Почему на столах екатеринбуржцев появляется несъедобный хлеб
Прилавки магазинов города ломятся от продукции хлебопеков. Выбор богатый - от непритязательного ржаного хлеба до сладких булочек, печенья и прочих кондитерских изысков. Но нередко покупателей ждет разочарование: главный продукт и его производные оказываются далеко не такими вкусными и полезными, как хотелось бы.
Сухая корочка
В ассоциации "Уралпищепром", которая в ранге некоммерческого партнерства представляет интересы пищевиков на Среднем Урале, скопилась пухлая пачка претензий потребителей к качеству хлеба и выпечки.
К примеру, в сентябре 2008 года Сухоложский хлебокомбинат поставил областному госпиталю ветеранов войн 150 буханок хлеба и 848 сдобных булочек с конфитюром. Но заслуженные пациенты госпиталя этому не обрадовались: хлеб оказался непропеченным, корка отслаивалась и местами была прожжена, а пересушенная сдоба нещадно крошилась. Все это зафиксировала созданная в госпитале комиссия, а подписал претензию его начальник.
Комбинат вроде бы на замечания отреагировал, директор предприятия даже письменно известила руководство госпиталя о принятых мерах. Но уже в октябре лечебное учреждение ждал новый неприятный сюрприз. Пришлось возвратить тому же изготовителю 630 некачественных буханок. Наступил ноябрь - и новый конфуз, с той только разницей, что теперь предприятие нарушило график поставки хлеба. Свидетельством служит очередная письменная претензия медучреждения.
Перед нами, увы, типичная картина взаимоотношений поставщика социально значимого продукта питания и его коллективного потребителя. А приводим мы ее здесь, поскольку она помогает понять причины появления в столице региона несъедобного хлеба. В распоряжении корреспондента "РГ" оказался акт экспертизы, которой подвергло недавно ФГУ "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" продукцию все того же Сухоложского хлебокомбината. В частности, эксперты отмечают полное отсутствие у производителя документов, подтверждающих качество и безопасность его продукции.
Качество не положено
- При формировании муниципального заказа хлебопродуктов для областного центра не уделяется должного внимания их качеству и безопасности. Отсюда все беды, - заявляет исполнительный директор ассоциации "Уралпищепром" Иван Колодяжный.
И небезосновательно. Размещение заказов на товары, в том числе пищевые, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд регламентируется федеральным законом № 94 от 31.12.2005. Согласно ему, заказы формируют на основе конкурсов и аукционов. В соответствии со статьей 22 закона конкурсная документация должна содержать требования к качеству и безопасности товаров. Зато такого требования нет в "Положении о формировании и размещении муниципального заказа города Екатеринбурга", утвержденного Гордумой 8 февраля 2005 года. Документ лишь невнятно извещает, что, цитируем, "основными критериями для конкурсной комиссии при принятии решения об определении способа размещения заказа является стоимость поставляемых товаров (работ, услуг) и статус поставщика…". Трудно поверить, но в положении вообще нет ни слова о качестве. Хотя именно этим документом руководствуются в городе при закупках хлебобулочных изделий. Ну а коль скоро берется в расчет только цена, до остального руки не доходят.
- Неправильно, что заказчик в лице муниципальной службы, ответственной за проведение тендеров, никак не формулирует критерии качества продуктов, - считает главный специалист одного из хлебокомбинатов Екатеринбурга Юрий Бойченко. - Мы-то марку своего предприятия бережем. Но за всех поставщиков не поручусь.
Не задав планку качества, муниципалитет, понятное дело, не преуспел в контроле над ним. Опытные пищевики лишь руками разводят. Например, только мечтать остается о местном реестре недобросовестных поставщиков, прямо заданном тем же ФЗ-94. Вот и получается, что нерадивый пекарь, дискредитировавший себя в одном районе, объявляется вскоре в другом и благополучно выигрывает там конкурс. Не так уж трудно заполучить образцовый сертификат на основе исследования разовой выпечки. Благо, регулярного контроля не предвидится: городские власти никак не отладят взаимодействие с Роспотребнадзором на этом участке.
- Еще два года назад в состав конкурсных комиссий входили представители контрольного органа, - вспоминает Иван Колодяжный, - сейчас их там нет.
