиардов, от 20 до 50 миллиардов можем потерять (вот такой разброс в масштабах оценок!) в результате того, что при вступлении в эту организацию основные ввозные пошлины у нас в стране выйдут на стандартный для членов ВТО уровень в 3 - 5 процентов. Лишь на промышленную продукцию эти пошлины у стран - членов ВТО составляют чуть более 6 процентов, в то время как сейчас в России по разным группам товаров они колеблются от 15 до 30 процентов, а в случае превышения установленных российским Правительством квот на те или иные группы товаров повышаются и до 80 процентов.
Между тем не Греф инициатор идеи вступления в ВТО. Он всего лишь министр, выполняющий волю Президента страны в этом вопросе.
Поэтому вопрос надо бы ставить так: прав или нет Президент, направляя страну в ВТО? Чтобы разобраться, давайте прибегнем к конкретному житейскому примеру.
В прошлые выходные мы с женой ездили на продуктовый рынок в подмосковное Крюково. В окрестностях этой знаменитой по 1941 году деревни и станции у нас когда-то была дача, и мы до сих пор иногда посещаем этот полюбившийся нам рынок. От большинства московских он отличается тем, что в выходные дни на него съезжаются жители окрестных деревень, расположенных вдоль железной дороги. Народ в основном пожилой, со своим неповторимым деревенским обличьем, одеждой, говором, который давно уже ушел с московских рынков.
С импровизированных прилавков там идет бойкая торговля мясом птицы импортного производства, именуемым в народе "ножками Буша". Покупатели в основном пожилые люди. Молодежи очень мало. Цена "ножек" 45 - 50 рублей за килограмм.
Подхожу к одной старушке. Извинился, представился, спрашиваю, почему покупает привозную, а не отечественную птицу.
- Так ведь наша-то курица вон за 130 рублей замахивает, - отвечает женщина. - Неподъемно для меня. У меня пенсия 2700 рублей. Это с громовскими надбавками, дай ему Бог здоровья.
Вернувшись домой, я поднял свое досье и выяснил следующее. Общий объем потребления мяса птицы в стране сегодня достигает примерно полутора миллионов тонн. Из них 1 миллион 50 тысяч тонн ввозится из-за рубежа по импортной квоте (сверхквотные поставки запрещены). Из этого общего объема 74 процента падает на поставки из США (742 тысячи тонн), 18 процентов поставляют страны ЕС (189 тысяч тонн). Остальное падает на Бразилию, Канаду и другие страны. Около 500 тысяч тонн поставляют на внутренний рынок отечественные производители.
Кто же покупает продукцию завозную и отечественную? По отзывам домохозяек, с которыми я разговаривал, отечественная курица лучше по качеству. Но купить ее может далеко не каждый. Кусается цена, от 80 до 130 рублей за килограмм. Дороговато стоит и курица из Венгрии и других стран ЕС. Поэтому значительная часть населения, в особенности пенсионеры, покупают американскую птицу.
Эту категорию населения социологи характеризуют как людей, находящихся за чертой бедности. По официальной статистике (а она исходит из размера прожиточного минимума, который сегодня составляет 2588 рублей в месяц), за чертой бедности у нас живут 20 - 25 процентов населения (около 34 миллионов человек).
Правда, международные эксперты эту цифру оспаривают.
22 сентября 2004 года Всемирный банк опубликовал документ под названием "Доклад по оценке бедности в России". В отличие от наших методик эксперты ВБ исходят не из уровня дохода, а из уровня потребления. Они считают, что это точнее, так как люди обычно стесняются говорить вслух о своих доходах.
Так вот, по этой методике в 1997 - 1999 годах число бедных в России выросло с 24,1 процента (35,3 миллиона человек) до 41,5 процента (60,5 миллиона человек). Вряд ли кто забыл, что это был период правления самого большого приверженца демократического развития страны Бориса Ельцина.
По оценкам ВБ, сейчас за чертой бедности у нас находятся 19,6 процента населения, или 28 миллионов человек. Таким образом, за годы правления Владимира Путина бедность сократилась более чем вдвое. Кстати, это объясняет, почему рейтинг Путина прочно держится на уровне 70 процентов, несмотря на всю критику его режима со стороны немцовых, явлинских, сатаровых и других "демократов".
Читатель может сказать: а какое отношение все эти рассуждения имеют к вынесенной в заголовок материала фамилии Лисовского? Имеет. И самое прямое.
