Какого кризиса нам бояться?

Среда, 13 февраля 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

13.02.2008 Анна Каледина, Федор Чайка

"Говорят, и у нас будет кризис!" - многие россияне, читая сводки с иностранных финансовых "фронтов", примеряют ситуацию "на себя". Неясные страхи принимают разные обличья. Это и дефолт, и деноминация, и крах рубля... И чем больше умные люди говорят, что ничего не будет, тем сильнее шепот о грядущих несчастьях. Так уж мы устроены: не верим, что все будет хорошо. На самом деле деноминации не будет, а от дефолта нас убережет Резервный фонд, но это не значит, что России ничто не угрожает. Наша главная опасность в том, что экономика зависит от нефти и газа.

- Разгоняются какие-то дурацкие слухи о деноминации национальной валюты, - сказал на днях Владимир Путин, - чушь это полная. В современных условиях это нелепо, невозможно и глупо.

Казалось бы, все, тема закрыта. Президент не просто так это сказал и брать свои слова назад не будет. Он вообще за этим не замечен. Но у наших граждан генетическая вера в то, что дыма без огня не бывает.

- Я знаю человека, который знает того, кто лично держал в руках новые деньги, - убеждала нас вчера коллега. - Кстати, ну вы-то скажите: кризис будет?

У людей есть основания думать о кризисе. Мировую финансовую систему лихорадит, американская экономика на грани рецессии, доллар падает, фондовые рынки потеряли $5 триллионов...

Россия - часть мировой системы, и никуда мы от нее не денемся. И в этих условиях нет причин впадать в панику, надо просто четко определить стратегию своего поведения в условиях мирового кризиса. Нас защитят огромные золотовалютные резервы и миллиарды Стабфонда, которыми надо лишь разумно распорядиться. Но вот здесь у наших властей единства нет.

Есть и еще одно вполне разумное объяснение народных страхов. В последние годы мы чувствуем себя все более уверенно, экономика развивается, доходы растут... Но мы по-прежнему остаемся сырьевой страной, благосостояние которой на 80% зависит от нефтяных и газовых доходов. И в этом - настоящая угроза, ведь нефть может когда-нибудь и подешеветь. Недаром же президент в обращении к Госсовету призвал переходить к инновационному развитию экономики. Надо прекратить думать, что сырьевая экономика будет кормить нас всегда. Это тупик. Но это не значит, что кризис грозит нам прямо сейчас. Чтобы понять, почему мы все время боимся кризиса, надо четко отделить экономику от психологии.

Спасет ли нас нефть?

По расчетам экспертов, с нашим бюджетом все будет в порядке, пока нефть не подешевеет до $27 за баррель. Напомним, что сейчас она стоит почти $90. Даже если и подешевеет, нам поможет Резервный фонд. На крайний случай есть еще полтриллиона долларов золотовалютных резервов. Так что этого бояться пока не стоит: зарплаты бюджетникам и пенсии будут платить вовремя, курс рубля резко падать не будет. По крайней мере в ближайшие годы.

Чем нам грозит мировой кризис?

Еще одна "страшилка" - мировой кризис перекинется на нашу страну. На самом деле он может нам грозить лишь тем, что сократятся иностранные инвестиции и снизится цена акций российских компаний (это уже происходит). Нашим компаниям сложнее будет занимать деньги за границей, так что рост экономики может снизиться. Значит, будут медленнее расти зарплаты. Из-за мирового кризиса может упасть спрос на наши товары, так что экспортеры пострадают. Это, собственно, всё.

Надо ли "спасать" Америкуи торопиться в ВТО?

Другое дело, что в нашем правительстве нет единого мнения, что делать с "госзаначками". Одни предлагают помочь Америке деньгами, чтобы сгладить кризис, другие хотят закрыться таможенными барьерами, чтобы все переждать. И то, и другое - неправильно. Помогать никому не стоит, Америке и так весь мир дает деньги уже более полувека. Но и совсем отгородиться не получится. Надо экономить деньги и по возможности защищать свою промышленность. Пошлинами, дотациями и прочим. И в ВТО не стоит торопиться. К сожалению, в правительстве нет единого мнения по этому поводу. А надо бы найти.

К чему приведет инфляция?

Вот что действительно портит жизнь и бизнесу, и рядовым гражданам, так это инфляция. В прошлом году она превысила все прогнозы, достигнув почти 12%. Инфляция заставляет людей тратить больше, чем инвестировать, и это опасно для экономики. Бороться с этим можно лишь затянув пояс, снизив бюджетные траты.

Все перечисленные угрозы приводят нас к одной мысли: чтобы избежать кризиса, нужно экономить, а не впадать в эйфорию от успехов. Это касается и граждан, и правительства.

Психология: нас слишком долго обманывали

Мы так напуганы реформами 1990-х, что просто уверены: если все хорошо, то это не к добру. Когда банкир Смоленский, оставивший в 1998 году сотни тысяч людей без сбережений, спокойно живет в Австрии и покупает сыну в подарок автозавод TVR, сложно убедить наших граждан, что им ничего не грозит. Слишком много было таких смоленских, и слишком много мы потеряли в свое время. Поэтому сейчас мы с каким-то остервенением торопимся потратить все, что зарабатываем. Нашептывая друг другу про кризис.

Хочется лишь напомнить, что сейчас вклады в банках гарантированы государством, что резкого падения курса рубля не будет по причинам, изложенным выше... Но на самом деле психологи говорят, что наше поколение так и не научится верить в то, что кризиса не будет.