Демпинг по заказу
Плохо выполняется даже не в меру либеральное Положение о муниципальном заказе. Вообще-то оно допускает к участию в конкурсе только таких исполнителей, которые, опять же цитируем, "имеют производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для изготовления или поставки товаров". Беда в том, что за соблюдением этих условий никто толком не следит. В подтверждение специалисты некоммерческого партнерства приводят анекдотичный пример. Во время конкурса один из мелких поставщиков уверял, что хоть и не имеет своей лаборатории, зато сотрудничает со сторонней, которая ежедневно проверяет-де перед отправкой потребителю качество испеченного хлеба. Но тут же выяснилось, что лаборатория начинает работать в восемь часов, а продукцию отгружают из пекарни потребителям в семь. Столь явные нестыковки не помешали этому претенденту выиграть тендер. Как и другим, которые порой выпекают хлеб в антисанитарных условиях и не имеют спецтранспорта для его доставки.
Весьма лояльны организаторы конкурсов и к перекупщикам. Смотришь и удивляешься: иной маломощной фирмочке доверяют поставлять в областной центр поистине необъятный ассортимент пищевой продукции, производителем которой она не может быть по определению. Где уж ей уследить за качеством и обеспечить ритмичность поставок!
Законопослушные пищевики не в восторге и еще от одной особенности местной продовольственной политики. Зачастую цены, заявленные на конкурс комитетом по экономике городской администрации (просчитанные экономистами, а стало быть, оптимальные), под занавес торгов сокращаются вдвое-втрое. Причем сбивают их в абсолютном большинстве случаев отнюдь не ведущие пищевые предприятия с солидной производственной базой, а владельцы мелких пекарен. За счет чего? И как покрывают они неминуемые в таких случаях убытки?
Руководитель одного из крупных екатеринбургских хлебокомбинатов разъяснил, что подобный демпинг возможен, только если мука и другие ингредиенты ниже по качеству, чем значится в сопроводительных документах, или сама булка - легче. Или объем поставки меньше документально оформленного. Либо условия госконтракта приватно меняются уже после его заключения.
- Для нашего предприятия все это неприемлемо, - подчеркнул руководитель, - а потому цены нам так не сбить.
Способными на подобные "подвиги" специалисты считают разве что участников серых схем, выгодных недобросовестным чиновникам, но никак не рядовым потребителям. После создания ситуации демпинга, объективно вредного для добросовестных хлебопеков, ее инициаторы могут получать дотации из городской казны. И распределение денег - тайна за семью печатями. Ну а хлеб "доверенные лица" столоначальников не стесняются закупать на тех самых предприятиях, которые "подставили".
Разумеется, в мэрии с этими обвинениями не согласны. Дескать, действуем в строгом соответствии с ФЗ-94. Но тут же признают, что реестра недобросовестных поставщиков продовольствия действительно нет. Бесполезно его заводить: мелкие поставщики-хитрюги легко сменят вывеску, чтобы остаться на рынке. Не спорят в комитете по экономике и против того, что уровень конкурсов на муниципальные заказы продуктов питания снизился. Раньше конкурсные комиссии возглавлял вице-мэр города, а сейчас проведение тендеров передоверено районным администрациям. Ну, те и забывают приглашать в комиссии представителей контрольных органов.
О чем якобы не ведают в мэрии, так это о подозрительном хлебном демпинге отдельных поставщиков. Сделав такое заявление, наш собеседник в комитете по экономике, не пожелавший, чтобы его имя появилось в газете, тему закрыл. Хотя положение обязывает по меньшей мере к строгой внутренней проверке.
Словом, сегодня трудно предсказать, когда хлеб на столах екатеринбуржцев станет по-настоящему вкусным и питательным. Одно ясно: для этого необходимо старание не только хлебопеков, но и лиц, определяющих продовольственную политику в столице Урала.
P.S.
Уральский филиал "РГ" обратился с письменной просьбой о содействии в пресс-службу администрации Екатеринбурга. Там нас направили к вице-мэру Виктору Контееву, ответственному за товарный рынок областного центра. Вице-мэр от комментария отказался, переадресовав вопрос председателю комитета по экономике Александру Ковальчику. Тот предложил обратиться к заместителю председателя комитета Александру Старкову. Но и этот чиновник отказался выполнить просьбу. Так что официальный взгляд на проблему остается пока неизвестным.