Сергей Лисовский - известный противник вступления России в ВТО. Ныне это новый куриный магнат, который потихоньку подминает под себя весь птицепром России. В последние дни поступила информация, согласно которой крупнейшие российские производители мяса птицы создали новое объединение - Фонд отечественных производителей бройлеров. Возглавил фонд председатель совета директоров "Моссельпрома" Сергей Лисовский.
Кстати, это тот самый С.Лисовский, которого в 1996 году генерал Коржаков поймал на КПП Дома правительства, когда он выносил из Белого дома коробку из-под ксерокса, под завязку набитую неоприходованными долларовыми купюрами. Как дважды два доказывалось, что это деньги, украденные у государства, уведенные от налогообложения. Но тогда все обошлось, и нынче участник той "операции" уже заседает в Совете Федерации.
Эксперты считают, что вновь созданный фонд в скором времени возьмет на себя функции отраслевой организации - "Росптицесоюза", то есть Лисовскому будет фактически подчиняться все производство птичьего мяса в России. Между тем этот куриный магнат считает, что "ножкам Буша" должен быть закрыт доступ на российский рынок, потому что если этого не сделать, то это "очередная уступка для вступления в ВТО".
Мотивируя свое стремление убрать с российского рынка импортное мясо птицы, Лисовский вроде бы заботится о той бабушке с Крюковского рынка, о которой выше шла речь. По его мнению, она потребляет некачественное мясо: в окорочках импортных кур собирается до 80 процентов всех вредных веществ, и потому-де в самой Америке это мясо в употребление не идет. Оставим пока в стороне тот факт, что эти окорочка идут в употребление и в США. Дело не в этом. А в том, что наличие на рынке импортного куриного мяса не дает Лисовскому поднять цену на свою курятину. Конкуренция, видишь ли.
Давайте допустим, что "ножки Буша" вытеснены с рынка. И курицы ЕС и Бразилии тоже. И что будет? Правильно, первое, что сделает Лисовский, - поднимет цену на свою продукцию. Конкурентов-то уже не будет. И если сейчас пенсионер может позволить себе иметь на столе мясо птицы 3 - 4 раза в неделю, то потом столько же раз в месяц.
После вступления России в ВТО Лисовский не сможет поднять цену на свою курицу, потому что будет вынужден постоянно оглядываться на цены, которые диктуют нормы пошлин, принятые среди членов Всемирной торговой организации, - 3 - 5 процентов. Более того, он будет вынужден снижать свою цену и стремиться к увеличению производства продукции, чтобы остаться на плаву. Или продать свой бизнес тому, кто согласен жить по законам рынка.
Рано или поздно наш птицепром все же, очень на это надеюсь, сумеет обеспечить большинство населения отечественным мясом птицы. Но произойдет это не скоро. В последние годы министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев немало сделал для того, чтобы с помощью государственных защитительных мер дать импульс развитию птицепрома. С 2003 года Правительство России ввело жесткие квоты на импорт мяса птицы, позволив ему (импорту) покрывать лишь разницу между спросом и российским производством. Благодаря этой мере в птицепром пошли инвестиции, производство стало расти на 10 - 12 процентов в год, но тенденция эта пока еще крайне неустойчива. На ближайшие 10 лет потребность в импортной курятине, похоже, не отпадет. А от "ножек Буша" все-таки, видимо, избавимся. И не только с помощью Лисовского, а и бразильцев, например, которые уже сейчас готовы поставлять нам мясо птицы по ценам гораздо более низким, чем американцы. Но бразильцы не пробьются на наш рынок, если Россия не вступит в ВТО.
Разумеется, только решением проблемы пошлин на мясо птицы вопрос о приеме нашей страны в ВТО не исчерпывается. Существуют оценки, согласно которым переход на таможенные пошлины ВТО может в одночасье разорить наше сельское хозяйство, авиапром, сектор финансовых услуг, легкую и финансовую промышленность. Но и здесь не так все однозначно. В каждом случае следовало бы разобраться отдельно. Но это тема для других публикаций.
Комиссар знает, что говорит, именно его прочат вскоре на пост генерального секретаря Всемирной торговой организации.
Переговоры, которые Россия ведет о своем вступлении в ВТО, вызывают большой международный резонанс. В особенности на постсоветском пространстве. Наибольший интерес заметен у наших союзников по организации Единого экономического пространства - Белоруссии, Украины, Казахстана. Это понятно. Наша страна является их главным экономическим партнером, и в случае приема в ВТО это обстоятельство тотчас скажется на объемах товарного экспорта этих стран. Пересмотру подвергнутся таможенные тарифы, торговые квоты, новое измерение приобретут антидемпинговые процедуры.