Сколько убирать нулей?

Замены купюр в нашей стране не будет. Не только потому, что так сказал президент, но и потому, что никакого смысла проводить внезапную деноминацию нет. Отбрасывание нулей демонстрирует стабильность экономики и чаще всего проводится уже именно тогда, когда периоды финансовых потрясений пройдены, когда национальная валюта укрепляется, а инфляция сведена к минимуму. У нас же цены обуздать пока не удалось. Напомним также, что последняя деноминация, проведенная десять лет назад, получила название "бархатная". О ней народу заранее сообщили, подготовили, и все прошло тихо и гладко. Хотя потом настал кризис, но это уже совсем другая история. Сейчас ситуация в нашей экономике прямо противоположная той, что была в 1998 году.

Наконец, имеет смысл убирать с денег не менее трех нулей. Сейчас это будет сложно. По итогам прошлого года средняя зарплата в стране составила 13,5 тысячи рублей. Получается, что после деноминации получать средний россиянин будет 13,5 рубля. Это психологически некомфортно. Более того, в нынешней ситуации народ обязательно почувствует себя обделенным, так как неизбежно вырастут цены. Ведь если проводить деноминацию, то стоимость товаров подвергнется округлению. Скажем, буханка так называемого социального хлеба сейчас стоит 6 рублей. Отрезали нули и получили 0,6 копейки. Полушки у нас вводить вряд ли станут. Поэтому придется довести стоимость буханки до копейки. В результате - общенародное недовольство, инфляция. Оно правительству надо?

По мнению большинства экспертов, деноминацию можно и нужно будет проводить через несколько лет, когда инфляция стабильно будет держаться на уровне 3-4%. Хотя бы для того, чтобы сэкономить на чеканке мелких монет, которые сейчас ничего не стоят.

Так что бояться надо не деноминации и не абстрактного кризиса, а собственной лени и беспечности. Если Россия сможет "соскочить" с нефтегазовой "иглы" и развить реальное производство, то кризис нам не страшен ни сейчас, ни через много лет. А для этого надо всего лишь хорошо работать и не верить слухам.

Слухи на руку спекулянтам

Слухи "хороши" тем, что вызывают цепную реакцию. Вслед за разговорами о деноминации по Москве поползли слухи, что в ожидании этой "неприятности" люди кинулись скупать жилье, пытаясь хоть как-то сохранить свои деньги. Поэтому цены на недвижимость в январе подскочили на 10%. По словам специалистов, это не совсем так. Цена предложений выросла на 2% (и это тоже не показатель, так как не факт, что на такую стоимость квадратных метров нашелся спрос). Больше всего (4,5-5,5%) подорожало самое бюджетное жилье. Его, как правило, покупают не в инвестиционных целях, а для личного пользования. Поэтому лишено логики утверждение, что люди стремились покупкой недвижимости облегчить для себя предполагаемую деноминацию. Наоборот, цены на новостройки бизнес-класса упали на 1%. И это может свидетельствовать как раз о повышении предложения на эту категорию недвижимости, приобретаемую в том числе с целью вложения сбережений. Также специалисты утверждают, что вкладываться в недвижимость в момент мировой финансовой нестабильности - не самое разумное решение. Если катаклизмы затронут и нас, то покупательский спрос тоже может снизиться. И тогда цены упадут еще больше.

О том, как сохранить свои сбережения в условиях нестабильности, читайте в новой рубрике "Известий" "Школа молодого инвестора" по понедельникам.

Почему мы опасаемся денежных реформ

Андрей Реут

Любой обмен денег в нашей стране, увы, оборачивался потерями для граждан. Именно поэтому боязнь денежных реформ стала для нас генетической. Конечно, мало кто уже помнит реформы 1930-х и деноминацию 1961 года, но зато павловская реформа 1991-го забудется еще не скоро. И это была вовсе не деноминация. Тогда, напомним, министр финансов Валентин Павлов нашел оригинальный способ борьбы со спекулянтами, коррупционерами и прочими подпольными богачами.

Вышел указ об изъятии из обращения и обмене в трехдневный срок всех 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. Те, кто не успел, остались без сбережений. Главным итогом реформы стала не борьба с теневой экономикой, а массовое разочарование людей.

Недовольство граждан, потерявших деньги, стало одной из причин последующей смены власти. Ошибки тех лет давно осознаны, и деноминация 1997 года прошла уже по цивилизованному сценарию, т.е. не было никаких ограничений ни по времени, ни по суммам. Но страх остался.

Почему сейчас деноминацию проводить не будут

- Высокая и нестабильная инфляция лишает проведение деноминации на данный момент всякого смысла.

- В нынешней ситуации "обрезание" нулей неизбежно приведет к ощутимому росту цен, так как их придется округлять. Как правило, делается это в сторону увеличения.

- Процесс деноминации в текущих условиях может не окупиться.

И почему это нужно делать в перспективе

- Монеты мелкого (1, 5, 10 и 50 копеек) не только отягощают наши кошельки - их себестоимость выше ценности. Деноминация вернет их в полноценное обращение.

- Себестоимость производства денег уменьшится. Купюры низкого номинала (10 и 50 рублей) служат 6-12 месяцев, среднего номинала (100 и 500 рублей) - до двух лет, высокого номинала (1000 рублей) - 2-3 года. Монеты могут находиться в обращении 10-20 лет.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 626
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Июль 2018: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31