"Российская газета" продолжит исследовать ситуацию, связанную с нарушением закона о закупках товаров для государственных и муниципальных нужд.
Сухая корочка
В ассоциации "Уралпищепром", которая в ранге некоммерческого партнерства представляет интересы пищевиков на Среднем Урале, скопилась пухлая пачка претензий потребителей к качеству хлеба и выпечки.
К примеру, в сентябре 2008 года Сухоложский хлебокомбинат поставил областному госпиталю ветеранов войн 150 буханок хлеба и 848 сдобных булочек с конфитюром. Но заслуженные пациенты госпиталя этому не обрадовались: хлеб оказался непропеченным, корка отслаивалась и местами была прожжена, а пересушенная сдоба нещадно крошилась. Все это зафиксировала созданная в госпитале комиссия, а подписал претензию его начальник.
Комбинат вроде бы на замечания отреагировал, директор предприятия даже письменно известила руководство госпиталя о принятых мерах. Но уже в октябре лечебное учреждение ждал новый неприятный сюрприз. Пришлось возвратить тому же изготовителю 630 некачественных буханок. Наступил ноябрь - и новый конфуз, с той только разницей, что теперь предприятие нарушило график поставки хлеба. Свидетельством служит очередная письменная претензия медучреждения.
Перед нами, увы, типичная картина взаимоотношений поставщика социально значимого продукта питания и его коллективного потребителя. А приводим мы ее здесь, поскольку она помогает понять причины появления в столице региона несъедобного хлеба. В распоряжении корреспондента "РГ" оказался акт экспертизы, которой подвергло недавно ФГУ "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" продукцию все того же Сухоложского хлебокомбината. В частности, эксперты отмечают полное отсутствие у производителя документов, подтверждающих качество и безопасность его продукции.
Качество не положено
- При формировании муниципального заказа хлебопродуктов для областного центра не уделяется должного внимания их качеству и безопасности. Отсюда все беды, - заявляет исполнительный директор ассоциации "Уралпищепром" Иван Колодяжный.
И небезосновательно. Размещение заказов на товары, в том числе пищевые, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд регламентируется федеральным законом № 94 от 31.12.2005. Согласно ему, заказы формируют на основе конкурсов и аукционов. В соответствии со статьей 22 закона конкурсная документация должна содержать требования к качеству и безопасности товаров. Зато такого требования нет в "Положении о формировании и размещении муниципального заказа города Екатеринбурга", утвержденного Гордумой 8 февраля 2005 года. Документ лишь невнятно извещает, что, цитируем, "основными критериями для конкурсной комиссии при принятии решения об определении способа размещения заказа является стоимость поставляемых товаров (работ, услуг) и статус поставщика…". Трудно поверить, но в положении вообще нет ни слова о качестве. Хотя именно этим документом руководствуются в городе при закупках хлебобулочных изделий. Ну а коль скоро берется в расчет только цена, до остального руки не доходят.
- Неправильно, что заказчик в лице муниципальной службы, ответственной за проведение тендеров, никак не формулирует критерии качества продуктов, - считает главный специалист одного из хлебокомбинатов Екатеринбурга Юрий Бойченко. - Мы-то марку своего предприятия бережем. Но за всех поставщиков не поручусь.
Не задав планку качества, муниципалитет, понятное дело, не преуспел в контроле над ним. Опытные пищевики лишь руками разводят. Например, только мечтать остается о местном реестре недобросовестных поставщиков, прямо заданном тем же ФЗ-94. Вот и получается, что нерадивый пекарь, дискредитировавший себя в одном районе, объявляется вскоре в другом и благополучно выигрывает там конкурс. Не так уж трудно заполучить образцовый сертификат на основе исследования разовой выпечки. Благо, регулярного контроля не предвидится: городские власти никак не отладят взаимодействие с Роспотребнадзором на этом участке.
- Еще два года назад в состав конкурсных комиссий входили представители контрольного органа, - вспоминает Иван Колодяжный, - сейчас их там нет.