И все же самые жесткие дискуссии о целесообразности вступления России в ВТО идут не за рубежами нашей родины, а у нас дома. И тем интенсивнее, чем короче становится финишная прямая этого забега длиной в 11 лет.
Противники вступления, а их немало, свои возражения адресуют, как правило, министру экономического развития и торговли, который убежден, что, вступив в ВТО, Россия получит до 17 миллиардов долларов дополнительной прибыли, в то время как сейчас из-за того, что наша страна находится за пределами этой организации, мы теряем до 2,5 миллиарда долларов в год.
Герман Греф, правда, не уточняет, за какой период на нас свалится манна небесная в виде 17 миллиардов. За год? За 10 лет? За 20? Между тем есть экспертные оценки, согласно которым прежде чем мы получим эти 17 миллиардов, от 20 до 50 миллиардов можем потерять (вот такой разброс в масштабах оценок!) в результате того, что при вступлении в эту организацию основные ввозные пошлины у нас в стране выйдут на стандартный для членов ВТО уровень в 3 - 5 процентов. Лишь на промышленную продукцию эти пошлины у стран - членов ВТО составляют чуть более 6 процентов, в то время как сейчас в России по разным группам товаров они колеблются от 15 до 30 процентов, а в случае превышения установленных российским Правительством квот на те или иные группы товаров повышаются и до 80 процентов.
Между тем не Греф инициатор идеи вступления в ВТО. Он всего лишь министр, выполняющий волю Президента страны в этом вопросе.
Поэтому вопрос надо бы ставить так: прав или нет Президент, направляя страну в ВТО? Чтобы разобраться, давайте прибегнем к конкретному житейскому примеру.
В прошлые выходные мы с женой ездили на продуктовый рынок в подмосковное Крюково. В окрестностях этой знаменитой по 1941 году деревни и станции у нас когда-то была дача, и мы до сих пор иногда посещаем этот полюбившийся нам рынок. От большинства московских он отличается тем, что в выходные дни на него съезжаются жители окрестных деревень, расположенных вдоль железной дороги. Народ в основном пожилой, со своим неповторимым деревенским обличьем, одеждой, говором, который давно уже ушел с московских рынков.
С импровизированных прилавков там идет бойкая торговля мясом птицы импортного производства, именуемым в народе "ножками Буша". Покупатели в основном пожилые люди. Молодежи очень мало. Цена "ножек" 45 - 50 рублей за килограмм.
Подхожу к одной старушке. Извинился, представился, спрашиваю, почему покупает привозную, а не отечественную птицу.
- Так ведь наша-то курица вон за 130 рублей замахивает, - отвечает женщина. - Неподъемно для меня. У меня пенсия 2700 рублей. Это с громовскими надбавками, дай ему Бог здоровья.
Вернувшись домой, я поднял свое досье и выяснил следующее. Общий объем потребления мяса птицы в стране сегодня достигает примерно полутора миллионов тонн. Из них 1 миллион 50 тысяч тонн ввозится из-за рубежа по импортной квоте (сверхквотные поставки запрещены). Из этого общего объема 74 процента падает на поставки из США (742 тысячи тонн), 18 процентов поставляют страны ЕС (189 тысяч тонн). Остальное падает на Бразилию, Канаду и другие страны. Около 500 тысяч тонн поставляют на внутренний рынок отечественные производители.
Кто же покупает продукцию завозную и отечественную? По отзывам домохозяек, с которыми я разговаривал, отечественная курица лучше по качеству. Но купить ее может далеко не каждый. Кусается цена, от 80 до 130 рублей за килограмм. Дороговато стоит и курица из Венгрии и других стран ЕС. Поэтому значительная часть населения, в особенности пенсионеры, покупают американскую птицу.
Эту категорию населения социологи характеризуют как людей, находящихся за чертой бедности. По официальной статистике (а она исходит из размера прожиточного минимума, который сегодня составляет 2588 рублей в месяц), за чертой бедности у нас живут 20 - 25 процентов населения (около 34 миллионов человек).
Правда, международные эксперты эту цифру оспаривают.
22 сентября 2004 года Всемирный банк опубликовал документ под названием "Доклад по оценке бедности в России". В отличие от наших методик эксперты ВБ исходят не из уровня дохода, а из уровня потребления. Они считают, что это точнее, так как люди обычно стесняются говорить вслух о своих доходах.
Так вот, по этой методике в 1997 - 1999 годах число бедных в России выросло с 24,1 процента (35,3 миллиона человек) до 41,5 процента (60,5 миллиона человек). Вряд ли кто забыл, что это был период правления самого большого приверженца демократического развития страны Бориса Ельцина.
По оценкам ВБ, сейчас за чертой бедности у нас находятся 19,6 процента населения, или 28 миллионов человек. Таким образом, за годы правления Владимира Путина бедность сократилась более чем вдвое. Кстати, это объясняет, почему рейтинг Путина прочно держится на уровне 70 процентов, несмотря на всю критику его режима со стороны немцовых, явлинских, сатаровых и других "демократов".
Читатель может сказать: а какое отношение все эти рассуждения имеют к вынесенной в заголовок материала фамилии Лисовского? Имеет. И самое прямое.
Сергей Лисовский - известный противник вступления России в ВТО. Ныне это новый куриный магнат, который потихоньку подминает под себя весь птицепром России. В последние дни поступила информация, согласно которой крупнейшие российские производители мяса птицы создали новое объединение - Фонд отечественных производителей бройлеров. Возглавил фонд председатель совета директоров "Моссельпрома" Сергей Лисовский.
Кстати, это тот самый С.Лисовский, которого в 1996 году генерал Коржаков поймал на КПП Дома правительства, когда он выносил из Белого дома коробку из-под ксерокса, под завязку набитую неоприходованными долларовыми купюрами. Как дважды два доказывалось, что это деньги, украденные у государства, уведенные от налогообложения. Но тогда все обошлось, и нынче участник той "операции" уже заседает в Совете Федерации.
Эксперты считают, что вновь созданный фонд в скором времени возьмет на себя функции отраслевой организации - "Росптицесоюза", то есть Лисовскому будет фактически подчиняться все производство птичьего мяса в России. Между тем этот куриный магнат считает, что "ножкам Буша" должен быть закрыт доступ на российский рынок, потому что если этого не сделать, то это "очередная уступка для вступления в ВТО".
Мотивируя свое стремление убрать с российского рынка импортное мясо птицы, Лисовский вроде бы заботится о той бабушке с Крюковского рынка, о которой выше шла речь. По его мнению, она потребляет некачественное мясо: в окорочках импортных кур собирается до 80 процентов всех вредных веществ, и потому-де в самой Америке это мясо в употребление не идет. Оставим пока в стороне тот факт, что эти окорочка идут в употребление и в США. Дело не в этом. А в том, что наличие на рынке импортного куриного мяса не дает Лисовскому поднять цену на свою курятину. Конкуренция, видишь ли.
Давайте допустим, что "ножки Буша" вытеснены с рынка. И курицы ЕС и Бразилии тоже. И что будет? Правильно, первое, что сделает Лисовский, - поднимет цену на свою продукцию. Конкурентов-то уже не будет. И если сейчас пенсионер может позволить себе иметь на столе мясо птицы 3 - 4 раза в неделю, то потом столько же раз в месяц.
После вступления России в ВТО Лисовский не сможет поднять цену на свою курицу, потому что будет вынужден постоянно оглядываться на цены, которые диктуют нормы пошлин, принятые среди членов Всемирной торговой организации, - 3 - 5 процентов. Более того, он будет вынужден снижать свою цену и стремиться к увеличению производства продукции, чтобы остаться на плаву. Или продать свой бизнес тому, кто согласен жить по законам рынка.
Рано или поздно наш птицепром все же, очень на это надеюсь, сумеет обеспечить большинство населения отечественным мясом птицы. Но произойдет это не скоро. В последние годы министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев немало сделал для того, чтобы с помощью государственных защитительных мер дать импульс развитию птицепрома. С 2003 года Правительство России ввело жесткие квоты на импорт мяса птицы, позволив ему (импорту) покрывать лишь разницу между спросом и российским производством. Благодаря этой мере в птицепром пошли инвестиции, производство стало расти на 10 - 12 процентов в год, но тенденция эта пока еще крайне неустойчива. На ближайшие 10 лет потребность в импортной курятине, похоже, не отпадет. А от "ножек Буша" все-таки, видимо, избавимся. И не только с помощью Лисовского, а и бразильцев, например, которые уже сейчас готовы поставлять нам мясо птицы по ценам гораздо более низким, чем американцы. Но бразильцы не пробьются на наш рынок, если Россия не вступит в ВТО.
Разумеется, только решением проблемы пошлин на мясо птицы вопрос о приеме нашей страны в ВТО не исчерпывается. Существуют оценки, согласно которым переход на таможенные пошлины ВТО может в одночасье разорить наше сельское хозяйство, авиапром, сектор финансовых услуг, легкую и финансовую промышленность. Но и здесь не так все однозначно. В каждом случае следовало бы разобраться отдельно. Но это тема для других публикаций.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00