Демпинг по заказу
Плохо выполняется даже не в меру либеральное Положение о муниципальном заказе. Вообще-то оно допускает к участию в конкурсе только таких исполнителей, которые, опять же цитируем, "имеют производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для изготовления или поставки товаров". Беда в том, что за соблюдением этих условий никто толком не следит. В подтверждение специалисты некоммерческого партнерства приводят анекдотичный пример. Во время конкурса один из мелких поставщиков уверял, что хоть и не имеет своей лаборатории, зато сотрудничает со сторонней, которая ежедневно проверяет-де перед отправкой потребителю качество испеченного хлеба. Но тут же выяснилось, что лаборатория начинает работать в восемь часов, а продукцию отгружают из пекарни потребителям в семь. Столь явные нестыковки не помешали этому претенденту выиграть тендер. Как и другим, которые порой выпекают хлеб в антисанитарных условиях и не имеют спецтранспорта для его доставки.
Весьма лояльны организаторы конкурсов и к перекупщикам. Смотришь и удивляешься: иной маломощной фирмочке доверяют поставлять в областной центр поистине необъятный ассортимент пищевой продукции, производителем которой она не может быть по определению. Где уж ей уследить за качеством и обеспечить ритмичность поставок!
Законопослушные пищевики не в восторге и еще от одной особенности местной продовольственной политики. Зачастую цены, заявленные на конкурс комитетом по экономике городской администрации (просчитанные экономистами, а стало быть, оптимальные), под занавес торгов сокращаются вдвое-втрое. Причем сбивают их в абсолютном большинстве случаев отнюдь не ведущие пищевые предприятия с солидной производственной базой, а владельцы мелких пекарен. За счет чего? И как покрывают они неминуемые в таких случаях убытки?
Руководитель одного из крупных екатеринбургских хлебокомбинатов разъяснил, что подобный демпинг возможен, только если мука и другие ингредиенты ниже по качеству, чем значится в сопроводительных документах, или сама булка - легче. Или объем поставки меньше документально оформленного. Либо условия госконтракта приватно меняются уже после его заключения.
- Для нашего предприятия все это неприемлемо, - подчеркнул руководитель, - а потому цены нам так не сбить.
Способными на подобные "подвиги" специалисты считают разве что участников серых схем, выгодных недобросовестным чиновникам, но никак не рядовым потребителям. После создания ситуации демпинга, объективно вредного для добросовестных хлебопеков, ее инициаторы могут получать дотации из городской казны. И распределение денег - тайна за семью печатями. Ну а хлеб "доверенные лица" столоначальников не стесняются закупать на тех самых предприятиях, которые "подставили".
Разумеется, в мэрии с этими обвинениями не согласны. Дескать, действуем в строгом соответствии с ФЗ-94. Но тут же признают, что реестра недобросовестных поставщиков продовольствия действительно нет. Бесполезно его заводить: мелкие поставщики-хитрюги легко сменят вывеску, чтобы остаться на рынке. Не спорят в комитете по экономике и против того, что уровень конкурсов на муниципальные заказы продуктов питания снизился. Раньше конкурсные комиссии возглавлял вице-мэр города, а сейчас проведение тендеров передоверено районным администрациям. Ну, те и забывают приглашать в комиссии представителей контрольных органов.
О чем якобы не ведают в мэрии, так это о подозрительном хлебном демпинге отдельных поставщиков. Сделав такое заявление, наш собеседник в комитете по экономике, не пожелавший, чтобы его имя появилось в газете, тему закрыл. Хотя положение обязывает по меньшей мере к строгой внутренней проверке.
Словом, сегодня трудно предсказать, когда хлеб на столах екатеринбуржцев станет по-настоящему вкусным и питательным. Одно ясно: для этого необходимо старание не только хлебопеков, но и лиц, определяющих продовольственную политику в столице Урала.
P.S.
Уральский филиал "РГ" обратился с письменной просьбой о содействии в пресс-службу администрации Екатеринбурга. Там нас направили к вице-мэру Виктору Контееву, ответственному за товарный рынок областного центра. Вице-мэр от комментария отказался, переадресовав вопрос председателю комитета по экономике Александру Ковальчику. Тот предложил обратиться к заместителю председателя комитета Александру Старкову. Но и этот чиновник отказался выполнить просьбу. Так что официальный взгляд на проблему остается пока неизвестным.
"Российская газета" продолжит исследовать ситуацию, связанную с нарушением закона о закупках товаров для государственных и муниципальных нужд.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00